Дело № 12-3-9/2020
13RS0015-03-2020-000269-76
РЕШЕНИЕ
с. Старое Шайгово 25 августа 2020 г.
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Антонова А.В.,
при секретаре Лушкиной Э.Н.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется дело об административном правона-рушении – Шестаковой Т.С., её представителя Бикеевой Е.В.,
потерпевшей Чалдаевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шестаковой Т.С. на постановление административной комиссии Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 14 июля 2020 г.,
установил:
административной комиссией Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 14 июля 2020 г. Шестакова Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия № 38-З от 15 июня 2015 г. «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Краснослободский районный суд Республики Мор-довия в порядке, установленном статьями 30.1 - 30.3 КоАП Российской Федерации, Шестакова Т.С. выражает несогласие с указанным постановлением, полагая его незаконным и подлежащим отмене, как вынесенного с нарушением правил подведомственности и в незаконном составе в отсутствие необходимого количества членов комиссии. Кроме того, заявитель указывает, что протокол № 7 от 16 июня 2020 г. в отношении нее составлен неуполномоченным лицом, не указанным в части 7 статьи 19 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», с протоколом она не знакомилась, положения статей 25.1, 30.1 КоАП Российской Федерации ей не разъяснялись, вопрос о владении ею русским языком не разрешался, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении она не уведомлялась. Также, по мнению заявителя, материалы дела не содержат доказательств совершения ею вмененного административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статья 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Об ад-министративной ответственности на территории Республики Мордовия» предусмотрена административная ответственность за бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме) действий, нарушающих покой лиц, совместно проживающих (пребывающих) в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме), выразившихся в создании конфликтной ситуации и сопровождающихся шумом и нецензурной бранью, если нецензурная брань не направлена на оскорбление чести и достоинства конкретного лица, в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Ше-стаковой Т.С. к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № 7 от 16 июня 2020 г. данные о том, что 27 мая 2020 г. около 10 часов 00 минут Шестакова Т.С. была дома по адресу с. Старое Шайгово, ул. Победы, д. 7/1, устроила дебош, сопровождающийся шумом и нецензурной бранью.
Из рапорта оперативного дежурного отдела полиции № 12 ММО МВД Рос-сии «Краснослободский» от 27 мая 2020 г. следует, что в тот же день в 11 часов 04 минуты от Чалдаевой Раисы Матвеевны поступило сообщение, что по адресу: с. Старое Шайгово, ул. Победы, д. 7 кв. 1 ее мать Шестакова Т.С. устроила дома скандал. В заявлении от 27 мая 2020 г. Чалдаева Р.М. указала, что 27 мая 2020 г. примерно в 10 часов 00 минут по адресу: с. Старое Шайгово, ул. Победы, д. 7 кв. 1 Шестакова Т.С. устроила дебош, сопровождающийся шумом и нецензурной бранью. Указанные обстоятельства Чалдаева Р.М. описала и в объяснении от 27 мая 2020 г.
Шестакова Т.С. в своем объяснении от 27 мая 2020 г. указала, что 27 мая 2020 г. в утреннее время между ней и Чалдаевой Р.М. произошел разговор на повышенных тонах, при этом каких-либо слов нецензурной брани она не высказывала.
В связи с вышеизложенными фактами административная комиссия Старо-шайговского муниципального района Республики Мордовия в постановлении о назначении административного наказания № 7 от 14 июля 2020 г. указала, что 27 мая 2020 г. около 10 часов 00 минут Шестакова Т.С. была дома по адресу с. Старое Шайгово, ул. Победы, д. 7/1, устроила дебош, сопровождающийся шумом и нецензурной бранью. Постановлением Шестакова Т.С. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Жалоба на указанное постановление подана заявителем 27 июля 2020 г. Вместе с тем, как следует из обжалуемого постановления, в графе «копию постановления получил» указано «от подписи отказался». Далее в постановлении указано, что его копия направлена по адресу: с. Старой Шайгово, ул. Победы, д. 7/1, однако каких-либо доказательств отправки копии постановления Шестаковой Т.С. материалы дела не содержат. Согласно расписке протокол №7 от 16 июня 2020 г. и постановление № 7 от 14 июля 2020 г. получено Шестаковой Т.С. 16 июля 2020 г. При таких обстоятельствах оснований для отказа в принятии жалобы по мотиву пропуска срока для ее подачи у суда не имеется.
Доводы заявителя о не подведомственности дела административной комис-сии Старошайговского муниципального района Республики Мордовия подлежат отклонению, поскольку частью 1 статьи 18 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» к ведению административных комиссий отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11, 12, 13, 14, 14.1, 15, 16, 17 и 17.1 Закона.
