Подлинник дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Авходиевой Ф.Г.,
при секретаре Коневой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации <адрес> и администрации <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО10 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <адрес> и администрации <адрес> в обеспечении возможности несовершеннолетнего получать дошкольное образование в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения и о восстановлении нарушенного права несовершеннолетнего на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является матерью несовершеннолетнего сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в <данные изъяты> (регистрационный №) в ФИО2 образования администрации <адрес> для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес> для получения дошкольного образования. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в ФИО2 образования <адрес> о предоставлении ее сыну направления в группу полного дня. В ответ на ее заявление был направлен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в текущем году ее сыну направление предоставлено не будет в связи с отсутствием свободных мест в группах полного дня ФИО11 До настоящего времени место в группе полного дня ФИО11 ее сыну не предоставлено. Считает, что своим незаконным бездействием по обеспечению сына местом в группе полного дня ФИО11 администрация <адрес> нарушает права сына на образование в избранной форме получения образования.
Впоследствии ФИО1 уточнила заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> и администрации <адрес>, выразившееся в необеспечении ими для ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения возможности получить дошкольное образование в ФИО11 путем необеспечения его в надлежащий срок и по сей день по месту жительства местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения. Возложить на администрацию <адрес> и администрацию <адрес> – каждого в пределах своей компетенции, обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО10 путем создания нового места 10-12 часового пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по месту жительства в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать УО администрации <адрес> незамедлительно предоставить ФИО10 направление на открытое место.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь уточнила заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> и администрации <адрес>, выразившееся в необеспечении ими для ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения возможности получить дошкольное образование в ФИО11 путем необеспечения его в надлежащий срок и по сей день по месту жительства местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения. Возложить на администрацию <адрес> и администрацию <адрес> – каждого в пределах своей компетенции, обязанность по созданию ФИО10 вакантное место в группе 10-12 часового пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования согласно установленных санитарно – эпидемиологических требований к комплектованию групп и пешеходной доступности. Обязать УО администрации <адрес> незамедлительно предоставить ФИО10 направление на вакантное место, созданное во исполнение вышеуказанных требований.
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что ее требования не направлены на нарушение прав иных несовершеннолетних детей, поскольку она просит не предоставить место в ДОУ из уже созданных мест, а просит возложить обязанность на орган местного самоуправления создать новое место и предоставить его ФИО10
Представитель заинтересованного лица – ФИО2 образования администрации <адрес> в <адрес> ФИО4 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования не признала, суду пояснила, что несовершеннолетний ФИО10 состоит на учете для определения в МДОУ с ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №. На данный момент заявителем не представлено документов, подтверждающих наличие у его сына внеочередного или первоначального права, предусмотренного действующим законодательством РФ, на определение в дошкольное образовательное учреждение, поэтому место может быть предоставлено только в порядке очереди. Предоставление ребенку заявителя ФИО10 места в группах полного дня дошкольного учреждения вне очереди является нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди. Также на территории <адрес> строятся новые детсады. Кроме того, для реализации образовательной услуги, ФИО10 на начало учебного года включен в список детей группы кратковременного пребывания ФИО11 <адрес> в непосредственной близости от места жительства семьи заявителя, о чем заявитель был информирован.
Представитель Главного Управления образования администрации <адрес> ФИО5 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что признаков бездействия со стороны органов местного самоуправления в данном случае не усматривается. Комплектование детей в ФИО11 осуществляется в порядке очередности. Учет и регистрацию детей осуществляется ФИО2 образования администрация районов. Текущий номер очереди ФИО10 <данные изъяты> Предоставление ФИО10 места в группе полного дня дошкольного учреждения вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди. В администрации <адрес>, в том числе в ФИО2 образования принимается комплекс мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города. Разработан ряд программ для обеспечения дошкольного образования. Во исполнение указанных программ органами администрации города целенаправленно осуществляется работа по возврату в муниципальную систему дошкольного образования зданий, ранее используемых под размещение детских садов, по разработке проектно – сметной документации, осуществлению реконструкции, капитального ремонта этих зданий, по отводу земельных участков и строительству на них новых зданий детсадов, переоборудованию имеющихся помещений в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
ФИО2 заинтересованного лица - администрации <адрес> ФИО6 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Также представил возражение на заявление, в котором указал о своем несогласии с заявленными требованиями, поскольку доказательств, подтверждающих факт нарушения прав заявителя со стороны администрации <адрес>, заявителем не представлено.
ФИО2 заинтересованного лица - администрации <адрес> в <адрес> ФИО7 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была уведомлена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что возражает против заявленных требований.
