№2-493/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2017 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Судьи Сметаниной Н.Н.
С участием истца Захаровой Т.В.
представителя ответчика Пшенициной С.В., действующей на основании доверенности №19 от 25.04.2016
При секретаре судебного заседания Маминой Я.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Т. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
УСТАНОВИЛ:
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе №* от * года Захаровой Т.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Считая решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе незаконным, Захарова Т.В. обратилась в суд с иском о включении в стаж педагогической деятельности спорных периодов и назначении досрочной пенсии по старости.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме, просила включить в стаж педагогической деятельности период работы с 15 августа 1990 года по 22 января 1991 года в должности старшей пионерской вожатой ***, курсы повышения квалификации с 30 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года, период работы с 30 июля 1992 года по 14 декабря 1997 года в должности учителя ***. Требование обосновала тем, что в спорный период она работала в учреждении для детей пионерской вожатой и осуществляла педагогическую деятельность. В соответствии с действующим в тот период постановлением Совета Министров СССР №1397 от 01 декабря 1959 года работа в должности пионерской вожатой, подлежала включению в стаж. Принятые позднее нормы, изменившие условия приобретения пенсионных прав и ухудшающие положение, не применимы. Обучение на курсах повышения квалификации является обязательным условием осуществления педагогической деятельности. Она направлялась на курсы по приказу директора школы. Считает, что курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж. В примечании решения указано, что при ином порядке исчисления стажа, период работы с 30 июля 1992 года по 14 декабря 1997 года в должности учителя *** подлежит исключению. Она просит обязать ответчика не исключать этот период.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в решении.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В специальный стаж истца не зачтена работа в должности старшей пионерской вожатой в *** в период с 15 августа 1990 года по 22 января 1991 года по тем основаниям, что Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года такая должность не предусмотрена.
Суд не может согласиться с выводами, сделанными в вышеуказанном решении и доводами представителя ответчика.
В спорный период работы истца действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением, в стаж работы учителей засчитывается работа в пионерских лагерях в качестве штатных пионервожатых.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Истец в спорный период работала в должности старшей пионерской вожатой. Указанная должность поименована вышеназванным Положением.
Согласно п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Истец работала на штатной должности старшей пионервожатой, что подтверждено ее трудовой книжкой (л.д. 10-13).
В силу пункта 4 данного Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Судом установлено, что стаж работы истца на должностях, дающих право для назначения досрочной пенсии по старости, на 05 декабря 2016 года составлял без спорного периода более 24 лет. Следовательно, период работы в должности старшей пионервожатой, составляющий 05 месяцев 18 дней подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
Из специального стажа истца исключены курсы повышения квалификации с 30 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года в период работы учителем в ***.
Ответчик считает, что Правилами, утвержденными постановлением Правительства №516 от 11 июля 2002 года, обучение на курсах повышения квалификации не предусмотрено, поскольку в указанный период не осуществлялась педагогическая деятельность.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку они противоречат действующему законодательству.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации обучение на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Повышение квалификации является одним из условий осуществления педагогической деятельности. Представленная суду копия приказа (л.д.27) подтверждает, что направление в командировку на курсы повышения квалификации было основано на распоряжении администрации школы и являлось для истца обязательным.
В период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Как указано выше в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы.
На основании изложенного период обучения на курсах повышения квалификации, составляющий 03 дня, подлежат зачету в стаж педагогической деятельности.
Истец указала, что не подлежит исключению из стажа педагогической деятельности период работы с 30 июля 1992 года по 14 декабря 1997 года в должности учителя ***. Решением Управления Пенсионного Фонда указанный период включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поэтому период работы не является спорным. Основания для возложения на ответчика обязанности включения указанного период отсутствуют.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в стаж педагогической деятельности истца включено 24 года 06 месяцев 28 дней. С учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, на дату обращения за назначением пенсии стаж истца составлял более 25 лет, чего было достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением, т.е. с 06 декабря 2016 года. Поэтому суд должен обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Захаровой Т.В. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за ее назначением.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Захаровой Т. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе включить Захаровой Т. В. в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:
- период работы с 15 августа 1990 года по 22 января 1991 года в должности старшей пионерской вожатой в ***;
- курсы повышения квалификации с 30 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года в период работы учителем в ***.
Обязать ГУ Управление ПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе назначить Захаровой Т. В. досрочную страховую пенсию по старости с 06 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Красногорский районный суд.
Судья