РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 18 апреля 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района Пермского края Степовой С.Ю.,
ответчика - представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Жарковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района об обязывании принять меры по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного числа граждан к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес> и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес>.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства в области ветеринарии. В ходе проверки было установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения расположены объекты захоронения биологических отходов, а именно: места захоронения животных (скотомогильники) вблизи <адрес>, <адрес>, и являющиеся бесхозяйными объектами, не поставленными на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве таковых. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.Таким образом, в соответствии с п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к надлежащему содержанию скотомогильников не принимались. Следовательно, в данном случае налицо злоупотребление правом со стороны администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйных объектов - скотомогильников.Кроме того, возложение на орган местного самоуправления обязанности поставить на учет бесхозяйный скотомогильник не повлечет за собой возникновения обязанности по его оборудованию и содержанию.
Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес> и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес>.
Определением <данные изъяты> районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
В судебном заседании прокурор Октябрьского района Пермского края на исковых требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении, дополнив, что согласно ответа администрации поселения на запрос прокуратуры скотомогильники, расположенные вблизи <адрес>, <адрес> являются бесхозяйными. Факт существования скотомогильников подтверждается ветеринарными карточками на них. Поскольку данные объекты являются бесхозяйными, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации они должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования меры к постановке на учет скотомогильников не принимались, что создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации, создающей риск для жизни и здоровья населения.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Жаркова Н.В., в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ должно было быть принято решение Пермским краевым судом о признании несоответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закона ПК №3388-790, которым в собственность поселения был передан скотомогильник вблизи с. Богородск Октябрьского муниципального района. Процедуру по постановке на учет указанных в иске скотомогильников они начали делать, направлен запрос в краевое Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям, ответ не поступил. Скотомогильники на территории поселения - это лишь участки местности.
Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580.
Таким образом, нормами ГК РФ определены правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которыми, на учет бесхозяйная вещь ставится уже, являясь бесхозяйной.
Нормами ГК РФ и ГПК РФ не предусмотрено судебного порядка признания недвижимой вещи бесхозяйной.
Также пункт 3 ст. 225 ГК РФ не содержит обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, а лишь определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой Октябрьского района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ был сделан запрос главам городских и сельских поселений Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении информации о наличии на территории района, городских и сельских поселений бесхозяйных скотомогильников, не поставленных на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в качестве таковых (л.д.6).
Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по запросу прокурора Октябрьского района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена информация о том, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеются два скотомогильника: в <адрес>, <адрес>. На балансе поселения данные объекты не состоят (л.д.7).
Согласно ветеринарно - санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) № на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского района в <адрес>, расположенного в 2500 м. от фермы, в 250 м. от пастбища, в 800 м. от водоема, в 1200 м. от автодороги <адрес>, в 2500 м. от <адрес>, скотомогильник (биотермическая яма) находится на возвышенной местности, на открытой территории, площадью 1800 кв.м., ограждение отсутствует, животные захоронены не были, проверка скотомогильника проводилась в 2006-2010 годах главным ветеринарным инспектором района, составлялся акт (л.д.5).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, земельный участок площадью 3033 кв.м. расположен по адресу: 2500 м. западнее <адрес>, предназначен для размещения скотомогильника (л.д.22-23).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> земельный участок площадью 765 кв.м. расположен по адресу: 400 м. восточнее д. Усть-<адрес>, предназначен для размещения скотомогильника (л.д.24-25).
Согласно технического паспорта, кадастрового паспорта скотомогильника, расположенного в 2,5 км западнее <адрес>, он принадлежит администрации <данные изъяты> сельского поселения, длиной 110 м, шириной 35 м., площадью 3448 м., забор длиной 264 м, высотой 1,3 м. (л.д.26-28,34).
Согласно технического паспорта, кадастрового паспорта скотомогильника в <адрес>, 2007 года постройки, он принадлежит администрации <данные изъяты> сельского поселения, длиной 32 м, шириной 35,6 м., площадью 1139,2 м., забор длиной 135,2 м, высотой 1,3 м. (л.д.29-33).
Согласно сведений администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, информации о выделении земельных участков на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края для размещения скотомогильников на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес> не имеется (л.д.19).
Согласно информации Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края скотомогильники, находящиеся в населенных пунктах <адрес>, <адрес> в Едином реестре муниципальной собственности Октябрьского муниципального района Пермского края отсутствуют (л.д.21).
Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края был сделан запрос информации в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о предоставлении выписки из реестра краевой собственности следующих объектов недвижимости: «Скотомогильник <адрес> «Скотомогильник <адрес>» (л.д.20).
В соответствии с Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года №3388-790 (в редакции от 27 марта 2012 года) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района», был утвержден перечень объектов муниципальной собственности Октябрьского муниципального района, передаваемых в собственность, в том числе <данные изъяты> сельского поселения. Этим же законом установлено, что городские и сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. В приложении №6 к Закону, в числе имущества, передаваемого из собственности Октябрьского муниципального района в собственность <данные изъяты> сельского поселения указаны два скотомогильника, расположенные в <адрес> и <адрес> (строки 116,117).
Законом Пермского края от 07 марта 2013 года №177-ПК «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района», опубликованного 13 марта 2013 года и вступившего в силу 23 марта 2013 года, были внесены изменения в Закон Пермского края от 18 декабря 2006 года №3388-790 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района» и строки №№116,117 приложения №6 к Закону были исключены.
Из изложенного следует, что на момент обращения прокурора Октябрьского района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ с исковым заявлением, скотомогильники вблизи <адрес> и <адрес> не являлись бесхозяйными, поскольку в силу Закона Пермского края от 18 декабря 2006 года №3388-790 (в редакции от 27 марта 2012 года) находились в собственности <данные изъяты> сельского поселения, соответственно требования прокурора о признании незаконным бездействия <данные изъяты> сельского поселения в части постановки бесхозяйных скотомогильников на учет в регистрирующем органе, несостоятельны.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в Федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, разрешение вопроса о возложении на орган местного самоуправления обязанности по постановке скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи напрямую зависит от наличия у органа местного самоуправления обязанности по содержанию мест захоронения биологических отходов, поскольку как таковой учет скотомогильников в санитарно-эпидемиологических целях в силу п.7.3 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, п.7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года №56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10», осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановка скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновения права собственности, обязанности по содержанию и эксплуатации указанного объекта, в связи с чем, ответчик не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены исковые требования, обоснованные тем, что отсутствие собственника не обеспечивает надлежащее содержание захоронения биологических отходов, его состояние и оборудование.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
Учитывая, что не имеется оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по содержанию скотомогильников и, принимая во внимание что избранный прокурором способ защиты нрав не повлечет за собой возникновение у ответчика прав собственности и обязанности по содержанию места захоронения биологических отходов, то есть не повлечет возникновение тех правовых последствий, на достижение которых направлены исковые требования, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района Пермского края о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории поселения вблизи <адрес>, <адрес> и обязывании в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края вблизи <адрес>, <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 24 апреля 2013 года.
Председательствующий: Э.Р. Таипов