Дело 2-196/2020
Поступило в суд 07.02.2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ордынское 19 мая 2020 года
Ордынский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Грушко Е.Г.,
при секретаре Шалимовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области к и/п Асуевой С. С. о взыскании субсидии,
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства <адрес> в суд с иском к и/п Асуевой С.С. о взыскании субсидии, указывая, что между Министерством сельского хозяйства <адрес> и Главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В <данные изъяты> году ИП Главе КФХ Асуевой С.С. предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму <данные изъяты> на основании заявлений о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Бюджетные средства ответчику были перечислены. В соответствии с п. 4.3.2 соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленной министерством в п. 4.1.4. Согласно п. 4.3.3 субъект государственной поддержки обязуется предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности ежегодно в срок <данные изъяты> года, следующего за отчетным, информацию о текущих производственных показателях деятельности, в том числе сведения об итогах сева сельскохозяйственных культур под урожай по форме № ежегодно не позднее <данные изъяты> текущего года. Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной субъектом государственной поддержки планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (областной бюджет). Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (федеральный бюджет). Согласно сведений об итогах сева под урожай, отражены показатели фактической посевной площади сельскохозяйственных культур текущего года : областной бюджет – <данные изъяты>, федеральный бюджет – <данные изъяты> В связи с недостижением конкретных показателей результативности, министерство направило ответчику письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение <данные изъяты> календарных дней со дня получения уведомления, добровольно требования министерства не были исполнены. ДД.ММ.ГГГГ деятельность Асуевой С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием банкротом. Сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (до принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты>; сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты> рублей. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> требования Министерства сельского хозяйства <адрес> в размере <данные изъяты> признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя главы КФХ Асуевой С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Вторая часть субсидии была перечислена Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере <данные изъяты> рублей является текущим. Определение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> имеет преюдициальное значение для признания требований в сумме <данные изъяты> рублей текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а подлежат погашению во внеочередном порядке. В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), освобождение гражданина от обязательств после завершения расчетов с кредиторами не распространяются на требования кредиторов по текущим платежам. Истец просит взыскать с Асуевой С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Министерства сельского хозяйства <адрес> субсидию в сумме <данные изъяты>., предоставленную за счет средств областного бюджета <адрес>, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Представитель истца - Министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассматривать в его отсутствии. В письменных пояснениях указывает, что требование истца в размере <данные изъяты>. являются текущими, в связи с чем не подлежат рассмотрению в ходе конкурсного производства. Вопрос о том, за счет какого имущества будет удовлетворяться требование разрешается в рамках исполнительного производства.
Ответчик и/п Асуева С.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, не просила дело рассматривать в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства на основании ст. 233 ч.1 ГПК РФ.
Третье лицо – конкурсный управляющий ИП КФХ Асуева С.С. Лебедев С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. В отзыве указал, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. В силу п. 3 ст. 221 Закона о банкротстве, имущество, принадлежащее главе крестьянско-фермерского хозяйства и членам крестьянско-фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянско-фермерского хозяйства, не включаются в конкурсную массу. Банкротство крестьянско-фермерских хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы 10 Закона. Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Асуева С.С. признана банкротом, открыто конкурсное производство в отношении Асуевой С.С. как индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства, а не как физического лица. В конкурсную массу ИП главы КФХ Асуевой С.С. не входят денежные средства и имущество, принадлежащее Асуевой С.С. как физическому лицу. Задолженность в размере <данные изъяты> рублей подлежит удовлетворению в рамках процедуры конкурсного производства ИП главы КФХ Асуевой С.С., а не за счет средств Асуевой С.С.
Третье лицо – представитель <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие. В отзыве указал, что текущие платежи подлежат взысканию только с и/п главы КФХ Асуевой С.С.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 28 БК РФ установлен перечень принципов бюджетной системы, согласно которому бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных впунктах 6-8.1настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотреннымипунктом 3,абзацем четвертым пункта 8ипунктом 8.2настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3.2 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленной министерством в п. 4.1.4.
Согласно п. 4.3.3 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности ежегодно в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, информацию о текущих производственных показателях деятельности, в том числе сведения об итогах сева сельскохозяйственных культур под урожай по форме № ежегодно не позднее <данные изъяты> текущего года.
