Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2012 г. город Самара
Железнодорожный районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.
при секретаре Исмоиловой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по иску Лысенко Л.М. и Лысенко Н.Н. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Министерству имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> и третьему лицу Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской Городской думы <адрес> о признании Заключения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным и признании права на выкуп земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам и третьим лицам на том основании, что они ДД.ММ.ГГГГ обратились в Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> с заявлением о предоставлении в общедолевую собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарской Городской думы <адрес> земельного участка <данные изъяты>, предполагаемая цель - использование под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений направило письмо № в Департамент управления имуществом г.о. Самары об утверждении схемы расположения земельного участка, включая ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-0-1 о соответствии испрашиваемого земельного участка согласно правилам землепользования и застройки г.о. Самары, утвержденных Решением Самарской Городской думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, находящегося в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными домами <данные изъяты> в которой использование земельного участка под индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками соответствуют основным видам разрешенного использования. В соответствии с п. 2.5. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Городской округе Самары для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения обращения, направляет в Министерство информацию о возможности осуществления работ по формированию земельного участка либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. После чего, согласно п. 2.7. Порядка Департамент управления имуществом г.о. Самара в месячный срок с момента обращения Министерства с учетом зонирования территории и целевого назначения земель обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Департамент управления имуществом г.о. Самары направляет в Министерство имущественных отношений проект границ земельного участка не позднее дня, следующего за днем утверждения проекта.
Истцы указывают, что пренебрегая законодательством Правительства Самарской Городской думы <адрес>, а именно утвержденным порядком и сроками, Департамент управления имуществом г.о. Самара по истечению месяца направило письмо № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов с обращением о предоставлении документов, а именно: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, соответствующей требованиям действующего законодательства, выполненной на заявителей (оригинал); копии кадастрового (технического) паспорта на строение, находящееся на испрашиваемом земельном участке; сведения из государственного кадастра недвижимости на испрашиваемый земельный участок; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объект недвижимости (жилой дом), расположенный по вышеуказанному адресу, что привело к материальным затратам на сумму <данные изъяты> руб. Данные документы предоставляются в случае принятия Департаментом управления имуществом мотивированного заключения о возможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. Истцы указывают, что ими указанные документы были приобщены ДД.ММ.ГГГГ под входящим номером №, тем самым, истцы считают, что они выполнили все обязанности, предусмотренные законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ за номером № Департамент управления имуществом г.о. Самары нарочно передало вместо утвержденного проекта границ заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плате (карте) соответствующей территории. В свою очередь, Министерство имущественных отношений уведомило истцов об отказе в предоставлении земельного участка лишь ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Истцы указывают, что правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Решением Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истцы считают, что заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане со ссылкой на Правила застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № являются несостоятельными и необоснованными. Истцы ссылаются на то, что несоблюдение регламента Правительства Самарской области, созданного в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, привело к тому, что истцы, как граждане Российской Федерации, не смогли реализовать свои Конституционные права, поскольку ими затраченные средства не оправдали ожидания.
На основании изложенного истцы в уточнённых исковых требованиях просят суд признать Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плате (карте) соответствующей территории – недействительным; признать за истцами право на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, площадью <данные изъяты> под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
В судебном заседании представитель истцов, действующая на основании доверенности, Солдатова Т.В. поддержала уточнённые исковые требования, просила суд удовлетворить уточнённые исковые требования, изложила обстоятельства, указанные в уточенном исковом заявлении.
Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самары - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, отзыв или возражения на исковые требования не представили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещались правильно и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, представили письменный отзыв на исковые требования, согласно которому просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, указанным в отзыве, рассмотреть дело в отсутствии представителя \л.д. 71-77\.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, отзыв или возражения на исковые требования не представили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Заслушав пояснения представителя истцов, действующего на основании доверенности, Солдатовой Т.В., изучив представленные отзывы и материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно Договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Иванова М.Н. (продавцом) и Лысенко Н.Н., Лысенко Л.М. (покупателями), истцы купили (<данные изъяты>) целый жилой дом, площадью всего дома <данные изъяты> кв.м (полезной площадью всего дома <данные изъяты> кв.м), состоящего из одноэтажного деревянного, с пристроем и подвалом под хознужды, со службами и сооружениями, расположенный на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес> Указанный жилой дом принадлежал продавцу на праве личной собственности на основании Решения (дополнительного) Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления администрации <адрес> г.о. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов приемки в эксплуатации жилых домов и пристроев», зарегистрированных Самарской Городской думы <адрес> регистрационной Палатой ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о государственной регистрации права № В указанном жилом доме на момент подписания настоящего договора согласно домовой книге кроме собственника Иванова М.Н. зарегистрированных не значится, которая обязуется сняться с регистрационного учета после ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 16\.