Статей 15.1 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 45-З «Об административных комиссиях в Республике Мордовия» представительные орга-ны местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Саранск наделены государственными полномочиями по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной Законом Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».
Поскольку ответственность за вмененное заявителю административное правонарушение предусмотрена статьей 4 Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», постановление об административном правонарушении вынесено надлежащим коллегиальным органом.
Не нашел своего подтверждения и довод о составлении протокола об адми-нистративном правонарушении № 7 от 16 июня 2020 года неуполномоченным на то лицом.
Как следует из положений части 1 статьи 19 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Об административной ответственности на террито-рии Республики Мордовия», протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе составлять должностные лица администрации муниципального образования, уполномоченные соответствую-щей администрацией муниципального образования, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4, 6, 6.1 - 6.3, 7, 9, а также пунктами 3 и 4 статьи 14.1 указанного Закона.
Наличие полномочий у специалиста администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Галягиной Н.Г. по составлению протоколов об административных правонарушениях подтверждается ее должностными обязанностями, утвер-жденными постановлением главы Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 144 от 01 июля 2016 г.
Вместе с тем, вынося указанное постановление, административной комис-сией Старошайговского муниципального района Республики Мордовия не учтено, что при составлении протокола об административном правонарушении № 7 от 16 июня 2020 г. должностным лицом администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия допущены существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации о со-вершении административного правонарушения составляется протокол, за ис-ключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об админи-стративном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4.1 названной статьи КоАП Российской Федерации определено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола №7 об административном правонарушении сле-дует, что он был составлен 16 июня 2020 г. без участия Шестаковой Т.С. Со-гласно записям в протоколе, от его подписи и дачи объяснения Шестакова Т.С. отказалась.
При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих об извещении Шестаковой Т.С. о месте и времени составления протокола, материалы дела не содержат, не имеется в деле доказательств и о направлении Шестаковой Т.С. копии составленного должностным лицом администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия протокола, однако в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП Российской Федерации эти обстоятельства надлежащей правовой оценки не получили.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правона-рушении, специалист администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Галягина Н.Г. в судебном заседании подтвердила отсутствие надлежащего извещения о времени и месте составления протокола Шестаковой Т.С. и Чалдаевой Р.М., а также факт, что они не присутствовали во время его составления, протокол Шестаковой Т.С. не вручался.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении должностным лицом администрации Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в ходе производства по делу порядок привлечения Шестаковой Т.С. к административной ответственности соблюден не был. Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать принятый по настоящему делу акт законным и обоснованным.
Кроме того, заслуживают внимание доводы заявителя о недоказанности административным органом административного правонарушения.
По правилам статьей 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит ад-министративной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, админи-стративное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, и совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу статей 26.1. 29.10 КоАП Российской Федерации по делу об ад-министративном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения, при этом в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны кроме прочего мотивированное решение по делу.
Таким образом, требования законодательства об административных право-нарушениях исключают возможность принятия немотивированных решений по делам об административных правонарушениях.
Однако административной комиссией Старошайговского муниципального района Республики Мордовия при вынесении обжалуемого постановления вышеизложенные требования закона проигнорированы.
Постановление № 7 от 14 июля 2020 г. мотивированного решения не со-держит, при его вынесении члены комиссии ограничились лишь формальным описанием вмененного Шестаковой Т.С. административного правонарушения.
При этом доводы Шестаковой Т.С., изложенные ею в объяснениях, не про-верены, оценка им не дана, обстоятельства, относящиеся к событию админи-стративного правонарушения, в постановлении членами административной комиссии должным образом не описаны, мотивы в обоснование выводов о виновности Шестаковой Т.С. в его совершении не приведены.
Вынесенное коллегиальным органом постановление не отвечает требовани-ям статьи 29.10 названного Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 14 июля 2020 г., вынесенное в отношении Шестаковой Т.С., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
При этом суд отмечает, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае исте-чения установленных статьей 4.5 КоАП Российской Федерации сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судом констатирована незаконность протокола об административном пра-вонарушении №7 от 16 июня 2020 г. в отношении Шестаковой Т.С., постановления административной комиссии Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от 14 июля 2020 г. в отношении Шестаковой Т.С., в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации судья, осу-ществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из изложенного, и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП Рос-сийской Федерации, судья районного суда
решил:
отменить постановление административной комиссии Старошайговского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 14 июля 2020 г. в отношении Шестаковой Т.С., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия № 38-З от 15 июня 2015 г. «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в порядке частей 1 и 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях через Крас-нослободский районный суд Республики Мордовия.
Судья А.В. Антонова