В соответствии с п. 4.3.5.1 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется возвращать в областной бюджет <адрес> субсидию в размере и сроки, определенные в уведомлении.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и Главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению ДД.ММ.ГГГГ №. В <данные изъяты> ИП Главе КФХ Асуевой С.С. была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на общую сумму <данные изъяты>. на основании заявлений о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 15).
Бюджетные средства ответчику Асуевой С.С. были перечислены, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 27) и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д.28).
Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной субъектом государственной поддержки, планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> (л.д. 14 ).
ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем главой крестьянско-фермерского хозяйства Асуевой С.С. было подано заявление на предоставление субсидии (л.д. 15).
Согласно справки расчета от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной субъектом государственной поддержки, планируемая посевная площадь составляет <данные изъяты> га (л.д. 16 ).
В соответствии с п. 10 приложения № и п. 14 приложения № к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на <данные изъяты> поддержка предоставляется при условии сохранения посевных площадей в текущем году не менее уровня предыдущего года.
Согласно сведений об итогах сева под урожай отражены показатели планируемой посевной площади сельскохозяйственных культур – <данные изъяты> и фактической посевной площади сельскохозяйственных культур текущего года – <данные изъяты> (л.д. 29-34).
В соответствии с п. 23 приложения № и п. 22 приложения № к Постановлению №-п «О государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на <данные изъяты> в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет <адрес>, а в случае не достижения конкретных показателей результативности, установленных соглашением, объем средств, подлежащих возврату в бюджет <адрес>.
В связи с недостижением конкретных показателей результативности, Министерством сельского хозяйства <адрес> в адрес ответчика Асуевой С.С. было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение <данные изъяты> календарных дней со дня получения уведомления (л.д. 35-37), что подтверждается почтовым уведомлением о вручении Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Однако, в добровольном порядке требования истца не были исполнены.
Доказательств возврата денежных средств Асуевой С.С. в материалах дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Согласно расчету истца, представленного в материалах дела (л.д. 10), сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (до принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты>; сумма, подлежащая возврату в бюджет Асуевой С.С. из средств, перечисленных должнику ДД.ММ.ГГГГ (после принятия заявления о признании должника банкротом) составляет <данные изъяты>.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ деятельность Асуевой С.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с признанием банкротом (л.д. 55-60).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> требования Министерства сельского хозяйства <адрес> в размере <данные изъяты> признаны обоснованными и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника индивидуального предпринимателя главы КФХ Асуевой С.С., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Вторая часть субсидии была перечислена Асуевой С.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требование в размере <данные изъяты> рублей является текущим (л.д. 41-46).
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, т.е. даты вынесения определения об этом.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», при применении п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве судам следует учитывать, что обязательство возвратить денежную сумму, предоставленную по договору займа или кредитному договору, возникает с момента предоставления денежных средств заемщику. По аналогии данное правило применимо и по отношению к возврату ранее предоставленной субсидии. Дело о банкротстве Асуевой С.С. возбуждено определением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вторая часть субсидии была перечислена должнику ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после даты возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем требование в размере <данные изъяты> рублей является текущим.
Пунктом 2 статьи 134 ФЗ от 26.10.2002 № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 213.28 ФЗ от 26.10.2002 № 217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», освобождение гражданина от обязательств после завершения расчетов с кредиторами не распространяется на требования кредиторов по текущим платежам.
Согласно расчету средств, подлежащих возврату в бюджет <адрес>, размер субсидии составляет <данные изъяты>. Данный расчет проведен судом и признан правильным (л.д. 10).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком по соглашению о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению ДД.ММ.ГГГГ № были получены денежные средства в сумме <данные изъяты>. В течение действия указанного соглашения ответчик свои обязательства по обеспечению достижения показателей результативности, не исполнил, в связи с чем, Асуева С.С., как субъект государственной поддержки, обязана возвратить в областной бюджет <адрес> субсидию в размере <данные изъяты> рублей, которая подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с и/п Асуевой С. С. в пользу Министерства сельского хозяйства <адрес> субсидию в размере <данные изъяты>., предоставленную за счет средств областного бюджета <адрес>, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Взыскать с и/п Асуевой С. С. государственную пошлину в доход <адрес> в размере <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья-
Решение в мотивированном виде составлено 22.05.2020