Согласно сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числился самовольно возведенным, пользователем которого до ДД.ММ.ГГГГ числился Иванов Н.И. \л.д. 63\.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М. на праве общей долевой собственности (<данные изъяты>) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ограничения (обременения) права не зарегистрированы \л.д. 14, 15\.
Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 19-22\, имеется план установления границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, землепользователями на ДД.ММ.ГГГГ являются Лысенко Н.Н. и Л.М., на ДД.ММ.ГГГГ красные линии отсутствуют \л.д. 23\.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцам, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М. (<данные изъяты>). Указанное право возникло на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 17, 18\.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцам, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> – отсутствуют \л.д. 24\.
Согласно Уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> – отсутствуют \л.д. 25\.
В материалах дела имеются заявления истцов (Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М.) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым заявители обратились в Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> с просьбой предоставить земельный участок, государственная собственность на который не разграничена в Городской округе Самара для целей, не связанных со строительством \л.д. 26, 27\.
В деле имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцы ставятся в известность о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обращается к Главе городского округа Самары с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории \л.д. 28\.
В адрес истцов ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имущества г.о. Самары было направлено сообщение, согласно которому в силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства \л.д. 30\.
Из письма Департамента управления имуществом г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий. Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-VI классов вредности (ПК-1). Использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне, в связи с чем, утвердить вышеуказанную схему не представляется возможным \л.д. 29\.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> в адрес истцов было направлено сообщение, согласно которому принятие Министерством решения о предоставлении истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком, не представляется возможным. Вместе с тем, истцам разъяснено, что в соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Таким образом, Министерством может быть рассмотрен вопрос о предоставлении истцам в общую долевую собственность за плату земельного участка, непосредственно занимаемого принадлежащим истцам на праве общей долевой собственности жилым домом на основании соответствующего заявления, необходимых документов и плана границ соответствующего земельного участка с таблицей его координат. Истцам предложено откорректировать заявления в части указания площади и цели использования испрашиваемого земельного участка и предоставить их в дополнение к ранее поданному заявлению № с приложением необходимых документов в ящик для корреспонденции \л.д. 31-32\.
В материалах дела имеются заявления истцов в Министерство имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> государственная собственность на который не разграничена, в государственном округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которым истцы просят предоставить им в общую долевую собственность (за выкуп) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов Министерством имущественных отношений Самарской области направлено письмо, в котором имеется ссылка на ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № согласно которому на основании Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными домами (Ж1-2), в которой использование земельного участка под индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками соответствует основным видам разрешенного использования. Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано возобновить работу по утверждению схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>
Как следует из сообщения Департамента управления имуществом г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за №, утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане (карте) соответствующей территории не представляется возможным, поскольку согласно Заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в соответствии с градостроительной документацией на основании Карты градостроительного зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1). Использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. Обращено внимание истцов на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с п. 3 ст. 4 которого несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории \л.д. 44-45\.
ДД.ММ.ГГГГ истцам нарочно Министерством имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> выдано Уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (в соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ) \л.д. 46-47\.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, вид использования: под индивидуальное жилищное строительство, на кадастровый учет не поставлен, находится в зоне предприятий и складов V-VI классов вредности (санитарные зоны – до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы ДД.ММ.ГГГГ №. Разрешенный вид использования: использование объектов недвижимости возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы ДД.ММ.ГГГГ № \л.д. 65-66\.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м – отсутствуют \л.д. 68\.
Согласно Выписке из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> каждому) принадлежит истцам (Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М.) \л.д. 69\.
