Судья: Короткова О.И. дело №33-1213/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2016 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре М.Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.А.А. к администрации <адрес> о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
по апелляционной жалобе администрации <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав объяснения представителя ответчика администрации <адрес> П.Л.А., поддержавшей доводы жалобы, истца Т.А.А. и его представителя М.А.А., полагавших оставить решение без изменения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Т.А.А. первоначально обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставить ему благоустроенное жилое помещение в городе <...>, общей площадью не менее <...> кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывал, что он <дата> года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать Т.Т.А. в <...> году была лишена в отношении него родительских прав, отца никогда не видел и ни какими сведениями в отношении него не располагает.
<дата> на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № он был определен в дом ребенка.
В период с <дата> по <дата> истец находился на полном государственном обеспечении.
По достижении <...> летнего возраста жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ему не предоставлялось, в собственности жилья не имеет, проживает с гражданской супругой и двумя малолетними детьми на съемной квартире.
В судебном заседании Т.А.А. исковые требования уточнил и окончательно просил суд признать за ним право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральным Законом от <дата> № –ФЗ (в ред. Федерального закона от <дата> №15-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и обязать администрацию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указывая на то, что истец утратил гарантированное право на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку обратился к ним с заявлением по истечении возраста <...> лет, дающего право на предоставление жилого помещения данной категории лиц, кроме того обеспечение истца жильем затруднено недостаточным финансированием.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация <адрес> не согласилась с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе просит его изменить и принять по делу новое решение, дополнив его резолютивную часть после слов «<...> (Т.А.А.)» словами «<...>, по МО «<адрес>»».
Ссылается на то, что истец по муниципальному образованию «<адрес>» в Списке <...> поставленных на учет для предоставления жилья не значится. В установленном законом порядке до достижения возраста <...> лет в администрацию <адрес> с соответствующим письменным заявлением не обращался, в связи с чем утратил гарантированное право на предоставление ему жилого помещения.
Указывает на то, что принятие решения без ссылки на Список <...>, оставшихся без попечения родителей, не соответствует действующему после <дата> порядку и влечет нарушение прав лиц, стоящих в Списке ранее.
Полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии соответствующего финансирования переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Отмечает, что имеющегося объема денежных средств недостаточно для исполнения принятого судом решения о предоставлении жилого помещения Т.А.А., что не позволяет администрации <адрес> обеспечить истца жилым помещением в установленном Федеральным законом №159-ФЗ и <адрес> №-ОЗ порядке (без финансирования) и одновременно свидетельствует о принятии судом неисполнимого решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации ( далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации – каждый имеет право на жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанными в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Аналогичные положения содержатся и в статье <адрес> от <дата> №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что Т.А.А. родился <дата> и относится к числу детей оставшихся без попечения родителей. Данный факт ответчиком не оспаривался.
Мать истца- Т.Т.А. в <...> года решением народного суда <адрес> лишена в отношении Т.А.А. родительских прав (т.<...> <...>). Данные о его отце Т.А.Н. и его местонахождении отсутствуют (т.<...>). Брак между Т.А.Н. и Т.Т.А. расторгнут <дата> (т.<...>).
На основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от <дата> Т.А.А. был определен в дом ребенка (т<...>).
С <дата> по <дата> Т.А.А. находился на воспитании в <...> детском доме для детей дошкольного возраста на полном государственном обеспечении (т.<...>).
С <...> г. до <дата> истец находился в детском <адрес> (т.<...>).
С <дата> по <дата> обучался в <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...>) школе-интернате для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (т.<...>).
С <дата> по <дата> обучался в Профессиональном училище № <адрес> по специальности «<...>» (т.<...>).
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Материалами дела установлено, что Т.А.А. с <...> года по <...> года находился и проживал в <...>», расположенное на территории муниципального образования <адрес>, где на него было оформлено свидетельство о регистрации по месту пребывания (т<...>).
С <...> года до вынесения приговора <дата> и после условно-досрочного освобождения от отбытия наказания в <...> году до настоящего времени проживает без регистрации по договору найма жилого помещения в <адрес> в <адрес>, со своей гражданской женой Г.Н.В., ее ребенком от первого брака и общим малолетним сыном Г.К.А. <дата> года рождения, который с момента своего рождения состоит на учете в БУЗ <адрес> «<...> №» (т.<...>).
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> и по <дата> Т.А.А. имел регистрацию по месту пребывания: <адрес>. Однако по месту регистрации никогда не проживал, что в судебном заседании подтвердил собственник квартиры В.Ю.Л. (т.<...>).
