Судья: Демидов В.Ю. Дело <данные изъяты>а-23022/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Тюшляевой Н.В., Фенко Е.А.,
при секретаре Овсепян В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2019 года апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по иску <данные изъяты> к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,
заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В., объяснения представителя <данные изъяты>. – <данные изъяты>.,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение – гараж <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>». Решением административного ответчика от <данные изъяты> <данные изъяты> было отказано в предоставлении услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Просил признать незаконным решение администрации городского округа <данные изъяты> об отказе в предоставлении услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обязать администрацию городского округа <данные изъяты> в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу согласовать предоставление земельного участка.
Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворено частично: признан незаконным отказ администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> Администрация городского округа <данные изъяты> обязана повторно рассмотреть заявление <данные изъяты>. о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Будучи несогласной с решением суда, администрация городского округа <данные изъяты> обжалует его, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>. принадлежит на праве собственности нежилое помещение <данные изъяты>, площадью 21,6 кв.м., по адресу: <данные изъяты>», что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты>
<данные изъяты>. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в отношении земельного участка, площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>
Решением от <данные изъяты> № <данные изъяты> администрация городского округа Химки отказала <данные изъяты> в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Удовлетворяя административный иск о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что согласно техническому заключению кадастрового инженера по объекту недвижимости – гаражу <данные изъяты>, фундамент и конструктивные элементы здания являются обособленными; гараж представляет собой отдельно стоящее здание, окруженное прилегающей территорией, имеет обособленный вход, общей границы с иными объектами капитального строительства не имеет.
Также суд сослался на то, что из оспариваемого решения не усматривается причин отказа, что является основанием для признания его незаконным.
Данный вывод суда первой инстанции, изложенный в решении, не соответствует обстоятельствам административного дела.
Так, из оспариваемого решения следует, что с учетом того, что <данные изъяты> является собственником помещения (не здания и не сооружения), основанием отказа является отсутствие совместного обращения с другими сособственниками здания за вышеуказанной услугой, а также не предоставление заявителем схемы расположения земельного участка и сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на запрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номером и адресных ориентиров.
В целях рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка ему предложено было совместно с другими собственниками здания обратиться с заявлением по услуге: «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» с указанием сведений и приложением схемы расположения земельного участка, выполненной в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития от <данные изъяты> <данные изъяты>, и сообщения заявителя, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на запрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых ( условных, инвентарных) номером и адресных ориентиров.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках…. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч. 8 ст. 22 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае отсутствия проекта межевания территории прилагается схема расположения земельного участка, выполненная в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития от <данные изъяты> <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Более того, одним из документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>, является сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на запрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Предоставление истцом технического заключения кадастрового инженера, согласно выводам которого гараж <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, является обособленным объектом капитального строительства – отдельно стоящим зданием, по мнению судебной коллегии, не является основанием для того, чтобы считать его таковым, поскольку содержащееся в ЕГРН описание объекта недвижимости имеет приоритет перед иными источниками сведений о нем.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости», к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона, в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие, как имущественный комплекс или иной вид).
По сведениям ЕГРН административный истец является собственником объекта <данные изъяты> учтенного в качестве нежилого помещения.
При таких обстоятельствах, у административного ответчика имелись законные основания для отказа в предоставлении <данные изъяты>. государственной услуги « Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в связи с чем, вынесенное судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, судебная коллегия находит его подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> – отказать.
Председательствующий
Судьи