Дело № 2 -70/2020
УИД: 33RS0016-01-2020-000057-65 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации28 мая 2020 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой И.А.,
при секретаре Колотухиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области гражданское дело по иску Рындиной С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Рындина С.В. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просит:
- обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»;
- взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме денежные средства в размере <данные изъяты> в порядке возврата оплаченной госпошлины;
- взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Муроме денежные средства в сумме <данные изъяты>, оплаченные за услуги адвоката по консультированию и составлению искового заявления.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, однако ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно отказал ей в назначении указанной пенсии по причине отсутствия требуемого стажа. Истец полагает, что спорные периоды работы подлежат включению в льготный стаж, поскольку истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
В судебное заседание истец Рындина С.В. не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, заявленные уточненные требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором указал, что работа истца в спорные периоды в должности рентгенлаборанта осуществлялась на время отсутствия основного работника, которому спорные периоды уже были включены в специальный стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Селивановская ЦРБ» извещенный о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений на заявленные требования Рындиной С.В. не представил.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которая предусматривает, что основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, ч. 2 ст. 27).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991года N10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые в учреждения здравоохранения; код 12300000-24577 - рентгенолаборанты.
В соответствии с п. 5 постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 (редакция от 01.10.1999 г.) «О порядке применения Списков производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, при назначении пенсии рентгенолаборантам доказыванию подлежит не только их работа в указанной должности, но и их занятость в течение полного рабочего дня во вредных условиях труда.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Из материалов дела следует и установлено судом, что приказом главного врача ФИО1 ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Рындина С.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера отделения профилактики поликлиники <данные изъяты> (в последствии - <данные изъяты>
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Рындина С.В. осуществляла трудовую деятельность в должности рентгенлаборанта.
Из материалов дела усматривается, что за перечисленные периоды работы истца в должности рентгенлаборанта, работодателем в Пенсионный фонд РФ были предоставлены соответствующие сведения с указанием кода льготной работы по Списку №1.
Вышеуказанные сведения о работе истца в спорный период в должности рентгенлаборанта подтверждаются соответствующими записями, содержащимися в трудовой книжке Рындиной С.В. (л.д. 13-16), выписками из приказов ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» (л.д. 30-35), табелями учета рабочего времени (л.д. 49-97), уточняющими справками ГБУЗ ВО <данные изъяты>» к перечню рабочих мест, профессий и должностей работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (л.д. 138 - 157); приказами о предоставлении работникам отпуска (л.д. 98-127), справкой ГУ ОПФ РФ по Владимирской области №10/4403 от 14.05.2020 г. (л.д. 173).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, однако ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении страховой пенсии по старости, исключив вышеуказанные периоды работы.
Принимая во внимание, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы Рындиной С.В. в должности рентгенлаборантав ГБУЗ ВО «<данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку Рындина С.В. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, вышеуказанные спорные периоды работы истца отнесены к льготным периодам работы и оплачены работодателем с кодом льготной работы по Списку №1.
В связи с рассмотрением дела, Рындиной С.В. понесены расходы по оплате услуг адвоката за консультирование и составление настоящего искового заявления в размере 4000 рублей, а также по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за подачу иска в суд, которые истец просит взыскать с ответчика.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2004 года N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец Рындина С.В. для осуществления своего права на защиту, обратилась за юридической помощью к адвокату Лапшовой Е.А.
Факт оказания юридических услуг и оплаты вознаграждения за оказанные услуги подтверждается представленной истцом в материалы дела квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № об оплате адвокату Лапшовой Е.А. <данные изъяты> за оказанные услуги в виде юридической консультации в размере <данные изъяты> и составление искового заявления в размере <данные изъяты> (л.д. 9).
Принимая во внимание указанные выше положения закона и разъяснения по их применению, руководствуясь необходимостью обеспечения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты>.
Также истцом при подаче настоящего искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией и кассовым чеком (л.д. 7,8).
В силу ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение.
Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления, и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении № 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий, и что такие полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
С 17 декабря 2001 года, даты вступления в силу ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, Пенсионный фонд наделен функциями государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих пенсионное законодательство, вправе принимать решения о привлечении к ответственности, исполняемые непосредственно.
Названные функции также свидетельствуют о придании Пенсионному фонду РФ статуса органа власти.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относится выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения-организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Следовательно, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме является субъектом, на которое распространяются льготы по уплате государственной пошлины, установленные подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в связи с чем исковые требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Рындиной С.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы Рындиной С.В.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности рентгенлаборанта в ГБУЗ ВО «Селивановская ЦРБ».
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области в пользу Рындиной С.В. судебные расходы в размере <данные изъяты>. в счет оплаты услуг адвоката.
В остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Воронова