У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2022-007024-40
Судья Жилкина А.А. Дело
№33а-1099/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 28 февраля 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Семёнова Антона
Юрьевича на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 октября 2022 года по делу
№2а-5118/2022, которым постановлено:
в удовлетворении
административного иска Семёнова Антона Юрьевича к Управлению внутренних
дел Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Управления
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области М.Ю. Петрушину о
признании решения незаконным отказать.
Заслушав доклад
судьи Пулькиной Н.А., пояснения Семёнова А.Ю., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области
Рыженковой О.В., представителя ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска
Елисеевой Д.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
Семёнов А.Ю.
обратился в суд с административным иском к УМВД России по
Ульяновской области о признании решения незаконным, обязании приостановить
службу в органах внутренних дел.
В обоснование
административных исковых требований указал, что с 19.12.2014 проходит службу в
органах внутренних дел, в настоящее время в должности ***.
21.09.2022 в
Российской Федерации объявлена частичная мобилизация в соответствии с Указом
Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в
Российской Федерации».
27.09.2022 административный
истец устно сообщил в отдел по работе с личным составом ОМВД России по
Ленинскому району г. Ульяновска о желании быть призванным на военную службу по
мобилизации.
В этот же день
Военным комиссариатом Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска ему
была выписана повестка о явке в Военный комиссариат 01.10.2022 г. к 08-00 час.
для отправки в рамках мобилизации. Указанную повестку административный истец
предоставил в ОРЛС ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска. Однако ему сообщили,
что с целью призыва на военную службу в рамках мобилизации он должен уволиться.
27.09.2022 административным
истцом был подан рапорт на имя начальника ОМВД России по Ленинскому району г.
Ульяновска о приостановлении службы в органах внутренних дел.
28.09.2022,
согласовав рапорт с начальником ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска,
административный истец передал его в УМВД России по Ульяновской области.
30.09.2022 Семёнову
А.Ю. вручен отказ в приостановлении службы в органах внутренних дел в связи с
призывом на военную службу в рамках мобилизации.
Семёнов А.Ю. просил
суд признать незаконным решение УМВД России по Ульяновской области от
30.09.2022 (исх.№1/11293), выразившееся в бездействии, а именно – оставлении
без удовлетворения рапорта Семёнова А.Ю. от 28.09.2022 о приостановлении службы
в органах внутренних дел; обязать УМВД России по Ульяновской области
приостановить службу административного истца в органах внутренних дел на
основании п.6 ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел
Российской Федерации».
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечен начальник УМВД России по
Ульяновской области Петрушин М.Ю., заинтересованными лицами -
ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска, ФКУ «Военный комиссариат
Ульяновской области».
Определением
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26.10.2022 производство по
административному делу по административному иску Семёнова А.Ю. к УМВД
России по Ульяновской области, начальнику УМВД России по
Ульяновской области Петрушину М.Ю. о возложении обязанности
приостановить службу в органах внутренних дел прекращено ввиду отказа
административного истца от административного иска в этой части.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Семёнов А.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению
административного истца, судом не учтено, что приостановление службы в органах
внутренних дел логически предусматривало приостановление отсрочки,
предоставленной ему как сотруднику органов внутренних дел. Следовательно,
заявленные требования не противоречили Федеральным законам «О воинской обязанности и военной службе»
от 28.03.1998 №53-ФЗ, «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 №31-ФЗ, «О
службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30.11.2011 №342-ФЗ и
изданным в их исполнение подзаконным актам.
Довод суда о том,
что в Указе Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении
частичной мобилизации в Российской Федерации» не содержится отдельных
предписаний в отношении сотрудников органов внутренних дел, является несостоятельным
и незаконным, поскольку Указ принят в отношении граждан РФ в целом, то есть, в
том числе и сотрудников органов внутренних дел. Данное обстоятельство
подтверждается смыслом принятого Федерального закона от 05.12.2022 №472-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
который не содержит оговорок, касающихся
отсрочки от призыва на военную службу в зависимости от вида воинского учета.
Кроме того, в указанном Федеральном законе №472-ФЗ решение о расторжении контракта
с государственным служащим в связи с его призывом на военную службу по
мобилизации или заключение им контракта о прохождении военной службы либо
контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на
Вооруженные Силы РФ, принятые представителем нанимателя в период с 21.09.2022,
признаются недействующими.
В возражениях на
апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации с требованиями об оспаривании решений,
действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия
(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного
лица, государственного или муниципального служащего могут обратиться в суд
гражданин, организация, иные лица, если полагают, что нарушены или оспорены их
права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Судом установлено и
материалами дела подтверждено, что Семёнов А.Ю. на момент принятия
оспариваемого им решения проходил службу в органах внутренних дел с декабря
2014 года, приказом ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска от 14 июля
2022 № 93 л/с назначен на должность *** (л.д. 47). При поступлении на службу в
органы внутренних дел Российской Федерации с административным истцом заключен
контракт о прохождении службы в органах внутренних дел от 19.03.2015.
28.09.2022 Семёновым
А.Ю. подан рапорт о приостановлении службы в органах внутренних дел на
основании пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с призывом на
военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской
Федерации» (л.д. 39).
30.09.2022
начальником УМВД России по Ульяновской области принято решение, в котором
указано на отсутствие оснований для приостановления службы в органах внутренних
дел в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от
30.11.2022 № 342-ФЗ. При этом разъяснено, что призыв на военную службу по
мобилизации в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №
647 возможен путем расторжения контракта и увольнения со службы в органах
внутренних дел (л.д. 40).
Не согласившись с
указанным решением, административный истец оспорил его в суде, полагая, что
нормы действующего законодательства позволяют ему в связи с объявленной мобилизацией
приостановить службу в органах внутренних дел и быть призванным на военную
службу.
Отказывая в удовлетворении административного
иска Семёнова А.Ю., суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 1, 8, 24
Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе», статьи 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статей 1, 3, 37 Федерального
закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», Указ Президента Российской Федерации от
21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», пришел
к выводу о законности принятого начальником УМВД России по Ульяновской области
решения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда,
считая его правильным, основанным на верном применении норм действующего
законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в их системном анализе.
Вопрос приостановления службы в органах
внутренних дел урегулирован нормами специального законодательства в сфере
внутренних дел, в частности Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О
службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из толкования пункта 6 части 1 статьи 37
приведенного закона во взаимосвязи с указанными выше нормативными правовыми
актами следует, что служба в органах внутренних дел может быть приостановлена в
случае выполнения государственных обязанностей сотрудниками внутренних дел,
которые состоят на специальном воинском учете и им предоставлена отсрочка от
военной службы в связи со службой в органах внутренних дел.
Указ Президента
Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в
Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты, изданные по
поручению Президента Российской Федерации в целях реализации данного указа
Президента Российской Федерации, не содержат каких-либо отдельных предписаний в
отношении сотрудников органов внутренних дел, следовательно, никаких
государственных обязанностей конкретно на сотрудников полиции не возлагают.
При призыве на
военную службу в рамках частичной мобилизации основание предоставления отсрочки
от военной службы сотруднику органов внутренних дел отпадает, что влечет за
собой утрату статуса сотрудника органов внутренних дел.
Из системного
толкования приведенных норм законодательства в их совокупности с вновь
изданными нормативными актами, регламентирующими порядок призыва на военную
службу в рамках частичной мобилизации, следует, что наличие статуса
специального субъекта у административного истца предполагает его участие в
специальной военной операции лишь при условии издания отдельных нормативных
актов, регламентирующих поведение сотрудника органов внутренних дел, в связи с
возложением на него отдельных государственных обязанностей. Именно с указанной
целью сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу встают на
специальный воинский учет, а при объявлении частичной мобилизации бронируются
за отдельными структурными подразделениями правоохранительных органов.
Доводы Семёнова А.Ю., основанные на неверном
понимании закона, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом
рассмотрения судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылку в апелляционной жалобе на Федеральный
закон от 05.12.2022 №
472-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» судебная коллегия отклоняет, поскольку положения данного закона не
вносят изменения в статью 37 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О
службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующую
основания для приостановления службы в органах внутренних дел.
Оснований для удовлетворения
административного иска у суда первой инстанции не имелось.
Принятое по делу решение
является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права,
регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Оснований для
отмены решения суда не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 26 октября 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Семёнова Антона Юрьевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.03.2023.