Согласно справке о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Лысенко Л.М. (собственнику <данные изъяты> доли) по адресу: <адрес> зарегистрированы: Лысенко Н.Н., <данные изъяты> (сын), Лысенко Н.Н., <данные изъяты> (муж) (собственник <данные изъяты> доли), Лысенко А.Г. (племянник), Лысенко А.Г. (племянница), Лысенко Р.А. (мать мужа) Лысенко Г.Н. (брат мужа), Лысенко Паренькова Н.Б. <данные изъяты> Н. (дочь), паренькова С.А. (внучка), Абрамушкина Л.Н. (дочь), Абрамушкина В.И. (внучка), Паренькова В.А. (внучка), Лысенко Е.Н. (внук) \л.д. 87\.
В материалах дела имеются Согласия на признание за истцами права собственности спорный на земельный, выданные Лысенко А.Г. \л.д. 88-89\, Лысенко Р.А. \л.д. 90-91\, Лысенко Г.Н. \л.д. 92-93\, Лысенко Н.Б. \л.д. 94-95\, Паренькова Н.Б. О.Н. \л.д. 98-100\, Абрамушкина Л.Н. \л.д. 104-105\, Лысенко Н.Н. \л.д. 108-109\.
Кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие наличие несовершеннолетних членов семьи истцов и факт состояния в зарегистрированном браке: свидетельство о рождении Лысенко А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. \л.д. 96\, родителями которой являются Лысенко Г.Н. и Лысенко Н.Б., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 97\, свидетельство о рождении Паренькова В.А., ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 101\ и свидетельство о рождении паренькова С.А., ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 102\, родителями которых являются Паренькова Н.Б. А.А. и Паренькова Н.Б. О.Н., указанные лица состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 103\, свидетельство о рождении Абрамушкина В.И., ДД.ММ.ГГГГг.р. \л.д. 106\, родителями которой являются Абрамушкин И.И. и Абрамушкина Л.Н., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 107\, свидетельство о рождении Лысенко Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ, родителями которого являются Лысенко Н.Н. и Лысенко О.А., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 110\.
В материалах дела представлено заключение об оценке инвентаризационной стоимости недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> составляет <адрес>
Из сообщения ИФНС России по <адрес> г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> – отсутствует \л.д. 116\.
В материалах дела имеется типовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вынужденным переселенцам долговременно беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение, ремонт) жилья, согласно которому Лысенко Н.Н., выступающему от имени семьи вынужденных переселенцев в составе: Лысенко Л.М., Лывсенко О.Н., Лысенко Л.Н., Лысенко Н.Н. были предоставлены денежные средства на срок <данные изъяты> лет на приобретение жилья, расположенного по адресу: <адрес>
Истцы (Лысенко Л.М. и Лысенко Н.Н.) имеют статус вынужденных переселенцев, что подтверждается соответствующими удостоверениями, выданными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно \л.д. 121-122, 123\.
В материалах дела имеется акт установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок в <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м находится в пользовании истцов, межевание выполнено при участии собственников, владельцев, пользователей земельных участков и их представителей, которые с границами межевания согласны \л.д. 124-125\.
В материалах дела имеется копия домовой книги по домовладению №, расположенному по адресу: <адрес>, согласно которой по указанному адресу зарегистрированы Иванова М.Н., <данные изъяты> (у указанного лица истцы приобрели жилой дом), а также лица, указанные в справке о составе семьи. Записи о регистрации лиц ведутся, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется землеустроительное дело по установлению в натуре границ землепользования под индивидуальное жилищное строительство от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истцы обращались с заявлением в МБ «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выполнить геодезическую съемку на земельный участок под индивидуальным жилым строением, расположенным по адресу: <адрес> также из материалов землеустроительного дела следует, что собственниками соседних земельный участков № (от т. 49 до т. А) является Курмышевская Л.В., № от (т. 7х до т. 1х) является панарина Г.А. \л.д. 155-179\.
