Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-46/2020 (2а-472/2019;) ~ М-471/2019 от 23.12.2019

№ 2а-46/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2020 г.                                                                                           г.Суоярви

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                              Зайкова С.Н.,

при секретаре                                                                                   Виноградовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шорина В.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа от хх.хх.хх г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

у с т а н о в и л:

Шорин В.С. обратился с административным иском о признании незаконным отказа от хх.хх.хх г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., левая сторона участок , категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. В обоснование требований указал, что он обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством для индивидуального жилищного строительства. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка ему было отказано в письме от хх.хх.хх г. со ссылкой на п.4 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что по сведениям, имеющимся в Министерстве, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, права на которые не подтверждены.

Обосновывая свою позицию по несогласию с отказом, административный истец указал, что на земельном участке отсутствуют строения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц. Несмотря на то, что действительно на испрашиваемом земельном участке расположено неустановленное самовольное строение, его наличие не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Полищук П.В. требования поддержал по мотивам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что возможные строения расположенные на земельном участке являются самовольной постройкой, поскольку земельный участок для его (строения) строительства не предоставлялся. Право собственности на самовольную постройку не признано и не зарегистрировано. Просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия не участвовал, согласно представленного отзыва иск не признал. В своих возражениях, представленных суду, в том числе, и в письменном виде, указали, что отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным. П.п.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. При этом по смыслу п.п.2 п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 4 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На испрашиваемом административным истцом земельном участке располагается здания/сооружения.

    Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Суоярвский район» согласно письменного отзыва просила рассмотреть дело в их отсутствие, удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда. Информацией о собственнике дома (строения) на земельном участке с кадастровым номером , администрация не располагает.

Заинтересованное лицо ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» просило отказать в удовлетворении заявления.

    Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из имеющегося в деле заявления Шорина В.С., он обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то есть реализовал право, предоставленное федеральным законодателем по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данные правоотношения урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (подпункты 1 - 4, пункта 1 статьи 39.1).

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предусмотрен пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В своем отказе административный ответчик сослался на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае не имелось правовых и фактических основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации по основаниям расположения на земельном участке объектов недвижимости, права собственности на которые не подтверждены.

В судебном заседании установлено, что обстоятельства размещения на спорном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, ничем не подтверждены. Материалами дела данные обстоятельства не подтверждаются, данными о праве собственности либо праве аренды на какие-либо объекты недвижимого имущество административный ответчик не располагает.

Из данных выкопировки публичной карты объективных сведений о наличии на земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества также установить невозможно, поскольку очертания границ в нем имеют размытое наполнение и указаний на наличие объектов недвижимого имущества на данном земельном участке карта не содержит.

Нет в материалах дела и доказательств того, что предполагаемое сооружение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером , неразрывно связано с данным земельным участком и является недвижимым имуществом, которое может быть отнесено к тем объектам, собственники которых имеют право на приобретение в собственность земельных участков в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также судом отмечается то обстоятельство, что основание отказа, указанное Министерством в решении N от хх.хх.хх г. при буквальном толковании не соответствует содержанию пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, тогда как в оспариваемом отказе указано только на возможное расположение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, права на которые не подтверждены. Указание на нахождение спорного сооружения в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц в оспариваемом отказе отсутствует.

Доводы ответчика о том, что в пределах границ земельного участка с кадастровым номером расположены здания, сооружения основаны на ответе администрации муниципального образования «Суоярвский район». Из которого следует, что хх.хх.хх г. поступило уведомление о планируемом строительстве дома, а хх.хх.хх г. договор аренды уже был расторгнут. Из представленных материалов следует, что выход на место сотрудниками административного ответчика не осуществлялся, объект не исследовался и не осматривался. Заявленные документы не устанавливают фактов на испрашиваемом земельном участке какого либо объекта недвижимого имущества, поскольку таких сведений в них не содержится.

Таким образом, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

             Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г..

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Шорина В.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... участок , категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                                                           С.Н. Зайков

Мотивированное решение изготовлено 16.01.2020

Последний день подачи апелляционной жалобы: 16.02.2020

2а-46/2020 (2а-472/2019;) ~ М-471/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шорин Вадим Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Полищук Петр Владимирович
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
администрация муниципального образования «Суоярвский район»
Суд
Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья
Зайков С.Н.
Дело на странице суда
suoyarvsky--kar.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
16.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020Дело оформлено
30.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее