Дело № 2-1528/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково Ивановской области 20 ноября 2013 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Кольчугиной С.В.,
при секретаре Потаповой М.А.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру войсковой части 95852 о признании бездействия незаконным, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКЭУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к командиру войсковой части 95852 о признании бездействия незаконным, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. Исковые требования обоснованы тем, что она проходила военную службу по контракту в в/ч 95852 в должности техника контрольно-измерительной лаборатории. Приказом командира в/ч 34048 № 028-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/ч 95852 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключена из списков личного состава воинской части. На момент увольнения ее календарная продолжительность военной службы составила 16 лет 02 месяца. На время прохождения военной службы ей и членам ее семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года, которая на момент ее увольнения находилась на территории закрытого военного городка. На основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок <адрес> включен в перечень закрытых военных городков. Считает, что в соответствие со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» она имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства. При подготовке к увольнению командир войсковой части не провёл с ней соответствующей разъяснительной работы, до нее не был доведен порядок обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением по постоянному избранному месту жительства. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на территории закрытого военного городка и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у нее жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания ею постоянного места жительства считает возможным признание ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
С учетом частичного изменения предмета иска (л.д. 100) просит: признать незаконным бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать за ней право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ее в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице ТО ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО3 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Из письменного отзыва, представленного суду, следует, что ответчик возражает в удовлетворении исковых требований ФИО1 по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 51-52).
Представитель ответчика - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице ТО ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные требования не признает, считает их незаконными и необоснованными, просит отказать в их удовлетворении. Также просила суд применить срок исковой давности, который, по ее мнению, следует исчислять с момента исключения истца из списков личного состава войсковой части (л.д. 54-55, 94-97, 111).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>", будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Истец ФИО1 на момент увольнения проживала в предоставленной по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ трёхкомнатной квартире жилой площадью 40,4 кв.м. по адресу <адрес>, находящейся на территории закрытого военного городка «Красные Сосенки» (распоряжение Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГг.).
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира в/ч 34048 № 028-ПМ ФИО1 уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/ч 95852 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключена из списков личного состава войсковой части 95852 с ДД.ММ.ГГГГ с календарной выслугой 16 лет 1 месяц (л.д. 39-40).
В рапорте на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1 высказала просьбу о направлении ее дела в ОВК <адрес> для постановки на учет (л.д. 38).
Из материалов дела следует, что командованием в/ч 95852 с ФИО1 проведена ДД.ММ.ГГГГ беседа перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, во время которой принято решение о направлении после увольнения на учёт в ОГВК <адрес>, и указывается на ее обеспеченность жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 37).
Из справки отдела военного комиссариата <адрес> по городу Тейково и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АИ-51297 следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из Вооружённых Сил РФ не оформляла (л.д. 16).
Согласно справке ФГКЭУ «43 ЭТК» (в/ч 62681) ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состояла на учёте нуждающихся в получении жилой площади, не являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 41).
Также из материалов дела установлено, что истец ФИО1 не является собственником жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 14, 42), а также представленной в материалах дела справкой Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об отсутствии у ФИО1 в собственности недвижимости в <адрес> и <адрес> (л.д. 13).
Анализируя объяснения представителя истца, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…
Согласно пункту 1 статьи 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Как предусматривает пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, обеспечение жилым помещением указанной категории военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
При этом пункт 14 статьи 15 закона также предусматривает, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила). Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем другого порядка обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства, кроме изложенного в Правилах, на сегодняшний день не существует. Согласно пункту 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а пункт 7 Правил среди оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий выделяет: наличие жилой площади в закрытых военных городках и проживание на служебной жилой площади.
Все предусмотренные правовые основания, в том числе, указанные в статье 51 Жилищного кодекса РФ, для такого признания в отношении ФИО1 на момент ее увольнения имели место: она уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет (16 лет 1 месяц), проживала на территории закрытого военного городка, избрала постоянное место жительство после увольнения вне закрытого военного городка, другого жилья в собственности не имеет.
При этом суд не соглашается с доводами представителя ответчика – в/ч 95852 ФИО5 (л.д. 99) о наличии у ФИО1 в настоящее время права на получение жилого помещения, в котором она проживает вследствие исключения на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р военного городка <адрес> из перечня закрытых военных городков. Право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства возникло у ФИО1 до ее увольнения с военной службы, то есть до принятия Правительством РФ указанного распоряжения.
Суд считает, что квартира, в которой проживает истец, с учётом нахождения её на момент увольнения ФИО1 на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абзаца 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающего, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым только в 2000 году, истцу в 1997 году указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Минобороны РФ и включается в разряд служебных.
