Решение по делу № 2-13/2020 (2-46/2019; 2-267/2018;) ~ М-203/2018 от 04.06.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                                                            03 февраля 2020 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Мардаевой Г.С.,

с участием заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Стрионова Д.В.,

ответчика Макаревича С.М., представителя третьего лица администрации ОРМО Яппаровой В.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО10, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО11, ФИО33 (ФИО34) ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО19, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ответчикам Васильеву Е.И., Доржиевой О.В., Литвинову С.С., Макаревич Г.И., Макаревичу Д.Ю., Макаревичу С.М., Половинкиной Е.Ф., Соловьеву В.В., Соловьевой И.А., Соловьеву Р.В., Соловьевой Т.С., Тарбееву М.В., Тарбеевой М.М., Тарбеевой Н.В., Якунаевой В.Н., Абариновой Н.Г., Шаевич Е.Р. с названным иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просит:

истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 600 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 759 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 725 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 758 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 725 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 655 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 655 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 751 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 661 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании заместитель прокурора Стрионов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик Макаревич С.М., действующий от своего имени, а также по нотариальным доверенностям в интересах ответчиков Соловьевой Т.С., Соловьева В.В., Соловьевой И.А., Соловьева Р.В., Макаревич Г.И., Макаревича Д.Ю., Шаевич Е.Р., Половинкиной Е.Ф., Литвинова С.С., Васильева Е.И., Тарбеевой М.М.,Тарбеева В.М., Тарбеева М.В., ФИО33 (ФИО35) Н.В., Абариновой Н.Г., Доржиевой О.В., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что спорные земельные участки не находятся в границах Прибайкальского национального парка. Землеустроительное дело по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский» хранится в фонде данных Росреестра, полученных в результате проведения землеустройства. Согласно сведений о границах Прибайкальского национального парка по материалам землеустроительного дела 2011 года, изготовленного «Меридиан +», хранящихся в государственном фонде данных, спорный земельный участок не расположен в границах Прибайкальского национального парка. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.22-26 т.8). Просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчики Якунаева В.Н., Соловьева Т.С., Соловьев В.В., Соловьева И.А., Соловьев Р.В., Макаревич Г.И., Макаревич Д.Ю., Шаевич Е.Р., Половинкина Е.Ф., Литвинов С.С., Васильев Е.И., Тарбеева М.М.,Тарбеев В.М., Тарбеев М.В., ФИО33 (ФИО36) Н.В., Абаринова Н.Г., Доржиева О.В., в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица администрации ОРМО Яппарова В.Р. в судебном заседании с иском не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, заявила о пропуске срока исковой давности, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Шара-Тоготского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица ДНТ «Байкалочка» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Третьи лица Минприроды России, Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебном заседании не присутствовали, о дате рассмотрения извещены, в своих отзывах на иск просили требования удовлетворить в полном объеме.

Определением суда от 12.09.2018 гражданские дела №2-267/2018, №2-271/2018, №2-277/2018, №2-278/2018, №2-285/2018 по искам Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Ольхонского районного муниципального образования, ФИО10, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО11, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО19 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, объединены в одно производство, с присвоением данному гражданскому делу порядкового номера № 2-267/2018 (в настоящее время №2-13/2020).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено и как следует из материалов дела, на основании постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования (далее – ОРМО) от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду» дачному некоммерческому товариществу «Байкалочка» предоставлен земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, местность Куркут, площадью 13000 кв. м. в аренду сроком на 3 года. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого товарищества.

На основании указанного постановления между администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНТ «Байкалочка» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения 18 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым .

Вновь образованные земельные участки в последующем переданы в собственность ответчиков, на основании соответствующих постановлений о предоставлении земельного участка в собственность и договоров купли-продажи.

Так, на основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Соловьевым Р.В. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Соловьевым В.В. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Соловьевой Т.С. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Соловьевой И.А. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Тарбеевым В.М. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Тарбеевой М.М. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и ФИО33 (Платоновой) Н.В. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Тарбеевым М.В. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Абариновой Н.Г. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Шаевич Е.Р. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Макаревич Д.Ю. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Макаревич Г.И. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Макаревич С.М. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Якунаевой В.Н. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Доржиевой О.В. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Васильевым Е.И. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Литвиновым С.С. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

На основании постановления мэра ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ОРМО и Половинкиной Е.Ф. заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым .

