Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2021года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Варламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853/2021 по иску Еремина А.Н. к МУ МВД России «Сызранское» о восстановлении в очереди на получение жилья, признании нуждающимся в получении жилья,
у с т а н о в и л:
Истец Еремин АН обратился в суд с иском к ответчику - МУ МВД России «Сызранское» о восстановлении в очереди на получении жилья, признании нуждающимся в получении жилья, ссылаясь на то, что с <дата> по <дата> проходил службу в ОВД, где с <дата> стоял в очереди для получения жилья в ЖБК. Решением Сызранского городского суда от <дата> был установлен юридический факт принятия Еремина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. <дата> обнаружил, что данные о нуждаемости в жилье по данным МУ МВД России «Сызранское» отсутствуют. Полагает, что был снят с очереди на получение жилья незаконно, так как он никогда не имел жилья в собственности и до настоящего времени нуждается в жилом помещении. В связи с чем, истец обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании истец - Еремин АН исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнил, что <дата> обратился с заявлением на имя начальника полиции о восстановлении его в очереди на получение жилья и признании нуждающимся в получении жилья на основании ранее принятого решения Сызранского городского суда. Ответ на заявление до настоящего времени не был получен. Пояснил, что с вышеуказанным заявлением от <дата> также обращался в МУ МВД России «Сызранское».
В судебном заседании представитель ответчика - МУ МВД России «Сызранское» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указала, что из прокуратуры г. Сызрани Самарской области (вх. от <дата> № ***) в адрес ГУ МВД России по Самарской области поступило обращение Еремина А.Н. по вопросу принятия мер к начальнику МУ МВД России «Сызранское» полковнику полиции ФИО5 по факту злоупотребления служебными полномочиями, в части не осуществления контроля по обеспечению квартирами пенсионеров МВД России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет МВД России. По существу обращения Еремину А.Н. дан ответ (исх. от <дата> № ***/Е), в котором ему разъяснено, что с 1980 года по <дата> ЖБК МУ МВД России «Сызранское» осуществляется учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и пенсионеров МВД России, среди нуждающихся в улучшении жилищных условий Еремин А.Н. не значится.
<дата> в МУ МВД России «Сызранское» Еремин А.Н. обратился с заявлением о решении вопроса о выдачи ему жилищного сертификата.
<дата> исх.№ *** Еремину А.Н. был дан ответ о том, что он не состоит в списках очередности на получение жилой площади сотрудников МУ МВД России «Сызранское» и пенсионеров МВД России, нуждающихся в получении жилой площади, сформированных до <дата>. Ответ направлен в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в МУ МВД России «Сызранское».
<дата> в МУ МВД России «Сызранское» Еремин А.Н. обратился с заявлением, в котором просит решить вопрос о выдачи ему жилищного сертификата, сообщив, что ранее аналогичное заявление оставлено без рассмотрения, так как он не состоял и не состоит в очереди на получение жилья и просит перенаправить его в ГУ МВД России «Сызранское».
<дата> указанное заявление перенаправлено в МУ МВД России «Сызранское»
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Данное регулирование не устанавливает требования к виду почтового отправления, которым должен быть направлен ответ на обращение гражданина, в частности не требует его направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, поскольку факт вручения гражданину ответа не имеет юридического значения для соответствующих правоотношений (определение Конституционного суда от <дата> по делу № ***).
Статья 165.1. ГК РФ говорит о том, что Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, истец полагает, что Еремин А.Н. извещен о том, что он не состоит в списках очередности на получение жилой площади сотрудников МУ МВД России «Сызранское» и пенсионеров МВД России, нуждающихся в получении жилой площади, сформированных до <дата>.
В соответствии с 4.1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Еремин А.Н. неоднократно с января 2016 по 2019 год уведомлялся о том, что он не состоит в списках очередности на получение жилой площади сотрудников МУ МВД России «Сызранское» и пенсионеров МВД России, нуждающихся в получении жилой площади, сформированных до <дата> Однако, в судебном порядке вышеуказанные ответы им не обжаловались, заявление на восстановление в очереди на получение жилой площади в МУ МВД России «Сызранское» не подавалось.
В связи с чем, полагает, что Еремин А.Н. пропустил срок исковой давности для подачи заявления в суд.
Так же, согласно ст. 131,132 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны документы, на которых истец основывает свои требования.
Вместе с тем, какие-либо документы, подтверждающие факт постановки на учет истца в очередь на получение жилья, исключения из данной очереди, основания включения в очередь, а именно решение (протокол, выписка из протокола) заседания ЖБК о постановке на очередь на получение жилья, решение (протокол, выписка из протокола) заседания ЖБК о снятии с очереди на получения жилья, сведения из ЕГРН об отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимости на Еремина А.Н., ФИО6, к материалам заявления не приобщены.
