Дело №2-763/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С.Леккеревой,
при секретаре Т.А.Савкиной,
с участием прокурора А.В.Патарушина,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заозерского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Северлеспром» (ООО «Северлеспром), обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводское дорожное ремонтно-строительное управление» (ООО «Петрозаводское ДРСУ») о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Заозерского сельского поселения выявлено 3 несанкционированных свалки в районе автодороги «...». В связи с указанными в иске обстоятельствами, прокурор росит: обязать администрацию Заозерского сельского поселения, ООО «Петрозаводское ДРСУ» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в границах ...; обязать ООО «Северлеспром», администрацию Заозерского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале № выдел № участкового лесничества, на землях лесного фонда, на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...»; обязать администрацию Заозерского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории общего пользования поселения на ... километре по левой стороне автомобильной дороги направлением «...», на ... километре по правой стороне автомобильной дороги направлением «...», на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...».
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требований в части к администрации Заозерского сельского поселения и ООО «Петрозаводское ДРСУ» о ликвидации свалки, расположенной в границах полосы отвода на ... километре по левой стороне автомобильной дороги направлением «...», в связи с добровольным исполнением заявленных требований ответчиками.
Прокурор Патарушин А.В. в судебном заседании иск поддержал по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель ответчика администрации Заозерского сельского поселения по доверенности Ващило С.С. в судебном заседании указала, что в настоящее время ведутся работы по устранению свалок, однако администрация поселения не имеет возможности только своими силами ликвидировать несанкционированные свалки, поскольку их появлению способствуют не только жители Заозерского сельского поселения.
Представитель ответчика ООО «Петрозаводское ДРСУ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в судебном заседании от хх.хх.хх г. по доверенности Клементьева И.А. иск не признала.
Ответчик ООО «Северлеспром» в судебное заседание своего представителя не направил, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица ООО «Технострой» в судебное заседание не явился, извещены.
Представители третьих лиц КУ РК «Управление автомобильных дорог РК» и ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в судебное заседание не явились, извещены, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
хх.хх.хх г. между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (Арендодатель) и ООО «Северлеспром» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, общей площадью ... га, ... участкового лесничества, в том числе в кварталах №.
хх.хх.хх г. представителями администрации Заозерского сельского поселения, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», администрации Прионежского муниципального района, КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», ООО «Петрозаводское ДРСУ», проведен осмотр, в результате котороговыявлено 3 несанкционированных свалки в районе автодороги «...».
Свалки, представляют собой скопление бытовых отходов, строительного мусора, расположены на ... километре по левой стороне автомобильной дороги направлением «...», а также на ... километре по правой стороне указанной автомобильной дороги. Территория, на которой размещены несанкционированные свалки, относится к Заозерскому сельскому поселению и частично попадает в границы полосы отвода.
Еще одна свалка расположена на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...», представляет собой скопления бытового мусора и располагается на территории Заозерского сельского поселения частично в границах полосы отвода автодороги, частично - на территории лесного фонда в квартале № выделе № участкового лесничества, арендуемой ООО «Северлеспром».
Согласно пункту хх.хх.хх г. договора аренды лесного участка Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.
Статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 данной статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414 (далее - Правила), санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Пунктом 4 Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 года № 523, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства.
Таким образом, частью 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
Таким образом, и администрация поселения, и ООО «Северлеспром», в силу вышеназванных их полномочий, являются надлежащими ответчиками по делу, и на них должна быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...» в квартале № выделе № участкового лесничества. Кроме того, в силу названных требований законодательства на администрацию Заозерского сельского поселения должна быть возложена обязанность по ликвидации и иных обозначенных выше свалок, в том числе расположенных в полосе отвода автомобильной дороги, поскольку все перечисленные свалки расположены в границах поселения.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с пунктами 1, 15 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» выполняет функции заказчика по объектам строительства, реконструкции, ремонта и содержанию автомобильных дорог Республики Карелия и сооружений на них.
Из материалов дела следует, что путем проведения торгов КУ РК «Управдор РК» хх.хх.хх г. заключило государственный контракт № «На выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в ... Республики Карелия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. с ООО «Технострой».
Согласно п.2.1 указанного контракта Подрядчик обязуется обеспечить на сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них круглосуточное безопасное и бесперебойное движение транспортных средств и пешеходов, сохранность имущественного комплекса уровень содержания не ниже предусмотренного техническим заданием.
Автомобильная дорога «...» является собственностью Республики Карелия, на основании распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от хх.хх.хх г. № и передана в оперативное управление КУ РК «Управдор РК».
В рамках заключенного контракта автомобильная дорога «...» передана ООО «Технострой» на содержание, что закреплено в перечне - Приложении № к Контракту.
Задачей содержания автомобильных дорог является выполнение комплекса работ по содержанию автодорог, дорожных сооружений, полос отвода и обустройства дорог в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ 16 ноября 2012 года № 402.
В соответствии с пп.1 п. 6 раздела 4 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода, в том числе поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.
ООО «Петрозаводское ДРСУ» осуществляет комплекс работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Прионежском районе Республики Карелия с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на основании Договора субподряда № от хх.хх.хх г. с ООО «Технострой». Деятельность ООО «Петрозаводское ДРСУ» в соответствии с Договором и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» ограничена полосой отвода автомобильной дороги.
Таким образом, в силу сложившихся договорных отношений, а также требований федерального законодательства ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок в границах полосы отвода автомобильной дороги «...» должна быть возложена на ООО «Петрозаводское ДРСУ».
Более того, в соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, что подтверждает обоснованность заявленных требований о ликвидации несанкционированных свалок в данном случае к администрации Заозерского сельского поселения, ООО «Северлеспром», ООО «Петрозаводское ДРСУ» в соответствии с установленным законодательством бременем содержания территории.
Поскольку наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, администрацией Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района РК и ООО «Петрозаводское ДРСУ» добровольно ликвидирована свалка, расположенная в границах полосы отвода на ... километре по левой стороне автомобильной дороги направлением «...», ввиду чего Карельским межрайонным природоохранным прокурором в указанной части заявлен отказ от заявленных требований, в связи с чем, производство по делу в данной части подлежит прекращению.
На основании изложенного, суд считает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных: на ... километре по правой стороне автомобильной дороги направлением «...» следует возложить на администрацию Заозерского сельского поселения, ООО «Петрозаводское ДРСУ»; в квартале № выдел № участкового лесничества, на землях лесного фонда, на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...», следует возложить на администрацию Заозерского сельского поселения, ООО «Петрозаводское ДРСУ» и ООО «Северлеспром».
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (пункта 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик - администрация Заозерского сельского поселения от уплаты государственной пошлины, освобождена.
На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, таким образом, с ООО «Петрозаводское ДРСУ» и ООО «Северлеспром» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 2 000 рублей с каждого.
Руководствуясь положениями статей 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Заозерского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Северлеспром», обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводское дорожное ремонтно-строительное управление» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить.
Возложить на администрацию Заозерского сельского поселения, общество с ограниченной ответственностью «Петрозаводское ДРСУ» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на ... километре по правой стороне автомобильной дороги направлением «...».
Возложить на администрацию Заозерского сельского поселения, общество с ограниченной ответственностью «Петрозаводское ДРСУ», общество с ограниченной ответственностью «Северлеспром» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале № выдел № участкового лесничества, на землях лесного фонда, на ... километре по левой стороне автомобильной дороги «...».
Производство по делу по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Заозерского сельского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Северлеспром», обществу с ограниченной ответственностью «Петрозаводское дорожное ремонтно-строительное управление» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах полосы отвода на ... километре по левой стороне автомобильной дороги направлением «...», прекратить.
Взыскать с ООО «Петрозаводское ДРСУ» и ООО «Северлеспром» в доход местного бюджета Прионежского муниципального района государственную пошлину в размере по 2 000 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Прионежский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 07 ноября 2014 года.