Данные обстоятельства подтверждаются также выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указывает, что при предоставлении земельного участка нарушены требования Федерального законодательства.

Давая оценку заявленным требованиям в указанной части суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со статьей 14 Закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка (в настоящее время закон утратил силу), орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельные участки бесплатно предоставляются в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Между тем, на земельный участок с кадастровым , а также на спорные 18 земельных участков ответчиков, образованные в результате его раздела, право муниципальной собственности Ольхонского районного муниципального образования никогда не регистрировалось. Соответственно они не могут быть включены в фонд перераспределения земель Ольхонского района и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.

Учитывая, что земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан могли быть предоставлены только из фонда перераспределения земель, предоставление администрацией района ДНТ «Байкалочка» земельных участков, является незаконным.

Кроме того, судом установлено, что спорные земельные участки находятся в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999.

В соответствии со ст.2 названного закона Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Статьей 5 ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:

- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

При этом указанная норма не содержит исключений для строительства индивидуальных жилых и дачных домов, объектов социально-бытового назначения, то есть строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р.

Также судом изучен картографический материал Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории», масштаб 1:200000, 2012 год, из которого также следует, что спорный земельный участок находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Таким образом, суд считает доказанным нахождение земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Поскольку постановлением администрации Ольхонского районного муниципального образования земельный участок был предоставлен для дачного строительства, функционирование которого не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а для строительства жилого дома, то суд приходит к выводу, что постановление администрации Ольхонского районного муниципального образования было вынесено в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643.

При данных обстоятельствах предоставление земельного участка с кадастровым , расположенного в границах ЦЭЗ БПТ, для дачного строительства прямо запрещено законом.

Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.

Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно пункту 2 части 5 указанной статьи, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 года. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).

Таким образом, границы участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.

На основании вышеприведенных норм, земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.

Постановление администрации Ольхонского РМО, на основании которого был заключен договор аренды и последующие договоры о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, было вынесено 29.09.2011. Границы центральной экологической зоны определены согласно вышеуказанному Распоряжению, 27.11.2006. Следовательно, земельные участки, с момента определения границ центральной экологической зоны озера Байкал, входящие в эту зону, являются землями, ограниченными в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 части 2 статьи 27 ЗК РФ).

Случаев, разрешающих предоставление земельного участка, ограниченного в обороте, судом не установлено.

Орган местного самоуправления при реализации своих полномочий в области земельных отношений, включая принятие актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обязан руководствоваться законодательством, в том числе природоохранным, действующим на момент реализации таких полномочий, исключая нанесение ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов других лиц. Суд находит, что на момент предоставления земельного участка в аренду такая обязанность исполнена не была.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, постановление администрации Ольхонского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду» вынесено, а земельный участок был предоставлен с нарушением закона.

В обоснование требований также указано, что земельный участок отнесен к федеральной собственности, поскольку находится в границах Прибайкальского национального парка.

Из информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ .16.7 следует, что спорные земельные расположены в границах Прибайкальского национального парка.

Согласно отзыву ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» следует, что земельный участок с кадастровым расположен в границах Прибайкальского национального парка на основании карты Байкальской природной территории. Кроме того, нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71, уполномоченным органом власти не принималось, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986 года.

Судом изучена карта Байкальской природной территории, составленная по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов. Данная карта Байкальской природной территории, первоначально составлялась в 2006 году, затем произошли изменения в период с 2007 по 2011 год, которые учтены при издании представленной карты в 2012 году.

Из аннотации к данной карте, следует, что граница центральной экологической зоны БПТ совпадает с границей участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Цифровая модель и макет печати карты центральной экологической зоны подготовлены в ГИС ESRI ArcGIS в геодезической системе координат Пулково 1942, в проекции Гаусса - Крюгера, эллипсоид Красовского. Приведено описание границ ЦЭЗ БПТ.