ФИО2 заинтересованного лица Министерства образования и науки РФ ФИО8 в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что осуществив постановку ФИО10 на учет в книге регистрации детей ДД.ММ.ГГГГ УО администрации <адрес> создало необходимое условие для получения ребенком дошкольного образования в МДОУ по месту его жительства, тем самым обеспечило ему возможность получения соответствующего образования. В соответствии с п. 2 уточненных требований ФИО1, она просит создать ФИО10 вакантное место в группе 10-12 часового пребывания МДОУ. Однако в соответствии с п. 2.13 Положения, направление на вакантное место может быть выдано районным управлением лишь при выбытии детей из образовательного учреждения. Процесс выбытия детей из образовательного учреждения не зависит от воли администрации <адрес> или администрации <адрес> в <адрес>, вследствие чего создание вакантных мест для детей законами и нормативными правовыми актами РФ, а также Положением не предусмотрено. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1,2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст.38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют – исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством помещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, применительно к Конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную в другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Согласно 1,3 ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № данные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности; в них предусмотрены группы детей дошкольного возраста, которые различаются по времени пребывания детей, в том числе кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов) (п.8), а также установлена предельная наполняемость групп, в зависимости от возраста детей и направленности группы (п.32).
В соответствии с п.13 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Во исполнение данных полномочий Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 304 утверждено «Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес>», которым предусмотрено осуществление учета и регистрации детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Управлением образования администрации районов в городе, а также выдача направлений в данные учреждения в соответствии с датой постановки ребенка на учет.
Кроме того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>», предусматривающего создание в целях удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании групп кратковременного пребывания детей от 2 до 7 лет в муниципальных образовательных учреждениях <адрес>, которое функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с ежедневным пребыванием в течение 3 часов (п.п.1.2.-1.3,2.3); содержание образования в такой группе определяется общеобразовательными программами дошкольного образования (п.5.1).
Из Положения об Управлении образования администрации <адрес> следует, что Управление занимается вопросами предоставления мест в детском дошкольном образовательном учреждении на общих основаниях, в случае отсутствия основания для направления ребенка в специализированную группу.
Система дошкольного образования установлена Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основу детского сада составляет группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы также различаются по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование реализуется, в том числе предоставлением муниципальными дошкольными образовательными учреждениями общеобразовательных программ дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и не имеет предусмотренных законодательством льгот на первоочередное или внеочередное определение ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 образования администрации <адрес> сын заявителя поставлен на учет по предоставлению дошкольного образовательного учреждения по<адрес>, текущий №. В настоящее время очередь для получения места в детском саду еще не подошла.
Из имеющихся в деле сведений следует, что фактическое количество детей во всех муниципальных дошкольных учреждениях <адрес> превышает количество мест.
Кроме того, из ответа Управления образования администрации <адрес> в <адрес> на обращение заявителя следует, что в связи с невозможностью предоставления ребенку заявителя места в детском саду на полный день, ему было предложено посещение группы кратковременного пребывания 5 раз в неделю по три часа, где ребенок получит всю образовательную услугу, предусмотренную программами дошкольного образования.
Заявитель не выразил желания использовать возможность посещения ребенком группы кратковременного пребывания на базе детского сада.
Учитывая, что сын заявителя состоит в общей очереди на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в настоящее время перед ним еще более трехсот детей дошкольного возраста ожидают место в детском дошкольном саду, ФИО10 предоставлена возможность получения дошкольного образования в соответствии с общеобразовательными программами в группе кратковременного пребывания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, суд считает, что права заявителя и его ребенка на общедоступное и бесплатное образование не нарушены.
В соответствии с п. 2.13 Положения, направление на вакантное место может быть выдано районным ФИО2 лишь при выбытии детей из образовательного учреждения. Процесс выбытия детей из образовательного учреждения не зависит от воли администрации <адрес> или администрации Свердловского района <адрес> вследствие чего создание вакантных мест для детей законами и нормативными правовыми актами РФ, а также Положением не предусмотрено.
Также суд находит необоснованным требования в части признания незаконным бездействий органов местного самоуправления, поскольку бездействием признается отсутствие деятельности, должной энергии. Вместе с тем, судом установлено, что малолетний ФИО10 был поставлен на учет в Книге регистрации детей, ответ на обращение заявителя ФИО1 был дан в установленные законом сроки, а кроме того, администрацией <адрес> предприняты все меры для ликвидации очереди в МДОУ и создания новых вакантных мест для детей, следовательно, признаков бездействия в данном случае не наблюдается.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования заявителя о признании бездействия администрации <адрес> и администрации <адрес> выразившееся в необеспечении ими ФИО10, <данные изъяты> года рождения, в получении дошкольного образования в МДОУ по месту жительства местом в группе полного дня и возложении обязанности на администрацию <адрес> и администрацию <адрес> создать вакантное место в группе 10-12 часового пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования для ФИО10, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации <адрес> и администрации <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Ф.Г. Авходиева