Согласно Договору подряда на выполнение подрядных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истцами и ООО «Самарской Городской думы водопроводные сети», ООО «Самарской Городской думы водопроводные сети» обязуется выполнить работы по врезке водопровода <адрес> водопровод <адрес> по адресу: <адрес>. указанные работы оплачивались за счет истцов \л.д. 186-188\.
Согласно Договору газоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ истцы установили и оплатили следующее газовое оборудование: ПР, печь, счетчик \л.д. 190\.
Истцами представлены квитанции, согласно которым истцы оплачивают на лицевой счет услуги за газ, воду и свет \л.д.191-195\.
Расходы истцов на благоустройство жилого дома подтверждаются расходными накладными \л.д. 197-204\.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на государственный кадастровый учет (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской Городской думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2.4. Постановления Правительства Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» при наличии оснований для предоставления земельного участка Министерство направляет обращение в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> обратилось в Департамент управления имущества г.о. Самара по поводу утверждения схемы расположения спорного земельного участка, истребуемого истцами Лысенко Л.М. и Н.Н.
Таким образом, сам факт направления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка означает отсутствие выявленных на данном этапе процедуры предоставления земельного участка оснований для отказа в предоставлении участка заявителям (окончательная оценка возможности предоставления земельного участка в случае признания незаконным заключения Департамента может быть дана на основании информации кадастрового паспорта земельного участка и не может быть оценена в настоящее время в связи с отсутствием кадастрового учета спорного земельного участка).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> подлежит признанию недействительным, поскольку Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утверждённые Решением Самарской Городской думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане дано со ссылкой на Правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1), использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне; в данном Заключении Департамента управления имуществом г.о. Самара также обращено внимание на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу Закон Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с п. 3 статьи 4 которого несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории - является несостоятельным.
Закон Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» на момент обращения истцов в отношении испрашиваемого земельного участка не действовал (не вступил в силу).
Истцами предоставлены все запрашиваемые уполномоченным органом документы, необходимые для принятия Департаментом управления имуществом мотивированного заключения о возможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения; со стороны истцов все действия, направленные на признание за истцами права общей долевой собственности за выкуп на испрашиваемый земельный участок, выполнены.
Земельный участок, расположенный по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком находится в пользовании истцов с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы беспрепятственно пользуются испрашиваемым земельным участком. В материалах дела имеется план границ земельного участка, которым пользуются истцы. Указанные границы согласованы с пользователями соседних земельных участков. На испрашиваемый земельный участок, помимо истцов, никто не претендует. Спорный земельный участок имеет конкретную площадь, координаты, его границы определены на местности, согласованы со смежными землепользователями.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу вышеназванного Закона, а также до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Как следует из представленных документов, доступ к участку, принадлежащему истцам, обеспечивается беспрепятственный, границы земельного участка согласованы с пользователями соседних земельных участков, границы земель общего пользования не нарушены, земельный участок не находится в красных линиях.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что нахождение спорного земельного участка в зоне предприятий и складов V-IVклассов вредности (санитарные зоны – до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской думы ДД.ММ.ГГГГ №, не может являться основанием к нарушению исключительного права истцов на приобретение в собственность за выкуп земельного участка, который фактически находится в их пользовании с ДД.ММ.ГГГГ
При указанных обстоятельствах Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, принадлежащего истцам, суд находит неправомерным.
Согласно ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Анализ ст. 35 ЗК РФ позволяет прийти к выводу, что к собственникам строения переходит одна часть земельного участка, занятая строением, и другая, которая необходима для обслуживания строения.
Соответственно, у истцов, как собственников жилого дома, имеется право на выкуп земельного участка площадью 1 389,0 кв.м., который необходим им для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, тем более что земельный участок находится в зоне сложившейся жилой застройки в пределах населенного пункта (города) и с 2000 г. его место расположение не менялось, как следует из экспликации к плану земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Однако спорный земельный участок длительное время используется только истцами и не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется, красные линии отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> на кадастровом плане (карте) соответствующей территории недействительным.
Признать за Лысенко Н.Н., <данные изъяты> и Лысенко Л.М., <данные изъяты> право на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
Данное решение суда может быть обжаловано в порядке апелляции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Самарской Городской думы областной суд через суд <адрес>.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий (подпись) Е.Н. Емельянова