Дело № 2-856/2016
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 апреля 2016 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Никитиной О.В.
при секретаре Жуковой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Магнитогорска к Дворянчиковой ВФ, Титенко ИС о взыскании арендной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Магнитогорска обратилась в суд с иском к Дворянчиковой В.Ф., Титенко И.С. о взыскании арендной платы за пользование земельным участком, ссылаясь на то, что дата года между администрацией г. Магнитогорска и Дворянчиковой В.Ф. был заключен договор аренды земельного участка № согласно которому Дворянчикова В.Ф. приняла в возмездное пользование сроком до дата г. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> Постановлением администрации г. Магнитогорска от дата года № было утверждено разрешение от дата года № на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - сооружения - системы бытовой канализации. дата года Россреестром зарегистрировано право собственности Дворянчиковой В.Ф. на сооружение - систему бытовой канализации с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с изменением вида использования земельного участка, был произведен перерасчет арендной платы с применением повышающих коэффициентов с момента ввода объекта в эксплуатацию, т.е. с дата года. В период с дата года по дата года была начислена арендная плата в размере <данные изъяты> руб., которая Дворянчиковой В.Ф. не производилась, в связи с чем образовалась задолженность. дата года на основании договора купли-продажи право собственности на сооружение - систему бытовой канализации от Дворянчиковой В.Ф. перешло к Титенко И.С. Права на земельный участок новым правообладателем объекта недвижимости не оформлялись. При приобретении Титенко И.С. прав на сооружение - систему бытовой канализации и регистрации права собственности на этот объект недвижимости к Титенко И.С. перешло право аренды земельного участка. Задолженность Титенко по аренде составляет <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель истца администрации города Магнитогорска - Лунева Е.В. действующая на основании доверенности от дата года, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Дворянчикова В.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела по существу была извещена надлежащим образом.
Ответчик - Титенко И.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела по существу была извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Часть 2 ст.11 ЗК РФ указывает на то, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 614 ГК РФ, п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Пользование землей в Российской Федерации является платным, согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ.
Законом Челябинской области № 257-ЗО от 24.04.2008 года «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлен порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Материалами гражданского дела судом установлено, что названный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов (л.д.<данные изъяты>).
На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании ч. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ст. 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 N 171-ЗО "О земельных отношениях" (в редакции действовавший в период договора аренды) к компетенции органов местного самоуправления относит полномочия, в том числе по установлению порядка определения размеров арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности; (п.6)
В соответствии со ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ч.1,2,3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из договора аренды земельного участка № от дата года заключенного между Администрацией города Магнитогорск, с одной стороны (именуемой арендодатель), и Дворянчиковой В.Ф. с другой стороны (именуемый арендатор), видно, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Цель использования участка определена для строительства системы бытовой канализации.
Пунктом <данные изъяты> определено, что договор заключен сроком до дата г. и распространяется на отношения, возникшие дата года.
Пунктом <данные изъяты> определен размер арендной платы, который рассчитывается в приложении, являющимся неотъемлемой частью договора; условия внесения арендной платы оговорен в п. <данные изъяты> договора.
Договор аренды земельного участка № от дата года, прошел государственную регистрацию в учреждении юстиции - Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Челябинской области дата года, что соответствует требованиям ст. 609 ГК РФ.
Из Постановления Администрации г.Магнитогорска № от дата года (л.д.<данные изъяты>) следует, что указанный земельный участок был предоставлен Дворянчиковой В.Ф. в аренду с разрешенным использованием: система бытовой канализации.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата года назначение объекта - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> земли населенных пунктов - разрешенное использование: система бытовой канализации (л.д. <данные изъяты>
Постановлением администрации г.Магнитогорска № от дата года, на основании заявления Дворянчиковой В.Ф., поступившего в администрацию дата года, утверждено разрешение от дата года № на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: «Сооружение - система бытовой канализации», построенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленном в аренду по договору от дата года №, расположенного по адресу <адрес>.