С <дата> и на момент рассмотрения дела судом Т.А.А. регистрации на территории РФ не имеет (т.<...>).
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Т.А.А. в <...> периоды времени <...> работал в различных должностях <...> дополнительного образования «<...>» (т.<...>). С <дата> и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с <...>», работает в должности оператора линии производства гофрокартона (т.<...>).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что местом преимущественного проживания истца является муниципальное образование « <адрес>».
В соответствии со статьей 152.2 Семейного кодекса РФ права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Разрешая спор в пользу истца, районный суд правомерно учел, что он не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота не в результате бездействия с его стороны, а вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами, уполномоченными производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилищный учет.
Так, из материалов дела усматривается, что в период с <...> года по <...> год Т.А.А. находился под опекой государственных организаций, однако действий по постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении данными организациями не осуществлялись. По достижении истца <...> лет жилое помещение за ним не закреплялось.
Кроме того, судом установлено, что истец в период его обучения с <...> по <...> годы неоднократно проходил <...> экспертизу, согласно которой он был причислен к группе детей «<...>», с установлением и последующим продлением третьей группы инвалидности с диагнозом «<...>» (т.<...>).
После окончания учебного заведения в 2004 году, Т.А.А. для дальнейшего подтверждения группы инвалидности в медицинское учреждение не являлся, что подтверждено в суде показаниями руководителя Федерального Бюро № ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> К.О.В.
Из сведений, предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> и Межрегионального <...>, усматривается, что за истцом на территории Российской Федерации, <адрес> и <адрес> недвижимое имущество не зарегистрировано (т<...> <...>).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований Т.А.А., поскольку он является нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения и до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от <дата> (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Судом первой инстанции установлено, что у Т.А.А. жилое помещение отсутствует. Следовательно, истцом право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию <адрес> обоснованно была возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом, поскольку истец с <...> <...> возраста проживает в <адрес>.
Довод жалобы о том, что Т.А.А. не были представлены доказательства, которые подтверждали бы уважительность причин его не обращения в органы местного самоуправления до достижения им <...> лет, не влечет безусловную отмену судебного постановления, поскольку судом учтены конкретные причины, в силу которых истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец должен быть обеспечен жильем в соответствии со списком, утвержденным органом специальной компетенции <адрес>, основанием для отмены решения суда не является, поскольку не опровергает вывод суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 статьи 8 Закона по достижении ими возраста <...> лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ, по достижению ими возраста <...> лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что жилое помещение Т.А.А. должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Короткова О.И. дело №33-1213/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2016 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре М.Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.А.А. к администрации <адрес> о признании права на предоставление жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
по апелляционной жалобе администрации <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав объяснения представителя ответчика администрации <адрес> П.Л.А., поддержавшей доводы жалобы, истца Т.А.А. и его представителя М.А.А., полагавших оставить решение без изменения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Т.А.А. первоначально обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставить ему благоустроенное жилое помещение в городе <...>, общей площадью не менее <...> кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывал, что он <дата> года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать Т.Т.А. в <...> году была лишена в отношении него родительских прав, отца никогда не видел и ни какими сведениями в отношении него не располагает.
<дата> на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № он был определен в дом ребенка.
В период с <дата> по <дата> истец находился на полном государственном обеспечении.
По достижении <...> летнего возраста жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ему не предоставлялось, в собственности жилья не имеет, проживает с гражданской супругой и двумя малолетними детьми на съемной квартире.
В судебном заседании Т.А.А. исковые требования уточнил и окончательно просил суд признать за ним право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральным Законом от <дата> № –ФЗ (в ред. Федерального закона от <дата> №15-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и обязать администрацию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> общей площадью не менее <...> кв.м.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указывая на то, что истец утратил гарантированное право на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку обратился к ним с заявлением по истечении возраста <...> лет, дающего право на предоставление жилого помещения данной категории лиц, кроме того обеспечение истца жильем затруднено недостаточным финансированием.
Судом постановлено указанное выше решение.
Администрация <адрес> не согласилась с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе просит его изменить и принять по делу новое решение, дополнив его резолютивную часть после слов «<...> (Т.А.А.)» словами «<...>, по МО «<адрес>»».
Ссылается на то, что истец по муниципальному образованию «<адрес>» в Списке <...> поставленных на учет для предоставления жилья не значится. В установленном законом порядке до достижения возраста <...> лет в администрацию <адрес> с соответствующим письменным заявлением не обращался, в связи с чем утратил гарантированное право на предоставление ему жилого помещения.
Указывает на то, что принятие решения без ссылки на Список <...>, оставшихся без попечения родителей, не соответствует действующему после <дата> порядку и влечет нарушение прав лиц, стоящих в Списке ранее.
Полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии соответствующего финансирования переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Отмечает, что имеющегося объема денежных средств недостаточно для исполнения принятого судом решения о предоставлении жилого помещения Т.А.А., что не позволяет администрации <адрес> обеспечить истца жилым помещением в установленном Федеральным законом №159-ФЗ и <адрес> №-ОЗ порядке (без финансирования) и одновременно свидетельствует о принятии судом неисполнимого решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации ( далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации – каждый имеет право на жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанными в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Аналогичные положения содержатся и в статье <адрес> от <дата> №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что Т.А.А. родился <дата> и относится к числу детей оставшихся без попечения родителей. Данный факт ответчиком не оспаривался.
Мать истца- Т.Т.А. в <...> года решением народного суда <адрес> лишена в отношении Т.А.А. родительских прав (т.<...> <...>). Данные о его отце Т.А.Н. и его местонахождении отсутствуют (т.<...>). Брак между Т.А.Н. и Т.Т.А. расторгнут <дата> (т.<...>).
На основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от <дата> Т.А.А. был определен в дом ребенка (т<...>).
С <дата> по <дата> Т.А.А. находился на воспитании в <...> детском доме для детей дошкольного возраста на полном государственном обеспечении (т.<...>).
С <...> г. до <дата> истец находился в детском <адрес> (т.<...>).
С <дата> по <дата> обучался в <...> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...>) школе-интернате для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (т.<...>).
С <дата> по <дата> обучался в Профессиональном училище № <адрес> по специальности «<...>» (т.<...>).
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Материалами дела установлено, что Т.А.А. с <...> года по <...> года находился и проживал в <...>», расположенное на территории муниципального образования <адрес>, где на него было оформлено свидетельство о регистрации по месту пребывания (т<...>).
С <...> года до вынесения приговора <дата> и после условно-досрочного освобождения от отбытия наказания в <...> году до настоящего времени проживает без регистрации по договору найма жилого помещения в <адрес> в <адрес>, со своей гражданской женой Г.Н.В., ее ребенком от первого брака и общим малолетним сыном Г.К.А. <дата> года рождения, который с момента своего рождения состоит на учете в БУЗ <адрес> «<...> №» (т.<...>).
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> и по <дата> Т.А.А. имел регистрацию по месту пребывания: <адрес>. Однако по месту регистрации никогда не проживал, что в судебном заседании подтвердил собственник квартиры В.Ю.Л. (т.<...>).
С <дата> и на момент рассмотрения дела судом Т.А.А. регистрации на территории РФ не имеет (т.<...>).
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Т.А.А. в <...> периоды времени <...> работал в различных должностях <...> дополнительного образования «<...>» (т.<...>). С <дата> и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с <...>», работает в должности оператора линии производства гофрокартона (т.<...>).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что местом преимущественного проживания истца является муниципальное образование « <адрес>».
В соответствии со статьей 152.2 Семейного кодекса РФ права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Разрешая спор в пользу истца, районный суд правомерно учел, что он не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота не в результате бездействия с его стороны, а вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами, уполномоченными производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилищный учет.
Так, из материалов дела усматривается, что в период с <...> года по <...> год Т.А.А. находился под опекой государственных организаций, однако действий по постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении данными организациями не осуществлялись. По достижении истца <...> лет жилое помещение за ним не закреплялось.
Кроме того, судом установлено, что истец в период его обучения с <...> по <...> годы неоднократно проходил <...> экспертизу, согласно которой он был причислен к группе детей «<...>», с установлением и последующим продлением третьей группы инвалидности с диагнозом «<...>» (т.<...>).
После окончания учебного заведения в 2004 году, Т.А.А. для дальнейшего подтверждения группы инвалидности в медицинское учреждение не являлся, что подтверждено в суде показаниями руководителя Федерального Бюро № ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> К.О.В.
Из сведений, предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> и Межрегионального <...>, усматривается, что за истцом на территории Российской Федерации, <адрес> и <адрес> недвижимое имущество не зарегистрировано (т<...> <...>).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» № 159-░░ ░░ <░░░░> (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № 15-░░) ░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░.░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <...> <...> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <...> ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> №159-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ <...> ░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ 3 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> №159-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № 159-░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ <...> ░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░