Полагает, что довод, истца о том, что он состоит в очереди на получение жилья в УВД по г.о. Сызрани с 2000 года не состоятелен и опровергается ответами ГУ МВД России по Самарской области, МУ МВД России «Сызранское» за 2016-2019гг на заявления, поданные Ереминым А.Н. о получении жилья.
Учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области осуществлялся в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от <дата> № *** (далее Правила).
В соответствии с п.23 Правил ежегодно в период с 1 января по 1 апреля проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в улучшении жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников,
Истец участие в ежегодной перерегистрации нуждающихся в жилье сотрудников не принимал. Документов, подтверждающих право на улучшении жилищных условий в МУ МВД Росси «Сызранское» не предоставлял.
Однако, в учетном деле ЖКХ имеются заявления Еремина А.Н. об исключении из состава семьи ФИО6, ФИО7, об изменении состава семьи и т.д.. Таким образом, Еремин А.Н. знал, что он не состоит в списке очередников в МУ МВД России «Сызранское».
Для установления факта наличия нормы потребности в жилом помещении и установлении факта, что в период с даты принятия на учет до даты восстановления необходимо провести проверку, подтверждающую у истца наличие права нахождении на учете и осуществить расчет потребности в квадратных метрах. В связи с тем, что постановка на учет имеет заявительный характер и истцом не представлены документы, установить факт его потребности в квадратных метрах не представляется возможно.
Полагает, что истцу необходимо представить документы подтверждающие наличие у него права с даты установленной предыдущим судом (решение Сызранского городского суда от <дата>) постановки на учет до настоящего времени: копии паспортов, свидетельства о рождении, о заключении брака, разводе, справка о составе семьи со всех мест проживания, документы о собственниках жилья, где истец и его семья были зарегистрированы, выписка из ЕГРН с 1998 по настоящее время, справки БТИ по форме 2 на всех членов семьи. Полагает, что необходимо учесть, что истец возможно был снят с учета на законных основаниях в прошлом до 2005 года.
Дополнила, что истец злоупотребляет своим правом, обращаясь в суд, поскольку не был соблюден досудебный порядок. Никаких заявлений в адрес Главное управление, МУ МВД России «Сызранское» от Еремина А.Н. не поступало. В настоящее время истец обратился с заявлением в МУ МВД России «Сызранское», на которое ответ пока не был дан. На данный момент ФИО8 в очереди на получение жилья не числится. Решение об исключении истца из очереди не принималось. Учет нуждающихся в жилом помещении до 2005 года вели МУ МВД России «Сызранское», далее списки стали вести ГУ МВД России по Самарской области. Те граждане, у которых наступила очередь на получение жилья, пакет документов МУ МВД России «Сызранское» направляет в адрес ГУ МВД России по Самарской области.
Представитель 3-его лица ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суде не сообщил, возражений против иска не представил.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст. 55 ЖК РФ Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
В силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанности по доказываю обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 27.07.2010) "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Кроме того, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Еремин Александр Николаевич с <дата> по <дата> проходил службу в УВД по городскому округу Сызрань в должности участкового и старшего уполномоченного милиции, с <дата> получает пенсию по линии МВД России.
Обращаясь в суд с иском о восстановлении в очереди на получение жилья и признании истца нуждающимся в получении жилого помещения Еремин А.Н. указал, что решением Сызранского городского суда от <дата> установлен юридический факт принятия Еремина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. <дата> ему стало известно о том, что в МУ МВД России «Сызранское» отсутствуют данные, подтверждающие нуждаемость истца в жилом помещении, в связи с чем, полагает, что был незаконно исключен из очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> №№ ***, Еремин А.Н. не имеет и не имел в собственности жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Еремин А.Н. неоднократно обращался в Сызранский городской суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
<дата> решением Сызранского городского суда по гражданскому делу № *** Еремину А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении жилого помещения ему и членам его семьи. При рассмотрении данного дела, суд установил, что Еремин А.Н. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении только по месту работы, то есть в УВД по г.о. Сызрань. При этом с заявлением о принятии его на учет, как лица нуждающегося в жилом помещении в жилищный отдел Администрации г.о. Сызрань, не обращался, на учете на улучшение жилищных условий в жилищном отделе Администрации г.о. Сызрань не состоит.
