РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2021 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Айнулина Г.С.
при секретаре судебного заседания Снопковой Е.В.
рассмотрев административное дело №2а-523/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Сныткину А.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Сныткину А.В. о взыскании задолженности (недоимки) по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 7646 рублей, пени в размере 32 рубля 69 копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно представленных сведений от АО «Авиаагрегат» налогоплательщиком Сныткиным А.В. получен доход, с которого не был удержан налог в сумме 7646 рублей. Налоговым органом в адрес Сныткина А.В. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты в установленный срок исчисленных налоговым органом сумм.
Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога №58127. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Сныткина А.В. налога, однако 02.06.2020 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области Гуленков И.Н., действующий на основании доверенности № от 16.10.2020, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Сныткин А.В., в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать и пояснил, что АО «Альфа Банк» ему был предоставлен кредит, который он погасил с учетом процентов. Считает, что ему необоснованно начислен налог, т.к. дохода по кредиту он не получал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрив материалы административного дела №2а-1405/2020 по иску МИФНС России №3 по Самарской области к Сныткину А.В. о вынесении судебного приказа, гражданское дело № 2-1253/2017 по заявлению АО «Альфа-Банк» к Сныткину А.В. о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 207 НК РФ).
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 4 ч.1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
Уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий: сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса ( ч.6 ст. 228 НК РФ).
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывает, что налоговым органом у Сныткина А.В. выявлена задолженность по уплате налога на доходы физических лиц.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п.6). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (п.5).
Судом установлено, что 18.09.2014 между АО «Альфа-Банк» и Сныткиным А.В. был заключен кредитный договор № о предоставлении кредита на сумму 280000 рублей под 17,49% годовых, количеством ежемесячных платежей 60 с датой полного погашения задолженности по кредиту 16.05.2018, с суммой ежемесячного платежа 7100 рублей (л.д. 59-64).
В связи с неисполнением Сныткиным А.В. обязательств по кредитному договору, у него образовалась задолженность в размере 178811 рублей 77 копеек.
Судебным приказом №2-1253/2017 мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с Сныткина А.В. в пользу АО «Альфа-Банк» взыскана задолженность по кредитному договору № от 19.09.2014 в сумме 178811 рублей 77 копеек.
Из гарантийного письма АО «Альфа-банк», адресованного Сныткину А.В., следует, что по кредитному договору № АО «Альфа-банк» в рамках программы дисконтирования гарантирует, что если Сныткин А.В. погашает часть задолженности единовременным платежом в размере 120000 рублей в срок до 28.04.2018, то банк списывает остаток долга в размере 58811 рублей 77 копеек (л.д.93). Сныткин А.В. погасил в установленный срок сумму по кредитному договору в размере 120000 рублей, что подтверждается представленной справкой № от 25.12.2020 из которой следует, что Сныткин А.В. исполнил перед АО «Альфа-банк» свои обязательства по погашению задолженности в полном объеме, в том числе по кредитному договору № от 19.09.2014, дата полного погашения задолженности - 16.05.2018 (л.д.84).
Кредитная организация на основании ч.1 ст. 24 и ст. 226 НК РФ признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов в ст.ст. 226 и 230 НК РФ, либо исчислить и уплатить налог, либо сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога.
АО «Альфа-банк», являясь в данном случае налоговым агентом, уведомил Сныткина А.В. о том, что им за 2018 год получен доход, подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц в размере 58811 рублей 77 копеек в связи со списанием с баланса его дебиторской задолженности по кредитному договору №, и сообщил о невозможности удержания банком исчисленной суммы налога на доходы физических лиц в размере 7646 рублей и передаче соответствующих сведений в налоговый орган для последующего взыскания налога в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (л.д.58).
Таким образом, судом установлено, что Сныткин А.В. в 2018 году у налогового агента АО «Альфа-банк» получил доход (код дохода 4800) в размере 58811 рублей 77 копеек, что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № от 25.02.2019 (л.д.35).
Межрайонной ИФНС за налоговый период 2018 год административному ответчику Сныткину А.В. произведен расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом АО «Альфа-банк», в размере 7646 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление №44156228 от 25.07.2019, согласно которому он обязан был уплатить налог в срок до 02.12.2019 (л.д.9).
Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в установленный срок за 2018 год, налоговым органом начислены пени.
В соответствии с положениями ст.ст. 48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
В связи с неуплатой суммы налога, указанной в налоговом уведомлении, административному ответчику в соответствии с п.1 ст.75 НК РФ начислены пени и направлено требование №58127 по состоянию на 23.12.2019 об уплате в срок до 29.01.2020 недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 7646 рублей и пени в размере 32 рубля 69 копеек (л.д.8).
Из представленного расчета пени видно, что размер недоимки составляет 7646 рублей, период взыскания пени указан с 03.12.2019 по 22.12.2019, размер пени составляет – 32 рубля 69 копеек (л.д.11).
Вышеуказанные налоговое уведомление и требование направлены административному ответчику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и считаются им полученными в силу п.4 ст.31, п.4 ст.52 НК РФ.
Поскольку Сныткин А.В. не уплатил налог и начисленные пени Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области о выдаче судебного приказа. 22.05.2020 был выдан судебный приказ о взыскании с Сныткина А.В. задолженности по налогам в размере 7678 рублей 69 копеек и пени в размере 32 рубля 69 копеек.
По заявлению Сныткина А.В. определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 02.06.2020 судебный приказ №2а-1405/2020 отменен 02.06.2020 (л.д.7).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, указанный выше срок обращения в суд (в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога) МИФНС соблюден (срок обращения до 29.07.2020, заявление о выдаче судебного приказа было подано 19.05.2020).
В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился 02.12.2020 (согласно отслеживанию почтового отправления по штрек коду на почтовом конверте), срок обращения с данным иском истекал 02.12.2020, то есть с соблюдением срока, указанного п.3 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца о наличии налоговой задолженности по недоимке налога на доходы физических лиц за 2018 год и пени, Сныткин А.В. суду не представил. Задолженность до настоящего времени не погашена.
При установленных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы Сныткина А.В. о том, что по указанному кредитному договору он доход не получал, оплачивал кредит с учетом начисленных налогов, сумма 58811 рублей 77 копеек не является доходом, суд не принимает, поскольку фактическая задолженность Сныткина А.В. по вышеуказанному кредитному договору составляла 178811 рублей 77 копеек, освобождение его от уплаты денежных средств в размере 56811 рублей 77 копеек является материальной выгодой, полученной Сныткиным А.В. от экономии на процентах за пользование кредитом, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 212 ГК РФ является доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды и подлежит налогообложению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч.2 ст.61.1. Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать со Сныткина А.В. (ИНН №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность на доходы физических лиц за 2018 год в размере – 7678 рублей 69 копеек, из которых сумма основной задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 года в размере 746 рублей, сумма санкцией (пени) за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в размере 32 рубля 69 копеек.
Взыскать со Сныткина А.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Сызранский Самарской области в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.07.2021.
Судья-