Карта Центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовлена и издана в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно карте природной территории масштаба 1:1000000, Прибайкальский национальный парк выделен желтым цветом, кроме того, помимо выделения Прибайкальского национального парка желтым цветом, его границы отмечены условным знаком – линией, которой, согласно условным обозначениям, отмечаются особо охраняемые природные территории.

Аналогичные условные обозначения содержатся в карте Байкальской природной территории 1:200000. Границы Прибайкальского национального парка отмечены условным знаком – линией.

Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка, и в соответствии со ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, являются землями национальных парков.

Границы национального парка «Прибайкальский» с 1986 года, в который, в том числе, и входит истребуемый земельный участок, не менялись и остаются неизменными до настоящего времени, указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ.

Таким образом, усматривается нахождение спорных земельных участков с кадастровыми , , , , , , , , , , , , , , , , , , , в границах Прибайкальского национального парка.

Кроме того, судом по ходатайству ответчика была назначена землеустроительная экспертиза в АО «Восточно-Сибирского аэрогеодезического предприятия» (АО «ВостСиб АГП). Перед экспертом, поставлен вопрос о нахождении спорных земельных участков в границах Прибайкальского национального парка. Из заключения эксперта следует, что спорные земельные участки полностью расположены в границах Прибайкальского национального парка (т. 9 л.д. 173-190).

Доводы стороны ответчика о том, что земельный участок не входит в границы Прибайкальского национального парка суд признает несостоятельным, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела. Согласно карте природной территории масштаба 1:1000000, Прибайкальский национальный парк выделен желтым цветом, кроме того, помимо выделения Прибайкальского национального парка желтым цветом, его границы отмечены условным знаком – линией, которой, согласно условным обозначениям, отмечаются особо охраняемые природные территории.

Аналогичные условные обозначения содержатся в карте Байкальской природной территории 1:200000. Границы Прибайкальского национального парка отмечены условным знаком – линией (страница 21), а населенные пункты – города и поселки городского типа с населением менее 2 тысяч человек – светло-коричневым цветом.

На обеих картах данная линия простирается вдоль побережья озера Байкал в пределах местности Куркут.

Согласно пояснениям истца, Куркутский залив – один из самых теплых заливов Малого моря, находится недалеко от залива Мухор в сторону пролива Ольхонские ворота. На берегах Куркутского залива (бухта Куркутская) имеются древние захоронения, кольцевые кладки. Указанная местность является средой обитания редких краснокнижных животных и растений: монгольской жабы, лишайника Буреллия изящная, Тониния глинисто-желтая.

Кроме того, ранее было установлено, что границы Прибайкальского национального парка, в который, в том числе, и входит местность Куркут, были установлены в 1986 году и до настоящего времени не изменялись.

Доводы ответчика о признании указанных карт неотносимыми и недопустимыми доказательствами являются также несостоятельными ввиду согласования изготовленных карт с Минприроды России. Согласно Государственного контракту №СЛ-14-23/70 от ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды России поручило ФГУНПП «Росгеолфонд» выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования, в рамках указанного госконтракта были изготовлены карты Байкальской природной территории и Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Представленные результаты НИОКР удовлетворяют условиям Государственному контракта. Кроме того, Минприроды России в своем отзыве на исковое заявление при определении нахождения земельного участка в границах Прибайкальского национального парка также руководствовалось картами Байкальской природной территории. Таким образом, у суда оснований ставить под сомнение правильность указания границ особо охраняемых природных территорий, не имеется, равно, как и не имеется оснований признать указанные карты неотносимыми и недопустимыми доказательствами.

На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России.

Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.

В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка.

На основании ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Из ст. 168 ГК РФ следует, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В судебном заседании установлено, что земельный участок передан не уполномоченным на то лицом, кроме того, при заключении сделок, был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, что свидетельствует об их ничтожности как посягающий на публичные интересы, стороной, которой является государство. Необходимость оспаривания основания возникновения прав пользования ответчиком имуществом при этом отсутствует, поскольку сделки является ничтожными и недействительны независимо от признания таковой судом, со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

В судебном заседании установлено, что Администрация Ольхонского районного муниципального образования распорядилась не принадлежащим ему имуществом помимо воли собственника.

