Дело № 1-23/2020
Приговор
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,
с участием государственного обвинителя - помощника военного прокурора Казанского гарнизона лейтенанта юстиции Абдулхакова Ж.Э.,
подсудимого Карпова В.В., его защитника - адвоката Садыкова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части <номер> Карпова В.В., родившегося <дата>, со средним профессиональным образованием, ранее не судимого, не состоящего в зарегистрированном браке, имеющего дочь 2020 года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, проходящего военную службу по контракту с 13 марта 2017 года, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации,
установил:
Карпов, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с целью временно уклониться от прохождения военной службы 22 октября 2018 года без уважительных причин не явился в установленный регламентом служебного времени срок на службу в войсковую часть <номер>, а стал проводить время по своему усмотрению, проживая в различных населённых пунктах Моркинского района Республики Марий Эл и городе Казани до 31 июля 2020 года - момента его задержания сотрудниками полиции и препровождения в военную комендатуру города Йошкар-Олы.
Подсудимый Карпов в судебном заседании вину в совершении инкриминируемого ему деяния признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся и пояснил, что в период прохождения военной службы был обеспечен всеми положенными видами довольствия в полном объёме, неправомерные действия со стороны сослуживцев и командиров к нему не допускались. 22 октября 2018 года, желая временно отдохнуть от прохождения военной службы, без уважительных причин, он не прибыл на службу в войсковую часть <номер> в установленный регламентом служебного времени срок к 8 часам 30 минутам, а убыл к месту жительства. В период нахождения вне сферы воинских отношений он помогал родителям по хозяйству, проживал в различных населённых пунктах Моркинского района Республики Марий Эл, выезжал на заработки в город Казань.
В период уклонения от военной службы, за исключением 14 января 2019 года, в органы власти и военного управления он о себе не заявлял, хотя имел для этого реальную возможность. 14 января 2019 года он прибыв в военный комиссариат Моркинского района Республики Марий Эл для выяснения обстоятельств его увольнения с военной службы. Не дожидаясь распоряжения должностных лиц убыл из военного комиссариата. Какое-либо предписание ему не выдавалось, к исполнению обязанностей военной службы он не приступал. 31 июля 2020 года, по месту его жительства в <адрес> был задержан сотрудниками полиции и доставлен в военную комендатуру городе Йошкар-Олы. Цели вовсе уклониться от военной службы не преследовал, намеревался продолжить военную службу.
Помимо полного признания подсудимым вины в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации, вина Карпова подтверждается совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств.
Контрактом о прохождении военной службы от 13 марта 2017 года подтверждается добровольное заключение Карповым контракта с Министерством обороны Российской Федерации, в лице командира войсковой части 21720, на срок 3 года.
Из показаний свидетеля ФИО1 - командира подразделения, в котором проходил военную службу подсудимый, данных им в ходе предварительного следствия и оглашённых в судебном заседании следует, что Карпов характеризуется удовлетворительно, всеми положенными видами довольствия он был обеспечен в полном объёме, неуставные взаимоотношения к нему не допускались. 22 октября 2018 года без уважительных причин в установленный регламентом служебного времени срок - 8 часам 30 минутам Карпов не явился на службу в войсковую часть <номер>. Рапортов на предоставление отпуска или увольнение с военной службы Карпов не подавал, о причинах неявки на службу не сообщал. Мероприятия по розыску Карпова результатов не дали.
Оглашёнными в судебном заседании показаниями свидетеля Свидетель №5 - сослуживца подсудимого, подтверждается, что в период прохождения военной службы в войсковой части <номер> всеми положенными видами довольствия Карпов был обеспечен в полном объёме, неуставные взаимоотношения к нему не допускались, на условия военной службы не жаловался. 22 октября 2018 года Карпов не прибыл на службу, организованный командованием розыск военнослужащего результатов не имел.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 - сотрудник военного комиссариата Моркинского района Республики Марий Эл, пояснила, что 14 января 2019 года в военный комиссариат прибыл военнослужащий войсковой части <номер> Карпов для выяснения обстоятельств его увольнения с военной службы и написании объяснение о причинах его нахождения вне сферы воинских отношений. О поступившем от Карпова объяснении было незамедлительно сообщено в военную комендатуру города Йошкар-Олы для уточнения дальнейшего порядка действий. Поскольку незаконно находящимся вне воинской части военнослужащим нужно выдавать предписание о явке в военную комендатуру, Карпову была разъяснена необходимость дождаться в военном комиссариате оформления указанного документа. Карпов самовольно покинул помещение военного комиссариата, а меры по его розыску по месту жительства результатов не дали.
Исследованной в судебном заседании объяснительной Карпова от 14 января 2019 года подтверждается его обращение в военный комиссариат Моркинского района Республики Марий Эл и сообщение о неявке им 22 октября 2018 года на службу в войсковую часть <номер>.
Из оглашённых в судебном заседании показаний свидетеля Свидетель №7 - сожительницы Карпова, следует, что в конце октября 2018 года Карпов приехал домой и сказал о написании им рапорта на увольнение с военной службы, в воинскую часть он более не возвращался, о службе и причинах увольнения не рассказывал. С ноября 2018 года проживает совместно с Карповым, <дата> у них родилась дочь. 31 июля 2020 года к ним домой в <адрес> прибыли сотрудники полиции и сказали, что Карпов находится в розыске, после чего Карпов был доставлен в военную комендатуру города Йошкар-Олы. Свидетель №7 также указала, что считает Карпова своим супругом, поскольку они в гражданском браке воспитывают дочь.