<дата> решением Сызранского городского суда по гражданскому делу № *** отказано в удовлетворении исковых требований Еремина А.Н. к УВД по городскому округу Сызрань о предоставлении жилого помещения ему и членам его семьи. При принятии решения суд установил, что Еремин А.Н. на учете в жилищном отделе Администрации г.о. Сызрань в качестве нуждающегося не состоит, с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося не обращался. При этом, согласно справки председателя жилищно-бытовой комиссии УВД по г.о. Сызрань от <дата> Еремин А.Н. состоит на очереди на получение жилья под номером № *** от <дата>. Состав семьи на <дата> жена ФИО6 и дочь ФИО7 Между тем, УВД по г.о. Сызрань служебного жилого фонда не имеет. Предоставить истцу жилое помещение не имеет возможности.
<дата> определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда решение Сызранского городского суда от <дата> оставлено без изменения, кассационная жалоба Еремина А.Н. – без удовлетворения.
<дата> решением Сызранского городского суда Самарской области по гражданскому делу № *** признан установленным факт принятия Еремина А.Н. в МУ МВД России «Сызранское» на учет нуждающихся в жилых помещениях с <дата>. При рассмотрении данного дела суд установил, что Еремин А.Н. с <дата> был принят на учет в МУ МВД России «Сызранское», где проходил службу, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом же Жилищном кодексе РФ нормы, которая устанавливала бы возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Исходя из системного толкования норм ЖК РФ следует вывод, что граждане, принятые на учет в соответствии с ЖК РСФСР, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если они данные основания возникли после 1 марта 2005 года. Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной всего судебных актах, согласно которым изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Постановлением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 11.12.1984 N 530 (ред. от 12.04.1989) были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области" (утратил силу, в связи с изданием Постановления Правительства Самарской области от 16.12.2020 N 1031 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов")
Согласно пункту 23 вышеназванных Правил учета граждан, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации (цеха) проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Список граждан, вновь принятых на учет в течение прошедшего года, дополняется к существующему списку очередности.
Судом установлено, что в период с <дата> года по <дата> учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников и пенсионеров МВД России осуществлялся жилищно-бытовой комиссией МУ МВД России «Сызранское», после <дата> учет нуждающихся в жилых помещениях ведется ГУ МВД России по Самарской области, что также подтвердила в судебном заседании представителя ответчика ФИО4
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не было оспорено стороной ответчика, решение Сызранского городского суда от <дата> по гражданскому делу № *** до настоящего времени не исполнено, что также подтверждается письменным сообщением МУ МВД России «Сызранское» от <дата> № *** из которого следует, что в жилищно-бытовой комиссии МУ МВД России «Сызранское» учетное дело, документы, подтверждающие постановку на очередь Еремина А.Н. в качестве нуждающегося в жилых помещениях ответствует.
Согласно ответу ГУ МВД России по Самарской области от <дата> № *** на запрос суда, ГУ МВД России по Самарской области также не располагает сведениями о принятии и снятии гражданина Еремина А.Н. в МУ МВД России «Сызранское» с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилых помещений по договору социального найма, принятых на учет до <дата>.
Между тем, довод ответчика о том, что после вынесения судом решения от <дата> Еремин А.Н. в МУ МВД России «Сызранское» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, при этом постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит исключительно заявительный характер, суд признает несостоятельным, так как решением Сызранского городского суда от <дата> был установлен факт принятия Еремина А.Н. в МУ МВД России «Сызранское» на учет нуждающихся в жилых помещениях с <дата>. Данное решение суда ответчиком оспорено не было, вступило в законную силу - <дата>, и в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ является обязательным к исполнению, в связи с чем, дополнительного заявления о восстановлении в очереди на получение жилой площади в данном рассматриваемом случае от Еремина А.Н. не требуется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Еремина А.Н. о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку как было указано ранее решением Сызранского городского суда от <дата> установлен факт принятия Еремина А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что является основанием для восстановления истца в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Между тем, суд полагает, что в удовлетворении требования Еремина А.Н. о признании нуждающимся в получении жилого помещения следует отказать, так как является излишне заявленным требованием, поскольку постановка истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях сама по себе подтверждает нуждаемость гражданина в жилом помещении.
Довод ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности для подачи заявления в суд, поскольку в период с января 2016 года по 20119 год Еремина А.Н. неоднократно уведомлялся о том, что не состоит в списках очередности на получение жилой площади, судом не может быть принят во внимание, поскольку являлся предметом рассмотрения в рамках гражданского дела № *** по иску Еремина А.Н. к МУ МВД России «Сызранское» о восстановлении в очереди на получение жилья, признании нуждающимся в получении жилого помещения. При этом, в ходе рассмотрения названного дела судом не был установлен пропуск срока исковой давности, о применении которого было заявлено стороной ответчика, что могло явиться самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Еремина А.Н. удовлетворить частично.
Обязать МУ МВД России «Сызранское» восстановить Еремина А.Н., <дата> года рождения в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2021 года.
Судья: Сорокина О.А.