Дело №2а-2800/2022
73RS0002-01-2022-005346-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 21 июля 2022 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.
при ведении протокола помощником судьи Болмашновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ситникова Александра Анатольевича к призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району), Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска по призыву на военную службу, вынесенное в рамках весеннего призыва 2022 года незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ситников А.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району) о признании решения призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска по призыву на военную службу, вынесенное в рамках весеннего призыва 2022 года незаконным. Свои требования обосновывает тем, что он состоит на учете в военном комиссариате Засвияжского муниципального образования «город Ульяновск» (Засвияжский район). В отношении него в рамках весеннего призыва на военную службу 2022г. призывная комиссия МО города Ульяновска приняла решение о призыве его на военную службу. На основании вынесенного решения военный комиссариат обязал его посредством повестки явиться в венный комиссариат 28.06.2022г. для отправки к месту прохождения военной службы. С данным решением он не согласен по причине нарушения порядка проведения призывных мероприятий. При прохождении медицинского освидетельствования он предъявлял жалобы: аллергия на цветение и пух, проявляющегося покраснением глаз, заложенностью носа и чиханием. <данные изъяты>. Также часто ноющие и давящие головные боли в области лба и висков, сопровождается мушками перед глазами, помутнением и сонливостью; частные боли в области спины; ухудшение зрения. Его жалобы на здоровье являются признаками заболеваний, предусмотренных п. «в» ст.66, п.»в» ст. 52, п. «в» ст. 34, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. №565 и в случае их подтверждения являются причиной определения категории годности «В»-ограниченно годен к военной службе и, как следствие вынесение решения об освобождении от военной службы. Считает, его неявка по повестке на отправку в войска 28.06.2022г. в военный комиссариат является уважительной, поскольку он оспаривает решение призывной комиссии. Просит признать решение призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска по призыву на военную службу, вынесенное в рамках весеннего призыва 2022 года незаконным.
Определением суда привлечены в качестве второго административного ответчика-ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», заинтересованными лицами-Администрация города Ульяновска, МО РФ.
В судебном заседании истец на иске настаивает в полном объеме.
Представитель административного ответчика, представитель призывной комиссии Засвияжского района города Ульяновска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель административного ответчика, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» » (по Засвияжскому району г. Ульяновска) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель заинтересованного лица, Администрации города Ульяновска, МО РФ, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
С учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, суд находит возможным рассмотреть при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом N53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе", с последующими изменениями и дополнениями (далее по тексту - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
Согласно пункту 2 статьи 22 данного Федерального закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Указанный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4 ст.26 данного Закона).
В силу пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N663 от 11.11.2006, с последующими изменениями и дополнениями, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. 29 Федерального закона N 53-ФЗ.
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, а осуществляет его призывные комиссии.
Статья 28 названного Закона закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая организацию медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, и принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1).
При этом решение в отношении призывника принимается призывной комиссией только после определения категории годности его к военной службе (пункт 13 указанного выше Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04.07.2013, с последующими изменениями и дополнениями, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в предусмотренных пунктом 1 данного Положения целях. Под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пункту 1.2. статьи 5.1. данного Федерального закона медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призывы ну военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 22 и подпункте «а» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона), проводится по их заявлению.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.2 ст.51. Закона).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3 ст.5.1. Закона).
Пунктом 14 данного Положения предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".
В соответствии с пунктом 15 данного Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Согласно пункту 18 данного Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Пунктом 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет - Приложения №2 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ №240/168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» определено, что в ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, врач-специалист - член комиссии, изучив анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние его здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе с предусмотренными в данном пункте формулировкам.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (пункт 3 статьи 29).
Исходя из приведенных законоположений, вопросы годности к определенным категориям гражданина к военной службе по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при этом призывная комиссия субъекта Российской Федерации в рамках своей компетенции по результатам освидетельствования вправе отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
Из материалов дела следует, что призывник Ситников А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в отделе военного комиссариата (Засвияжского района города Ульяновска) Ульяновской области.
Решением призывной комиссии Засвияжского района г. Ульяновска, протокол № от 24.06.2022г. Ситникову А.А. была определена статья 25г, 33б, 66д,,49в; категория годности «Б», показатель предназначения 4.НПУ=3; ст. 22 призвать на военную службу и предназначить в части К-60.
Свидетель ФИО5 пояснил в судебном заседании, что при проведении медицинского освидетельствования в отношении Ситникова А.А. каких-либо нарушений военно-врачебной комиссии допущено не было.
Как следует из личного дела призывника, пояснений свидетеля ФИО3, в отношении Ситникова А.А. врачи специалисты провели медицинское обследование, с учетом жалоб призывника, проведенных исследований, с учетом имеющихся у него заболеваний (<данные изъяты> С учетом имеющихся у Ситникова А.А. заболеваний, ему установлена категория годности к военной службе «Б»-годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В соответствии со ст.5.1 указанного Федерального закона N53-ФЗ врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 указанного Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с п.п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, получивших отсрочку, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ситников А.А. заявление в призывную комиссию о несогласии с решением призывной комиссии не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не представил.
Таким образом, доказательств того, что у Ситникова А.А. имеются какие-либо заболевания, препятствующие прохождению военной службы по призыву, и врачами-специалистами не были учтены, административным истцом суду не представлено.
Как следует из искового заявления, административный истец, считая незаконным оспариваемое решение, ссылается на то, что врачами-специалистами призывной комиссии не были учтены его субъективные жалобы.
Однако данный довод в судебном заседании был опровергнут как пояснениями свидетеля ФИО3, так и материалами личного дела призывника Ситникова А.А.
В силу п. 2 ст. 5.1 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998, с последующими изменениями и дополнениями, только врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву, и только по результатам такого освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по определенным категориям.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 указанного Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Ситников А.А. не представил на освидетельствование и призывную комиссию заключение независимой военно-врачебной экспертизы.
Такие доказательства, которые бы свидетельствовали о наличии у него заболеваний, дающих основания для установления иной категории годности и опровергали правильность установления ему категории годности «Б», свидетельствующие о нарушении его прав, административным истцом не были представлены и на момент рассмотрения дела в суде.
По мнению суда, решение призывной комиссии о призыве на военную службу административного истца принято с соблюдением установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования призывников (пункта 14 указанного Положения, пункта 7 указанной Инструкции).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение вынесено призывной комиссией на основании компетентного заключения врачей, соответствует приведенным требованиям закона, принято компетентным органом, с учетом предоставленных ему полномочий, в законном составе. Годность к военной службе определена в соответствии с требованиями к состоянию здоровья административного истца, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Таким образом, действия призывной комиссии по установлению степени годности административного истца к военной службе произведены на основании закона.
Суд обращает внимание на то, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права административного истца.
Анализируя собранные по делу доказательства в их взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.176-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Ситникова Александра Анатольевича к призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (по Засвияжскому району), Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании решения призывной комиссии муниципального образования города Ульяновска по призыву на военную службу, вынесенное в рамках весеннего призыва 2022 года незаконным - отказать
Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья- О.Ф. Бойкова