Системное толкование федерального законодательства в области жилищного обеспечения военнослужащих при увольнении их с военной службы позволяет суду сделать вывод о том, что наличие у военнослужащего, имеющего правовые основания для такого обеспечения, жилья по месту службы в закрытом военном городке само по себе не лишает его права на приобретение жилого помещения в другом избранном им после увольнения месте жительства. Военнослужащая ФИО1, обратившаяся при своём увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при продолжительности военной службы 16 лет 1 месяц к командованию в/ч 95852 с соответствующим рапортом, вправе была рассчитывать на соответствующие последовательные действия командования войсковой части по реализации предоставленных ей жилищных прав. Порядка обеспечения жилыми помещениями по избранному месту жительства сам военнослужащий может и не знать.
Статьи 106 и 107 Дисциплинарного Устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливают, что военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренным законами РФ и настоящим Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное рассмотрением и принятие мер, обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае, если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или выполнения просьбы подавшего обращение.
В соответствие с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, командиры соединений, воинских частей обязаны организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления…
Из рапорта ФИО1 на увольнение от ДД.ММ.ГГГГ года, а также листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что у подлежащего увольнению военнослужащего выяснялся вопрос о его обеспеченности жилым помещением, поскольку из содержания указанных документов следует, что ФИО1 обеспечена жилым помещением по месту службы. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что командование формально подошло к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. ФИО1 не было разъяснено ее право на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Данные факты говорят о бездействии командира в/ч 95852. Командованию части было известно о том, что ФИО1 на момент увольнения в запас проживала на территории закрытого военного городка и, соответственно, в служебной квартире и жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена.
Положения пунктов 26, 27, 28, Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 80, действовавшей в период увольнения ФИО1 жилых помещений военнослужащими подаётся рапорт в порядке подчинённости. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилья на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В силу приведённых выше положений Инструкции функции командира и жилищной комиссии воинской части по обеспечению военнослужащих жильём сводятся к рассмотрению вопросов о принятии военнослужащих на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
Вместе с тем, учитывая, что до настоящего времени ФИО1 не обеспечена жильём по избранному постоянному месту жительства, указанные выше меры, предпринятые командованием войсковой части 95852, нельзя признать достаточными.
Длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО1 является нарушением ее жилищных прав, предоставленных ей федеральным законодательством.
Поскольку обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих возлагается на командование части, в которой проходила их военная служба, суд находит подлежащим удовлетворению требование ФИО1 о признании незаконным бездействия командира в/ч 95852 по вопросу обеспечения ее жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ № следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..
Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что он является надлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что право ФИО1 на признание ее нуждающейся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения ею военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент ее увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволена с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 10 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, проживала с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из ВС РФ на оформляла, избрала постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися № от ДД.ММ.ГГГГг.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 суд находит подлежащими полному удовлетворению.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4 ссылается на отсутствие обращения ФИО1 в орган, уполномоченный (на момент ее увольнения с военной службы) принимать заявления и выносить решение о признании (об отказе в признании) нуждающимися в получении жилого помещения. В связи с чем, полагает отсутствие у ФИО1 на момент увольнения волеизъявления в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Однако данная позиция представителя ТО ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по <адрес> является необоснованной, свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию, а также противоречит материалам дела и установленным в ходе судебного заседания обстоятельствам.
Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются законодательной гарантией того, что военнослужащий, прослуживший определённый срок и подлежащий увольнению по льготному основанию, будет обеспечен жильём перед увольнением с военной службы за счёт того ведомства, где он проходит военную службу, в данном случае - Министерства обороны РФ, которое по различным причинам не предоставило ему жилое помещение ранее. ФИО1 имела право как на увольнение с военной службы, так и на предоставление жилого помещения за счёт Министерства обороны РФ.
Представителями ответчиков заявлено о пропуске ФИО1 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, однако суд не принимает данный довод, поскольку как пояснил в ходе судебного заседания представитель истца ФИО3, ФИО1 не знала о нарушенном праве, так как ей не были разъяснены права перед увольнением, в связи с чем, о нарушенном праве узнала только в конце 2012 года при обращении к нему за юридической консультацией. При этом суд так же принимает во внимание, что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, исковые требования направлены на устранение имеющих место нарушений жилищных прав, в связи с чем, носят длящийся характер.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 23 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199, ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания ФИО1 нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - <адрес> в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать ФИО1 нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Кольчугина С.В.