Таким образом, спорные земельные участки подлежат истребованию из чужого незаконного владения в распоряжение Российской Федерации.

Представителем администрации ОРМО, ответчиком Макаревич С.М. заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности.

    Согласно статье 195 ГК РФФРфР исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 196 названного кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

    К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 данного Кодекса составляет три года.

    Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

    Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43, по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.

Аналогичные положения о том, что государство или муниципальное образование приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через органы государственной власти или местного самоуправления содержались и в законодательстве, действовавшем на момент возникновения спорных отношений и рассмотрения дела судом первой инстанции.

Из приведенных выше норм законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается со дня, когда государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одними из полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом является осуществление в установленном порядке учета федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проведение в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначение и проведение документальных и иных проверок, в том числе организация проведения ревизий и принятие решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества (п.5 Положения).

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, предусмотрено, что названное министерство, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны особо охраняемых природных территорий, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (пункты 1, 5.2 и подпункт 5.2.69).

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 (ред. от 03 февраля 2012 г.), действовавшим на момент передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Истцом заявлены требования в интересах Российской Федерации. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае – орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости.

Из ответа МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 09.01.2020 №38-СН/340, а также Минприроды России от 29.01.2020 №21-35/1966 следует, что указанным организациям о нарушении прав Российской Федерации стало известно с момента обращения прокурора Ольхонского района в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации., то есть с июня 2018 года.

Таким образом, поскольку главный распорядитель государственной собственности, в данном случае, спорных земельных участков в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, а также представитель федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком в силу Федерального закона №33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» узнали о нарушении прав Российской Федерации как собственника земельных участков с момента обращения прокурора в суд, суд приходит к выводу, что срок исковой давности прокурором при подаче иска пропущен не был.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из изложенного, исковые требования являются обоснованными и подтверждаются письменными доказательствами по делу, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300 руб., подлежит взысканию с каждого ответчика, не освобожденных законом от уплаты госпошлины

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, удовлетворить.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 600 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 759 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 725 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 758 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 725 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 655 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 655 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО33 (Платоновой) ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 751 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 661 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истребовать в федеральную собственность земельный участок с кадастровым , площадью 550 кв. м, из чужого незаконного владения ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Взыскать с ФИО10, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО11, ФИО33 (Платоновой) ФИО16, ФИО17 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по 16,66 рублей, с каждого.

Взыскать с ФИО18, ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО19 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по 16,67 рублей, с каждого.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                              Т.В. Афанасьева

2-13/2020 (2-46/2019; 2-267/2018;) ~ М-203/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Доржиева Ольга Викторовна
Якунаева Вера Николаевна
Макаревич Денис Юрьевич
Тарбеев Максим Викторович
Тарбеева Марина Михайловна
Соловьев Роман Владимирович
Абаринова Нина Геннадьевна
Соловьева Татьяна Сергеевна
Васильев Евгений Иванович
Тарбеева Наталия Викторовна
Макаревич Сергей Михайлович
Литвинов Сергей Степанович
Администрация Ольхонского РМО
Макаревич Галина Ивановна
Тарбеев Виктор Максимович
Половинкина Елена Федоровна
Шаевич Елена Романовна
Соловьев Владимир Владимирович
Соловьева Ирина Анатольевна
Другие
ФГБУ "Заповедное Прибайкалье"
Управление Росреестра по Иркутской области
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
председатель ДНТ «Байкалочка» Тарбеева Марина Михайловна
администрация Шара-Тоготского муниципального образования
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
ДНТ «Байкалочка»
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Афанасьева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
04.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
07.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2018Предварительное судебное заседание
12.09.2018Предварительное судебное заседание
04.10.2018Предварительное судебное заседание
06.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Судебное заседание
16.01.2019Судебное заседание
02.10.2019Производство по делу возобновлено
02.10.2019Судебное заседание
18.10.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.08.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее