Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-413/2022 ~ М-4/2022 от 10.01.2022

УИД 63RS0042-01-2022-000010-50

Решение

именем Российской Федерации

10 марта 2022г Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 413/2022 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, по встречному исковому заявлению ФИО1 к департаменту управлению имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

     Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском об изъятии у ответчика ФИО1 жилого помещения путем выкупа права собственности на жилое помещение и долей в общей долевой собственности на земельный участок за 1 571 414 руб., прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО1 признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 16.12.2014г. многоквартирному дому в <адрес> присвоен следующий адрес: <адрес> (ранее <адрес>, Кирзавод 6, <адрес>).

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 22.06.2015г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от 29.03.2019г. «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2025 года». Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.03.2021г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>, имеющую кадастровый . Во исполнения требований ч.4 ст.32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, собственнику вышеуказанного жилого помещения 01.06.2021г. направлено уведомление , а так же Соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 46,2 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес> выполненному ООО «Финансовая экспертиза», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения и составила 1 571 414 руб. Исходя из отчета, величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Ответчик до настоящего времени не выразила своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.

    Ответчик ФИО1 обратилась со встречными исковыми требованиями о предоставлении жилья взамен аварийного, в обосновании встречного иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением от 22.06.2015г. первого заместителя главы г.о. Самара <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 2.6. распоряжения, с учетом требования ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ департаменту управления имуществом г.о. Самара необходимо предоставить собственникам с их согласия взамен изымаемых жилых помещений другие жилые помещения на основании соглашения, заключенного Главой г.о.Самара с собственниками, об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Однако до настоящего времени жилое помещение так и не представлено, хотя в силу ч.6 ст.32 ЖК РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ссылаясь на вышеизложенное, просит обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить собственнику другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 46,2 кв.м.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО4, действующего на основании доверенности, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям и просил их удовлетворить.

Ответчика (истец по встречному иску) ФИО1 исковые требования не признала, а встречные исковые требования просила удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение заместителя прокурора <адрес> ФИО5, полагавшего удовлетворить встречные исковые требования, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 22.06.2015г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением <адрес> от 29.03.2019г. «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2025 года».

Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.03.2021г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес> имеющую кадастровый .

Установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения-квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2007г.

01.06.2021г. истец в адрес ответчика направил уведомление и соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 46,2 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес> выполненному ООО «Финансовая экспертиза», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения и составила 1 571 414 руб.

ФИО1 не согласна с оценкой рыночной стоимости жилого помещения и просит предоставить жилое помещение.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.

Как установлено судом ответчик намерена воспользоваться своим правом на предоставление жилья и заявила требования о предоставлении ей жилого помещения, то оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о.Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчику благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа отказать.

Встречные исковые требования ФИО1 к департаменту управлению имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ФИО1 в собственность жилое помещение в границах г.о.Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 46,2 кв.м. и не менее 2-х комнат.

После предоставления ФИО1 жилого помещения, прекратить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.<адрес>, и признать право собственности на него за муниципальным образованием г.о.Самара.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года.

Судья      п/п Т.Н. Ломакина

Копия верна

Судья

Секретарь

Подлинник решения хранится в материалах дела №2-212/22

2-413/2022 ~ М-4/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Мальцева Н.В.
Другие
Прокуратура Куйбышевского района
Фомин А.С.
Управление МВД России по Самарской области
Потапова Е.М.
Шишмаров Н.С.
Юсов В.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Ломакина Т. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее