РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2015 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре Карпушкиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-461/15 по заявлению Королева Е.В. об оспаривании действий МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка,
у с т а н о в и л:
Королев Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к главе администрации Сызранского района Самарской области о разработке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности. Основанием для обращения послужила необходимость получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, для получения которого в соответствии с п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ необходимо предоставление, в том числе градостроительного плана земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ, в котором ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку в МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района отсутствуют сведения об установленных границах земельного участка, а также материалы инженерно-геодезических изысканий (топографической съемки) местности, выполненной не позднее, чем за один год до подачи заявления. С указанным отказом он не согласен, так как фактически ГПЗУ является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. ГПЗУ как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения, которые необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка. ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности), так и любое другое лицо. Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территорий, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления. Согласно норм закона право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Просит признать отказ, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района в выдаче ему градостроительного плана земельного участка незаконным, обязав подготовить градостроительный план земельного участка, расположенного в <адрес>.
Заявитель Королев Е.В. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором с заявленными Королевым Е.В. требованиями не согласился, и указал, что основным доводом заявления Королева Е.В. является то, что действующим законодательством органу местного самоуправления не предоставлено полномочий требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт). Данный довод ни чем не обоснован. Наоборот возможность установления органом местного самоуправления - администрацией Сызранского района требований (стандарта) услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка предоставлена следующими нормами действующего законодательства:
- Градостроительным кодексом РФ, который частью 4 статьи 3 относит к законодательству о градостроительной деятельности муниципальные правовые акты, пунктом 4 статьи 8 и частью 5 статьи 41 относят к полномочиям органов местного самоуправления утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования документации по планировке территорий, при подготовке которой может осуществляться разработка градостроительных планов земельных участков.
- Уставом Сызранского района, Решением Собрания представителей Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Положения об УСАЖКДХ, Соглашением о передаче полномочий с.п. Новая Рачейка УСАЖКДХ администрации Сызранского района, Постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Сызранский, которыми закреплены полномочия УСАЖКДХ администрации Сызранского района по выдаче градостроительных планов земельных участков на территории сельского поселения Новая Рачейка.
- Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Сызранский, утвержденным постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, который в абзаце 6 пункта 2.6 установил необходимость предоставления заявителем топографической съемки, выполненной не позднее, чем за один год до подачи заявления, в абзаце 3 пункта 2.10 необходимость проведения работ по формированию земельного участка, а в пункте 2.9 предусмотрел основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги предоставление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных п. 2.6 административного регламента.
Поэтому обжалуемый отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка вынесен с соблюдением указанных выше норм и является законным и обоснованным. Действительно с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Самарской области от 29.12.2014 года № 134-ГД, согласно которому полномочия по выдаче градостроительных планов земельных участков отнесены к полномочиям государственной власти Самарской области и переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Однако, согласно ч. 2 ст. 15 указанного закона до истечения срока действия переходного периода, установленного нормативными правовыми актами уполномоченного органа, регулирующими административные процедуры, осуществляемые органами местного самоуправления (их должностными лицами), сотрудниками МФЦ при предоставлении государственных услуг, основанном на реализации отдельных государственных полномочий, применяются муниципальные правовые акты городских округов и муниципальных районов, регламентирующие соответствующие административные процедуры, осуществляемые органами местного самоуправления (их должностными лицами), сотрудниками МФЦ при предоставлении муниципальных услуг. В связи с этим до утверждения уполномоченным органом государственной власти соответствующего административного регламента применяется административный регламент, утвержденный муниципальным правовым актом администрации Сызранского района. Просит заявление Королева Е.В. о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка оставить без удовлетворения, рассмотрев дело без участия их представителя.
Рассмотрев заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Королева Е.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что Королев Е.В. на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, с назначением земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства и, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается двумя свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).
ДД.ММ.ГГГГ Королев Е.В. обратился в администрацию Сызранского района с заявлением разработать градостроительный план земельного участка на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11).
На данное заявление МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района в лице руководителя М. М.И. письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило Королеву Е.В. об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома в <адрес> в связи с отсутствием сведений об установленных границах земельного участка, а также материалов инженерно-геодезических изысканий (топографической съемки) местности, выполненной не позднее, чем за один год до подачи заявления. В обоснование отказа сослались на ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, приказ Министерства регионального развития РФ №93 от 11.08.2006 г. «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка», административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планом земельных участков на территории муниципального района Сызранский, утвержденный Постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
В соответствии с ч.15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местно значения муниципального района относится утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.
По смыслу части 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Поскольку вышеприведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, суд полагает, что МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района неправомерно сослался в своем отказе в выдаче ГПЗУ на не предоставление Королевым Е.В. сведений об установленных границах земельного участка и материалов инженерно-геодезических изысканий (топографической съемки) местности, выполненной не позднее, чем за один год до подачи заявления.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
При этом положения п. 1 ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, запрещают органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, является неправильным.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Тем самым, выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, полномочия МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района по выдаче градостроительных планов земельных участков на территории сельского поселения Новая Рачейка Сызранского района закреплены Решением Собрания представителей Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об УСАЖКДХ администрации Сызранского района», Соглашением о передаче полномочий сельского поселения Новая Рачейка УСАЖКДХ администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., Уставом муниципального района Сызранский.
Суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Закон Самарской области от 29.12.2014 года №134-ГД, согласно которому полномочия по выдаче градостроительных планов земельных участков отнесены к полномочиям государственной власти Самарской области и переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Между тем согласно ст. 15 данного закона органы местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом с учетом особенности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.
До истечения срока действия переходного периода, установленного нормативными правовыми актами уполномоченного органа, регулирующими административные процедуры, осуществляемые органами местного самоуправления (их должностными лицами), сотрудниками МФЦ при предоставлении государственных услуг, основанном на реализации отдельных государственных полномочий, применяются муниципальные правовые акты городских округов и муниципальных районов, регламентирующие соответствующие административные процедуры, осуществляемые органами местного самоуправления (их должностными лицами), сотрудниками МФЦ при предоставлении муниципальных услуг.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений норм материального права, суд полагает, что при обращении гражданина с заявлением об оказании муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления не вправе отказать заявителю в выдаче градостроительного плана по мотиву не предоставления заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Ссылку заинтересованного лица в своем отзыве на пункты 2.6, 2.9, 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающие в качестве основания отказа в выдаче градостроительного плана предоставление неполного комплекта документов, предусмотренного п.2.6 Административного регламента, в который входит в том числе топографическая съемка, суд находит несостоятельной, поскольку местный правовой акт возлагает на граждан дополнительные обязанности при обращении по вопросу о выдаче градостроительного плана, в связи с чем Административный регламент не подлежит применению при рассмотрении заявленных требований.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае - строительству дома, то есть конституционного права на жилище.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Королева Е.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как отказ МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района Королеву Е.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома в <адрес> является незаконным и препятствует осуществлению его прав и свобод на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему по праву собственности земельным участком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Королева Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района, содержащийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по отказу в выдаче Королеву Е.В. градостроительного плана земельного участка в связи с не предоставлением дополнительных документов для изготовления градостроительного плана земельного участка.
Обязать МКУ Управления по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района выдать по заявлению Королева Е.В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2015 года.
Судья