Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1819/2012 ~ М-1633/2012 от 01.06.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 

16 июля 2012 г. город Самара

Железнодорожный районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.

при секретаре Исмоиловой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Лысенко Л.М. и Лысенко Н.Н. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Министерству имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> и третьему лицу Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской Городской думы <адрес> о признании Заключения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и признании права на выкуп земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам и третьим лицам на том основании, что они ДД.ММ.ГГГГ обратились в Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> с заявлением о предоставлении в общедолевую собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарской Городской думы <адрес> земельного участка <данные изъяты>, предполагаемая цель - использование под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений направило письмо в Департамент управления имуществом г.о. Самары об утверждении схемы расположения земельного участка, включая ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-0-1 о соответствии испрашиваемого земельного участка согласно правилам землепользования и застройки г.о. Самары, утвержденных Решением Самарской Городской думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , находящегося в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными домами <данные изъяты> в которой использование земельного участка под индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками соответствуют основным видам разрешенного использования. В соответствии с п. 2.5. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Городской округе Самары для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения обращения, направляет в Министерство информацию о возможности осуществления работ по формированию земельного участка либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. После чего, согласно п. 2.7. Порядка Департамент управления имуществом г.о. Самара в месячный срок с момента обращения Министерства с учетом зонирования территории и целевого назначения земель обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Департамент управления имуществом г.о. Самары направляет в Министерство имущественных отношений проект границ земельного участка не позднее дня, следующего за днем утверждения проекта.

Истцы указывают, что пренебрегая законодательством Правительства Самарской Городской думы <адрес>, а именно утвержденным порядком и сроками, Департамент управления имуществом г.о. Самара по истечению месяца направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов с обращением о предоставлении документов, а именно: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, соответствующей требованиям действующего законодательства, выполненной на заявителей (оригинал); копии кадастрового (технического) паспорта на строение, находящееся на испрашиваемом земельном участке; сведения из государственного кадастра недвижимости на испрашиваемый земельный участок; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объект недвижимости (жилой дом), расположенный по вышеуказанному адресу, что привело к материальным затратам на сумму <данные изъяты> руб. Данные документы предоставляются в случае принятия Департаментом управления имуществом мотивированного заключения о возможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. Истцы указывают, что ими указанные документы были приобщены ДД.ММ.ГГГГ под входящим номером , тем самым, истцы считают, что они выполнили все обязанности, предусмотренные законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ за номером Департамент управления имуществом г.о. Самары нарочно передало вместо утвержденного проекта границ заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плате (карте) соответствующей территории. В свою очередь, Министерство имущественных отношений уведомило истцов об отказе в предоставлении земельного участка лишь ДД.ММ.ГГГГ за номером .

Истцы указывают, что правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Решением Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истцы считают, что заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане со ссылкой на Правила застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными и необоснованными. Истцы ссылаются на то, что несоблюдение регламента Правительства Самарской области, созданного в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, привело к тому, что истцы, как граждане Российской Федерации, не смогли реализовать свои Конституционные права, поскольку ими затраченные средства не оправдали ожидания.

На основании изложенного истцы в уточнённых исковых требованиях просят суд признать Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плате (карте) соответствующей территории – недействительным; признать за истцами право на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, площадью <данные изъяты> под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.

В судебном заседании представитель истцов, действующая на основании доверенности, Солдатова Т.В. поддержала уточнённые исковые требования, просила суд удовлетворить уточнённые исковые требования, изложила обстоятельства, указанные в уточенном исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самары - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, отзыв или возражения на исковые требования не представили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещались правильно и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, представили письменный отзыв на исковые требования, согласно которому просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, указанным в отзыве, рассмотреть дело в отсутствии представителя \л.д. 71-77\.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, отзыв или возражения на исковые требования не представили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Заслушав пояснения представителя истцов, действующего на основании доверенности, Солдатовой Т.В., изучив представленные отзывы и материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно Договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Иванова М.Н. (продавцом) и Лысенко Н.Н., Лысенко Л.М. (покупателями), истцы купили (<данные изъяты>) целый жилой дом, площадью всего дома <данные изъяты> кв.м (полезной площадью всего дома <данные изъяты> кв.м), состоящего из одноэтажного деревянного, с пристроем и подвалом под хознужды, со службами и сооружениями, расположенный на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес> Указанный жилой дом принадлежал продавцу на праве личной собственности на основании Решения (дополнительного) Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления администрации <адрес> г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов приемки в эксплуатации жилых домов и пристроев», зарегистрированных Самарской Городской думы <адрес> регистрационной Палатой ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о государственной регистрации права В указанном жилом доме на момент подписания настоящего договора согласно домовой книге кроме собственника Иванова М.Н. зарегистрированных не значится, которая обязуется сняться с регистрационного учета после ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 16\.

Согласно сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числился самовольно возведенным, пользователем которого до ДД.ММ.ГГГГ числился Иванов Н.И. \л.д. 63\.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М. на праве общей долевой собственности (<данные изъяты>) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ограничения (обременения) права не зарегистрированы \л.д. 14, 15\.

Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 19-22\, имеется план установления границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, землепользователями на ДД.ММ.ГГГГ являются Лысенко Н.Н. и Л.М., на ДД.ММ.ГГГГ красные линии отсутствуют \л.д. 23\.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцам, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М. (<данные изъяты>). Указанное право возникло на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 17, 18\.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцам, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> – отсутствуют \л.д. 24\.

Согласно Уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> – отсутствуют \л.д. 25\.

В материалах дела имеются заявления истцов (Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М.) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым заявители обратились в Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> с просьбой предоставить земельный участок, государственная собственность на который не разграничена в Городской округе Самара для целей, не связанных со строительством \л.д. 26, 27\.

В деле имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцы ставятся в известность о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области обращается к Главе городского округа Самары с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории \л.д. 28\.

В адрес истцов ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имущества г.о. Самары было направлено сообщение, согласно которому в силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства \л.д. 30\.

Из письма Департамента управления имуществом г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий. Согласно заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-VI классов вредности (ПК-1). Использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне, в связи с чем, утвердить вышеуказанную схему не представляется возможным \л.д. 29\.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> в адрес истцов было направлено сообщение, согласно которому принятие Министерством решения о предоставлении истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком, не представляется возможным. Вместе с тем, истцам разъяснено, что в соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Таким образом, Министерством может быть рассмотрен вопрос о предоставлении истцам в общую долевую собственность за плату земельного участка, непосредственно занимаемого принадлежащим истцам на праве общей долевой собственности жилым домом на основании соответствующего заявления, необходимых документов и плана границ соответствующего земельного участка с таблицей его координат. Истцам предложено откорректировать заявления в части указания площади и цели использования испрашиваемого земельного участка и предоставить их в дополнение к ранее поданному заявлению с приложением необходимых документов в ящик для корреспонденции \л.д. 31-32\.

В материалах дела имеются заявления истцов в Министерство имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> государственная собственность на который не разграничена, в государственном округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которым истцы просят предоставить им в общую долевую собственность (за выкуп) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов Министерством имущественных отношений Самарской области направлено письмо, в котором имеется ссылка на ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары согласно которому на основании Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными домами (Ж1-2), в которой использование земельного участка под индивидуальные жилые дома с приусадебными и приквартирными земельными участками соответствует основным видам разрешенного использования. Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано возобновить работу по утверждению схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>

Как следует из сообщения Департамента управления имуществом г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за , утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане (карте) соответствующей территории не представляется возможным, поскольку согласно Заключению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в соответствии с градостроительной документацией на основании Карты градостроительного зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , указанный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1). Использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. Обращено внимание истцов на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с п. 3 ст. 4 которого несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории \л.д. 44-45\.

ДД.ММ.ГГГГ истцам нарочно Министерством имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> выдано Уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (в соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ) \л.д. 46-47\.

Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, вид использования: под индивидуальное жилищное строительство, на кадастровый учет не поставлен, находится в зоне предприятий и складов V-VI классов вредности (санитарные зоны – до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы ДД.ММ.ГГГГ . Разрешенный вид использования: использование объектов недвижимости возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 65-66\.

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м – отсутствуют \л.д. 68\.

Согласно Выписке из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> каждому) принадлежит истцам (Лысенко Н.Н. и Лысенко Л.М.) \л.д. 69\.

Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Лысенко Л.М. (собственнику <данные изъяты> доли) по адресу: <адрес> зарегистрированы: Лысенко Н.Н., <данные изъяты> (сын), Лысенко Н.Н., <данные изъяты> (муж) (собственник <данные изъяты> доли), Лысенко А.Г. (племянник), Лысенко А.Г. (племянница), Лысенко Р.А. (мать мужа) Лысенко Г.Н. (брат мужа), Лысенко Паренькова Н.Б. <данные изъяты> Н. (дочь), паренькова С.А. (внучка), Абрамушкина Л.Н. (дочь), Абрамушкина В.И. (внучка), Паренькова В.А. (внучка), Лысенко Е.Н. (внук) \л.д. 87\.

В материалах дела имеются Согласия на признание за истцами права собственности спорный на земельный, выданные Лысенко А.Г. \л.д. 88-89\, Лысенко Р.А. \л.д. 90-91\, Лысенко Г.Н. \л.д. 92-93\, Лысенко Н.Б. \л.д. 94-95\, Паренькова Н.Б. О.Н. \л.д. 98-100\, Абрамушкина Л.Н. \л.д. 104-105\, Лысенко Н.Н. \л.д. 108-109\.

Кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие наличие несовершеннолетних членов семьи истцов и факт состояния в зарегистрированном браке: свидетельство о рождении Лысенко А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. \л.д. 96\, родителями которой являются Лысенко Г.Н. и Лысенко Н.Б., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 97\, свидетельство о рождении Паренькова В.А., ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 101\ и свидетельство о рождении паренькова С.А., ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 102\, родителями которых являются Паренькова Н.Б. А.А. и Паренькова Н.Б. О.Н., указанные лица состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 103\, свидетельство о рождении Абрамушкина В.И., ДД.ММ.ГГГГг.р. \л.д. 106\, родителями которой являются Абрамушкин И.И. и Абрамушкина Л.Н., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 107\, свидетельство о рождении Лысенко Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ, родителями которого являются Лысенко Н.Н. и Лысенко О.А., которые состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ \л.д. 110\.

В материалах дела представлено заключение об оценке инвентаризационной стоимости недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому инвентаризационная стоимость недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> составляет <адрес>

Из сообщения ИФНС России по <адрес> г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> – отсутствует \л.д. 116\.

В материалах дела имеется типовой договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вынужденным переселенцам долговременно беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение, ремонт) жилья, согласно которому Лысенко Н.Н., выступающему от имени семьи вынужденных переселенцев в составе: Лысенко Л.М., Лывсенко О.Н., Лысенко Л.Н., Лысенко Н.Н. были предоставлены денежные средства на срок <данные изъяты> лет на приобретение жилья, расположенного по адресу: <адрес>

Истцы (Лысенко Л.М. и Лысенко Н.Н.) имеют статус вынужденных переселенцев, что подтверждается соответствующими удостоверениями, выданными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно \л.д. 121-122, 123\.

В материалах дела имеется акт установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок в <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м находится в пользовании истцов, межевание выполнено при участии собственников, владельцев, пользователей земельных участков и их представителей, которые с границами межевания согласны \л.д. 124-125\.

В материалах дела имеется копия домовой книги по домовладению , расположенному по адресу: <адрес>, согласно которой по указанному адресу зарегистрированы Иванова М.Н., <данные изъяты> (у указанного лица истцы приобрели жилой дом), а также лица, указанные в справке о составе семьи. Записи о регистрации лиц ведутся, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

В материалах дела имеется землеустроительное дело по установлению в натуре границ землепользования под индивидуальное жилищное строительство от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истцы обращались с заявлением в МБ «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выполнить геодезическую съемку на земельный участок под индивидуальным жилым строением, расположенным по адресу: <адрес> также из материалов землеустроительного дела следует, что собственниками соседних земельный участков (от т. 49 до т. А) является Курмышевская Л.В., от (т. 7х до т. 1х) является панарина Г.А. \л.д. 155-179\.

Согласно Договору подряда на выполнение подрядных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истцами и ООО «Самарской Городской думы водопроводные сети», ООО «Самарской Городской думы водопроводные сети» обязуется выполнить работы по врезке водопровода <адрес> водопровод <адрес> по адресу: <адрес>. указанные работы оплачивались за счет истцов \л.д. 186-188\.

Согласно Договору газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ истцы установили и оплатили следующее газовое оборудование: ПР, печь, счетчик \л.д. 190\.

Истцами представлены квитанции, согласно которым истцы оплачивают на лицевой счет услуги за газ, воду и свет \л.д.191-195\.