Свидетель Свидетель №2 - старший оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД России по Республике Марий Эл, допрошенный в судебном заседании показал, что в целях установления местонахождения находящегося в федеральном розыске Карпова 31 июля 2020 года был осуществлён выезд по адресу: <адрес>. Карпов был обнаружен и доставлен в военную комендатуру города Йошкар-Олы.
В соответствии с заключением экспертов от 5 августа 2020 года № 7, проводивших в отношении подсудимого военно-врачебную экспертизу, Карпов признан годным к военной службе.
Проверив и оценив перечисленные выше доказательства, суд признаёт их относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности - достаточными для разрешения уголовного дела и кладёт их в основу приговора.
В судебном заседании установлено, что 14 января 2019 года Карпов явился в военный комиссариат Моркинского района Республики Марий Эл выяснить обстоятельства его увольнения с военной службы и заявил о себе как о военнослужащем войсковой части <номер>, уклоняющемся от прохождения военной службы. Не получив предписания о явке в военную комендатуру города Йошкар-Олы покинул военный комиссариат. В силу разъяснений, данных в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», свидетельствует о том, что Карпов продолжил уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а течение срока самовольного отсутствия не прерывается. В связи с чем, суд приходит к выводу, что квалификация деяния Карпова, данная органами предварительного следствия, является правильной.
Таким образом, действия Карпова, который, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с целью временно уклониться от прохождения военной службы 22 октября 2018 года, без уважительных причин не явился в установленный регламентом служебного времени срок на службу в войсковую часть <номер>, стал проводить время по своему усмотрению, проживая в различных населённых пунктах Моркинского района Республики Марий Эл и города Казани до 31 июля 2020 года - момента его задержания сотрудниками полиции и препровождения в военную комендатуру города Йошкар-Олы, суд расценивает как неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершённую военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и квалифицирует по ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации.
Поскольку Карпов в период уклонения от военной службы в органы власти и военного управления о себе не заявлял, мер к дальнейшему прохождению военной службы и убытию в войсковую часть <номер> не предпринимал, хотя имел реальную возможность для этого, суд полагает, что уклонение его от военной службы не явилось следствием стечения каких-либо тяжёлых обстоятельств, в связи с чем, оснований для освобождения его от уголовной ответственности не имеется.
При назначении Карпову наказания суд, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК Российской Федерации, учитывает в качестве смягчающих обстоятельств то, что ранее он ни в чём предосудительном замечен не был, к уголовной ответственности привлекается впервые, по военной службе характеризуется удовлетворительно, по месту жительства - положительно, свою вину признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся.
Кроме того, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК Российской Федерации обстоятельством, смягчающим наказание Карпова, суд признаёт наличие у него малолетнего ребёнка.
С учётом изложенных смягчающих наказание обстоятельств, характера и степени общественной опасности преступления, личности подсудимого, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначаемого наказания на его исправление и условия жизни его семьи, суд считает, что исправление Карпова возможно без реального отбывания наказания и с применением ст. 73 УК Российской Федерации находит возможным назначить ему наказание в виде лишения свободы условно.
Учитывая фактические обстоятельства совершения преступления, длительность уклонения Карпова от прохождения военной службы, суд полагает, что оснований для изменения категории преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, на менее тяжкую, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК Российской Федерации, не имеется.
В связи с этим ранее избранная мера пресечения в виде наблюдения командования войсковой части <номер>, до вступления приговора в законную силу, в отношении Карпова подлежит оставлению без изменения.
Для защиты прав подсудимого Карпова по назначению в суде участвовали защитники - адвокаты Салмин В.В. и Садыков Т.В., расходы на оплату юридической помощи которых составили 2500 рублей и 5215 рублей, соответственно. Всего расходы на оплату юридической помощи защитников составили 7715 рублей, которые в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК Российской Федерации являются процессуальными издержками. Поскольку дело рассмотрено в общем порядке судебного разбирательства, то взыскание процессуальных издержек надлежит произвести с Карпова в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 302-304, 307-309 УПК Российской Федерации, военный суд
приговорил:
Карпова В.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК Российской Федерации, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
В соответствии со ст. 73 УК Российской Федерации назначенное Карпову В.В. наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать своё исправление.
Обязать осужденного Карпова В.В., в период испытательного срока, не совершать грубых дисциплинарных проступков. В случае увольнения с военной службы: - явиться в специализированный государственный орган, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительную инспекцию) по месту жительства для постановки на персональный учёт; - трудоустроиться; - не менять постоянного места жительства, работы, без уведомления данного специализированного государственного органа.
Меру пресечения в отношении Карпова В.В. в виде наблюдения командования войсковой части <номер> до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Процессуальные издержки в размере 7715 рублей, связанные с участием в данном уголовном деле защитников Салмина В.В. и Садыкова Т.В., по назначению в суде, взыскать с Карпова В.В. в доход федерального бюджета.
На приговор может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня постановления приговора. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья Э.А. Сердитый