дата года на основании договора купли-продажи право собственности на сооружение - систему бытовой канализации от Дворянчиковой В.Ф. перешло к Титенко И.С., что подтверждается выпиской из ЕГРП от дата года (л.д. <данные изъяты>
При переходе прав на сооружение систему бытовой канализации от Дворянчиковой В.Ф. к Титенко И.С. вышеуказанный договор аренды не расторгался. Права на земельный участок новыми правообладателями объекта недвижимости не оформлялись. Фактическое нахождение недвижимого имущества на земельном участке принадлежащего ответчику Титенко И.С. на праве собственности свидетельствует о том, что данный земельный участок фактически использовался ответчиком - Титенко И.С. в спорный период времени.
Согласно п. 3 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при рассмотрении споров, связанных с применением положений п. 3 ст. 552 ГК РФ и п. 1 ст. 35 ЗК РФ, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.
Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Таким образом, при приобретении Титенко И.С. прав на сооружение - систему бытовой канализации и регистрации прав собственности дата на этот объект недвижимости к Титенко И.С. перешло и право аренды земельного участка.
Согласно п.<данные изъяты> Договора аренды от дата года, в случае изменения федеральных, областных нормативных актов и актов органов местного самоуправления, регулирующих начисление арендной платы, а также вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч. 3 ст. 65 ЗК РФ, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы устанавливается централизованно, то есть если земельный участок сдается в аренду из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, то общие принципы определения арендной платы (порядок, условия и сроки внесения платежей) устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления соответственно.
Из договоров аренды земельных участков видно, что стороны договорились о размере арендной платы, исчисленной на основании постановления главы местного самоуправления. То есть на момент заключения договора сторонами признавался централизованный порядок расчета арендной платы. Кроме того, договором предусмотрено изменение арендной платы в случае изменения федеральных, областных нормативных актов и актов органов местного самоуправления, регулирующих начисление арендной платы, а также вида деятельности арендатора.
Из расчета, представленного истцом, следует, что он произведен на основании ФЗО № 257-ЗО от 24.04.2008 года Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена», Решений Магнитогорского собрания депутатов (далее МГСД) № 109 от 25.06.2008 года и № 108 от 25.06.2012 года «Об установлении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участка на территории города Магнитогорска, государственная собственность на которые не разграничена» (л.д.<данные изъяты>).
На основании ч.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку был установлен факт завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, расчет арендной платы после изменения вида использования земельного участка был изменен.
Суд находит обоснованным изменение показателей и значений ставки и коэффициента, установленных для иных видов использования земельного участка, поскольку с окончанием строительства и введением капитального объекта в гражданский оборот арендодатель и арендатор достигают первоначально согласованной договором аренды цели предоставления земельного участка в аренду (для строительства), в силу объективных причин арендатор прекращает деятельность по строительству объекта недвижимости, его последующие действия по использованию земельного участка направлены на эксплуатацию возведенного сооружения.
С учетом изложенного, применение администрацией при расчете арендной платы после ввода объекта в эксплуатацию иной ставки арендной платы и нового коэффициента вида деятельности арендатора основано на действующем законодательстве и согласовано пунктом 3.2 Договора аренды.
Ответчики не представили суду доказательств своевременного надлежащего внесения платы за пользование земельным участком в спорный период.
Из расчета истца следует, что размер задолженности Дворянчиковой В.Ф. за период с дата года по дата года составляет <данные изъяты>.; задолженность Титенко И.С. за период с дата года по дата года <данные изъяты> рублей (л.д.<данные изъяты>).
Данный расчет судом проверен, признается математически верным. Контррасчет стороной ответчиков не предоставлен. дата года ответчику Титенко И.С. направлялся расчет платы за аренду (письмо №), дата года ответчикам администрацией г. Магнитогорска направлялись письма № и № о проведении сверки расчетов с приложением актов сверки. Также ответчикам направлялись претензии от дата года № и № о погашении задолженности, которые оставлены без ответа и удовлетворения.
С учетом изложенного, исковые требования Администрации подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Взысканию с ответчика Дворянчиковой В.Ф. подлежит госпошлина в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> с Титенко И.С. - <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации г.Магнитогорска удовлетворить.
Взыскать с Дворянчиковой ВФ в пользу Администрации г.Магнитогорска сумму задолженности по арендной плате по Договору аренды земельного участка № от дата года в размере <данные изъяты>
Взыскать с Титенко ИС в пользу Администрации г.Магнитогорска сумму задолженности по арендной плате по Договору аренды земельного участка № от дата года в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с Дворянчиковой ВФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Титенко ИС государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий: