копия
Дело № 2-57/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Копыловой Н.В.,
при секретаре Кожевниковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Александра Юрьевича к администрации города Устюжна, администрации Устюженского муниципального района о признании незаконными решений о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании произвести выплату,
установил:
Беляев А.Ю. обратился в суд с иском о признании незаконным постановления администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении на администрацию города Устюжна обязанности восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также о признании незаконным постановления администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении на администрацию района обязанности предоставить ему указанную денежную выплату.
В обоснование требований истец указал, что на него, как на участника боевых действий в Афганистане, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до ДД.ММ.ГГГГ, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе, по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. С 1993 года истец проживает в неблагоустроенной квартире площадью 36,2 кв.м по адресу: ..., ..., ..., зарегистрирован в ней по месту жительства с 2017 года вместе с членами своей семьи. Указанная квартира на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № передана в собственность его сына Б.В.А. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании постановления администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № истец снят с учета по п. 2 ч. 1 ст. 56, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации – утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, поскольку отказался от участия в приватизации квартиры. Постановлением администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с утратой оснований, дающих право на получение указанной выплаты, поскольку он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец указывает, что длительное время состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, реализация им права на отказ от участия в приватизации квартиры не повлекла ухудшения его жилищных условий, поскольку он продолжает проживать в квартире и пользоваться ею, каких-либо действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающегося он не совершал. Истец, полагая свои жилищные права нарушенными, ссылаясь на указанные обстоятельства, просил об удовлетворении заявленных требований.
Определением от 05.04.2019 судом принят отказ Беляева А.Ю. от требования о возложении на администрацию Устюженского муниципального района обязанности по предоставлению ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании истец Беляев А.Ю. и его представитель Хрусталева Е.А. в остальной части исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Устюжна Чижова В.Н. исковые требования, предъявленные Беляевым А.Ю. к администрации города Устюжна, признала, полагала принятое решение о снятие Беляева А.Ю. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района, извещенный о месте и времени слушания дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В предварительном судебном заседании 25.02.2019 представитель ответчика Артамонова А.В. возражала относительно заявленного иска по основаниям, указанным в оспариваемом постановлении.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного к участию в деле 25.02.2019, - комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района, извещенный о месте и времени слушания дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв на иск не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования Беляева А.Ю. обоснованы и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству серии № № от ДД.ММ.ГГГГ Беляев А.Ю. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона (в первоначальной редакции) ветеранам боевых действий на территориях других государств, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 16 данного Федерального закона (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) предусматривает, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании решения профсоюзного собрания АООТ «Устюженский сыркомбинат» от 02.02.1993 истцу на состав семьи из трех человек (истец Беляев А.Ю., супруга Б.Т.Л., сын Б.В.А.) была предоставлена неблагоустроенная квартира адресу: ..., ..., в которой семья истца проживает по настоящее время.
В марте 1995 года Беляев А.Ю. обратился в управление городского хозяйства с заявлением о постановке его на льготную очередь на получение благоустроенного жилья.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии администрации района от ДД.ММ.ГГГГ Беляев А.Ю., как воин-интернационалист, поставлен на льготную очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В собственности Беляев А.Ю. жилья не имел и не имеет в настоящее время.
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанная квартира передана в муниципальную собственность.
В связи с передачей в муниципальную собственность квартиры, в которой проживала семья истца, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Устюжна и Беляевым А.Ю. был заключен договор социального найма данного жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец зарегистрирован в указанной квартире по месту жительства.
Собственником жилого помещения по адресу: ..., ..., ..., на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ № является сын истца Б.В.А. При этом истец Беляев А.Ю. от участия в приватизации ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру отказался, что подтверждается его заявлением в администрацию города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с законом Вологодской области от 12.04.2010 № 2263-ОЗ «О порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядком, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945, обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, приложив необходимый пакет документов.
На основании постановления администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № истец был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по п. 2 ч. 1 ст. 56, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации – утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.
Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в качестве намеренного ухудшения Беляевым А.Ю. своих жилищных условий комиссия признала факт добровольного отказа истца от участия в приватизации квартиры по адресу: ..., ..., ....
Постановлением администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на основании подпункта 1.2 пункта 1 и абзаца 4 пункта 12 Порядка предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945, в связи с утратой оснований, дающих право на получение указанной выплаты, поскольку он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд не может согласиться с вынесенными ответчиками решениями в виду следующего.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 29 ЖК РСФСР являлось проживание граждан в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральный закон № 189-ФЗ установил предписание, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, названный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие (статья 5), и определил, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены поименованным кодексом (часть 1 статьи 6), и одновременно указал, что граждане, принятые на такой учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6).
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и жилые помещения по договорам социального найма им предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанных выше положений закона Беляев А.Ю., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, мог быть снят с учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Снятие заявителя с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, учитывая положения приведенной нормы закона, могло быть произведено при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истца на учет, а именно в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таких оснований для снятия Беляева А.Ю. с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений при рассмотрении дела судом не установлено.
Как следует из материалов дела, основанием постановки Беляева А.Ю. в 1995 году на учет в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении, являлось проживание его семьи в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: ..., ... ..., без привязки к учетной норме. Беляев А.Ю. из указанной квартиры не выселялся, проживает в ней по настоящее время, от права пользованию ею не отказывался, иного жилья не приобрел, свои жилищные условия не улучшил.
Поскольку Беляев А.Ю. на момент вынесения оспариваемых решений не утратил основания, по которым был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то он не мог быть снят с указанного учета. При этом отказ Беляева А.Ю. от участия в приватизации квартиры не мог являться основанием для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона № 189-ФЗ действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
К названным в статье 19 Федерального закона № 189-ФЗ бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Таким образом, Беляев А.Ю. сохранил право бессрочного пользования квартирой после перехода права собственности на квартиру, в настоящее время имеет равные права с собственником квартиры по пользованию данным жилым помещением, в связи с чем действия по отказу от участия в приватизации нельзя признать намеренным ухудшением его жилищных условий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание признание иска представителем ответчика Чижовой В.Н., суд пришел к выводу, что Беляев А.Ю., являясь ветераном боевых действий, принятым на учет на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года, имеет право состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, постановление администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании которого он снят с учета, противоречит закону, на ответчика следует возложить обязанность восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановление администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как принятое на основании незаконного постановления администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ №, также нарушает жилищные права истца и его следует признать незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным постановление администрации города Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Беляева Александра Юрьевича с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Возложить на администрацию города Устюжна обязанность восстановить Беляева Александра Юрьевича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Признать незаконным постановление администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Беляеву Александру Юрьевичу в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10.04.2019.
Судья Н.В. Копылова