Расходы истцов на благоустройство жилого дома подтверждаются расходными накладными \л.д. 197-204\.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на государственный кадастровый учет (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.

Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2.4. Постановления Правительства Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» при наличии оснований для предоставления земельного участка Министерство направляет обращение в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Министерство имущественных отношений Самарской Городской думы <адрес> обратилось в Департамент управления имущества г.о. Самара по поводу утверждения схемы расположения спорного земельного участка, истребуемого истцами Лысенко Л.М. и Н.Н.

Таким образом, сам факт направления обращения об утверждении схемы расположения земельного участка означает отсутствие выявленных на данном этапе процедуры предоставления земельного участка оснований для отказа в предоставлении участка заявителям (окончательная оценка возможности предоставления земельного участка в случае признания незаконным заключения Департамента может быть дана на основании информации кадастрового паспорта земельного участка и не может быть оценена в настоящее время в связи с отсутствием кадастрового учета спорного земельного участка).

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> подлежит признанию недействительным, поскольку Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утверждённые Решением Самарской Городской думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане дано со ссылкой на Правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ , что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1), использование земельного участка под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне; в данном Заключении Департамента управления имуществом г.о. Самара также обращено внимание на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу Закон Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с п. 3 статьи 4 которого несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории - является несостоятельным.

Закон Самарской Городской думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» на момент обращения истцов в отношении испрашиваемого земельного участка не действовал (не вступил в силу).

Истцами предоставлены все запрашиваемые уполномоченным органом документы, необходимые для принятия Департаментом управления имуществом мотивированного заключения о возможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения; со стороны истцов все действия, направленные на признание за истцами права общей долевой собственности за выкуп на испрашиваемый земельный участок, выполнены.

Земельный участок, расположенный по адресу: Самарской Городской думы <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком находится в пользовании истцов с ДД.ММ.ГГГГ

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы беспрепятственно пользуются испрашиваемым земельным участком. В материалах дела имеется план границ земельного участка, которым пользуются истцы. Указанные границы согласованы с пользователями соседних земельных участков. На испрашиваемый земельный участок, помимо истцов, никто не претендует. Спорный земельный участок имеет конкретную площадь, координаты, его границы определены на местности, согласованы со смежными землепользователями.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу вышеназванного Закона, а также до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Как следует из представленных документов, доступ к участку, принадлежащему истцам, обеспечивается беспрепятственный, границы земельного участка согласованы с пользователями соседних земельных участков, границы земель общего пользования не нарушены, земельный участок не находится в красных линиях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что нахождение спорного земельного участка в зоне предприятий и складов V-IVклассов вредности (санитарные зоны – до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской думы ДД.ММ.ГГГГ , не может являться основанием к нарушению исключительного права истцов на приобретение в собственность за выкуп земельного участка, который фактически находится в их пользовании с ДД.ММ.ГГГГ

При указанных обстоятельствах Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, принадлежащего истцам, суд находит неправомерным.

Согласно ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Анализ ст. 35 ЗК РФ позволяет прийти к выводу, что к собственникам строения переходит одна часть земельного участка, занятая строением, и другая, которая необходима для обслуживания строения.

Соответственно, у истцов, как собственников жилого дома, имеется право на выкуп земельного участка площадью 1 389,0 кв.м., который необходим им для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, тем более что земельный участок находится в зоне сложившейся жилой застройки в пределах населенного пункта (города) и с 2000 г. его место расположение не менялось, как следует из экспликации к плану земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Однако спорный земельный участок длительное время используется только истцами и не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется, красные линии отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> на кадастровом плане (карте) соответствующей территории недействительным.

Признать за Лысенко Н.Н., <данные изъяты> и Лысенко Л.М., <данные изъяты> право на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.

Данное решение суда может быть обжаловано в порядке апелляции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Самарской Городской думы областной суд через суд <адрес>.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий (подпись) Е.Н. Емельянова

                    

2-1819/2012 ~ М-1633/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лысенко Л.М.
Лысенко Н.Н.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
УФСГРКК по Самарской области
Министерство имущестивенных отношений по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Емельянова Е. Н.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
01.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2012Передача материалов судье
05.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2012Предварительное судебное заседание
27.06.2012Предварительное судебное заседание
05.07.2012Предварительное судебное заседание
09.07.2012Предварительное судебное заседание
16.07.2012Предварительное судебное заседание
16.07.2012Судебное заседание
19.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее