Судья Зарипова И.А. УИД 66RS0003-01-2019-006353-37
Дело № 2-266/2020 (№ 33-8093/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 11 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Сорокиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Пелевина В.П. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Савинова М.В. (доверенность №3 от 20.11.2018 на срок по 31.12.2020) на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.02.2020.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и его представителя по устному ходатайству Шеиной Н.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пелевин В.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее по тексту Министерство), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
Истец является бывшим военнослужащим, имеет выслугу более 25 лет, 25.12.1997 был уволен из рядов Вооруженных сил РФ в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Совместно с членами семьи Пелевиной Н.В. (супруга), Пелевиной Т.Н. (сноха), Н. и Д. (внуки) истец проживает в квартире общей площадью 58,4 кв.м по адресу: ..., предоставленной ему по ордеру в 1992 г. и оформленной по договору социального найма с администрацией Березовского городского округа (далее по тексту – Администрация) в 2010 г. Постановлением Администрации истец признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет с 21.06.1998. В 2008 г. (то есть, в период нахождения на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения) истец принял наследство в виде 1/2 доли квартиры общей площадью 58,7 кв.м по адресу: ... оставшееся после смерти отца. Вступление в наследство носило формальный характер, в квартире проживали и проживают по настоящее время мать истца Р. и его брат П., инвалид 1 группы. Фактически правомочия собственника доли в названном жилом помещении истец не осуществлял, в квартиру не вселялся, а 27.12.2013 подарил долю своему брату П. 03.04.2019 (по прошествии 5 лет после отчуждения доли в квартире) истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту – ЕДВ), исходя из планируемой потребности в общей площади жилого помещения для расчета суммы ЕДВ 90 кв.м (18 кв.м на каждого члена семьи). В заявлении истец указал, что занимаемую им по договору социального найма квартиру общей площадью 58,4 кв.м по адресу: ..., желает оставить за собой для дальнейшего проживания. По результатам рассмотрения указанного заявления Администрация сообщила истцу, что Министерством в предоставлении ЕДВ отказано. Отказ ответчика мотивирован положениями п. 16 «Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП (далее по тексту – Порядок № 723-ПП). Отказ ответчика Пелевин В.П. полагал незаконным, настаивая на наличии у него права на получение ЕДВ.
На основании изложенного, Пелевин В.Н. просил: признать за ним право на получение ЕДВ из расчета 18 кв.м площади на каждого члена семьи, состава семьи 5 человек, в дополнение к занимаемой жилой площади, в размере 31,6 кв.м; обязать Министерство включить его в список граждан, имеющих право на получение ЕДВ, оформить уведомление о праве на получение ЕДВ, исходя из планируемой потребности в общей площади жилого помещения для расчета суммы ЕДВ 31,6 кв.м.
Ответчик иск не признал, указав, что в период с 2008 по 2013 гг. общая площадь имеющихся у истца жилых помещений, с учетом доли собственности в квартире, принятой по наследству, составляла 88,05 кв.м, то есть по 17,6 кв.м на каждого члена семьи, что существенно выше учетной нормы по Березовскому городскому округу, которая составляет 10 кв.м. При таких обстоятельствах истец должен был быть снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения. То обстоятельство, что доля в квартире, полученная истцом по наследству, отчуждена более чем за пять лет до даты его обращения с заявлением в Администрацию, по мнению ответчика, правового значения не имеет, так как Порядок № 723-ПП не ставит возможность получения ЕДВ в зависимость от продолжительности срока, прошедшего с момента ухудшения жилищных условий.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Администрация, Пелевина Н.В., Пелевина Т.Н., Д., Н. в судебное заседание не явились. Администрация правовой позиции по делу не выразила, остальные третьи лица исковые требования поддержали.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.02.2020 исковые требования Пелевина В.П. удовлетворены: за истцом признано право на получение ЕДВ площадью 31,6 кв.м, на Министерство возложена обязанность включить истца в список граждан, имеющих право на получение ЕДВ, и оформить уведомление о праве на получение ЕДВ.
С таким решением суда не согласился ответчик, представитель которого Савинов М.В. в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что суд необоснованно применил в споре положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку данные нормы регулируют жилищные правоотношения военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения после 01.01.2005, к числу которых Пелевин В.П. не относится. Истец подлежит обеспечению жильем в порядке п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в которой ссылка на ст. 53 Жилищного кодекса РФ отсутствует. При этом положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ применяются исключительно в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и постановки их на соответствующий учет после 01.01.2005. Однако спор о постановке Пелевина В.П. на учет отсутствует. Факт постановки истца на учет до 01.01.2005 достоверно установлен в ходе рассмотрения дела и никем не оспаривался. Предметом спора является порядок расчета единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, который определяется нормами Порядка № 723-ПП, пункт 16 которого не позволяет не учитывать при определении права на получение ЕДВ площадь жилого помещения, которое было отчуждено бывшим военнослужащим в период нахождения на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, вне зависимости от времени, прошедшего с момента отчуждения. В этой связи оспаривает правильность вывода суда первой инстанции о том, что отчужденное истцом по договору дарения жилое помещение не должно учитываться ввиду истечения 5-летнего срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика, представитель Администрации, третьи лица Пелевина Н.В., Пелевина Т.Н., Пелевин Д.М., Пелевин Н.М. не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно надлежащим образом: физические лица - путем направления судебных извещений почтой, юридические лица – путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.06.1998 постановлением главы Администрации № 309-П Пелевин В.П. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий офицеров, уволенных в запас (т. 1 л.д. 211).
16.12.2010 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, действующим от имени Администрации (наймодатель), и Пелевиным В.П. (нанимателем) заключен договор социального найма № 922, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 4-х комнат в 4-комнатной квартире общей площадью 58,4 кв.м по адресу: ... Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются Пелевина Н.В., М., Пелевина Т.Н., Н. Д. (т. 1 л.д. 17-20).
17.12.2011 истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения с указанием на то, что жилое помещение, занимаемое на основании договора социального найма, по адресу: ..., имеет намерение в дальнейшем оставить за собой (т.1 л.д. 170, 171).
В 2011 г. Пелевин В.П. включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В период с 01.01.2008 по 27.12.2013 Пелевину В.П. принадлежала 1/2 доля в праве собственности на квартиру общей площадью 58,7 кв.м по адресу: .... В указанное жилое помещение истец никогда не вселялся и в нем не проживал, что ответчиком не оспорено и не опровергнуто.
Вступившим в законную силу решением Березовского городского суда Свердловской области от 15.05.2013, Пелевина Т.Н., Н., Д. признаны членами семьи Пелевина В.П. Указанное решение является основанием для их учета в качестве членов семьи нанимателя при расчете площади жилого помещения, предоставляемого Пелевину В.П. на улучшение жилищных условий (т. 1 л.д. 127-130).
В жилом помещении, расположенном по адресу: ..., зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают Пелевин В.П. совместно с членами семьи Пелевиной Н.В. (супруга), Пелевиной Т.Н. (сноха), Н. и Д. (внуки), один из внуков является инвалидом 1 группы. Иных жилых помещений Пелевин В.П. и члены его семьи не имеют.
03.04.2019 Пелевин В.П. обратился в Администрацию Березовского городского округа с заявлением предоставить ЕДВ с указанием, что жилое помещение, занимаемое на основании договора социального найма, имеет намерение в дальнейшем оставить за собой (т. 1 л.д. 25-27).
28.06.2019 Министерством рассмотрено учетное дело Пелевина В.П. для оформления уведомления о праве на получение ЕДВ из расчета 90 кв.м (норматив 18 кв.м на члена семьи и состав семьи 5 человек). Учетное дело возвращено в Администрацию со ссылкой на п. 16 Порядка № 723-ПП (т. 1 л.д. 28, 29).
Согласно письма Администрации от 17.07.2019 в адрес Пелевина В.П., обеспеченность семьи истца жилыми помещениями составляет 87,7 кв.м (с учетом отчужденного в 2013 г. жилого помещения площадью 29,35 кв.м) на состав семьи из 5 человек, в связи с чем предоставить ЕДВ не представляется возможным (т. 1 л.д. 30, 31).
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 53, 57 Жилищного кодекса РФ, п.п. 1, 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту Федеральный закон № 76-ФЗ), п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», нормами Порядка № 723-ПП, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходил из того, что отчужденная истцом 27.12.2013 по договору дарения доля в праве собственности в жилом помещении площадью 29,35 кв.м не может учитываться при оценке права истца на получение ЕДВ, поскольку отчуждение произошло более чем за пять лет до даты обращения с заявлением о предоставлении спорной выплаты (03.04.2019).
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пункт 2.1 статьи 15 указанного закона предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 1).
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций (пункт 5).
Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляемых за счет субвенций, и по определению законодательством субъектов Российской Федерации порядка обеспечения их жильем, в том числе предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем граждан уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктами 7, 8, 11 Порядка № 723-ПП для реализации права на обеспечение жильем граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица представляют в орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимые документы. Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области по результатам рассмотрения представленных гражданами документов принимают решение о включении либо об отказе во включении граждан в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в муниципальном образовании. Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на основании списков, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, формирует и утверждает сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Пунктами 31, 32 Порядка № 723-ПП предусмотрено, что право гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, подтверждается уведомлением по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку, оформленным на имя гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица за подписью Министра (заместителя Министра) строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на основании сводного списка граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц для обеспечения жильем в текущем финансовом году, указанного в подпункте 2 пункта 11 настоящего Порядка, издает приказ об утверждении сводного списка граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц - получателей единовременной денежной выплаты в текущем финансовом году и в течение 5 рабочих дней направляет копии этого приказа (выписки из приказа) государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Устанавливая порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, Правительство Свердловской области в пунктах 15 и 16 Порядка № 723-ПП определило порядок учета имеющегося в собственности у гражданина и членов его семьи жилого помещения, а также порядок учета совершенных гражданином и членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения.
Согласно п. 15 Порядка № 723-ПП жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 настоящего Порядка, используется для расчета размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если:
1) гражданин, уволенный с военной службы, и приравненное к нему лицо и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
2) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
3) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В силу п. 16 Порядка № 723-ПП в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
Доводы апелляционной жалобы Министерства сводятся к тому, что поскольку полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, то в силу установленного в рамках реализации указанных полномочий Порядка № 723-ПП при расчете ЕДВ на территории Свердловской области площадь жилых помещений, отчужденных гражданами, уволенными с военной службы и принятыми на учет в качестве нуждающихся, а также членами их семей, необходимо учитывать независимо от срока, прошедшего с момента отчуждения.
Однако указанные доводы судебная коллегия не может признать состоятельными ввиду следующего.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Во исполнение п.4 ст. 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 21.04.2011 № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом «а» пункта 2 которого установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктом 16 и абзацами первым - третьим пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.02.2006 № 153, для участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила).
Ссылка на постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 303 имеется и в пункте 14 Порядка № 723-ПП, согласно которому размер единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения на одного человека, установленного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Свердловской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату выдачи уведомления, указанного в пункте 31 настоящего Порядка.
В соответствии с абзацем первым пункта 16(2) Правил в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а», «б» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Таким образом, федеральный законодатель императивно установил порядок определения размера ЕДВ (п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ), а также передал полномочия по определению норматива общей площади жилого помещения (как одного из обязательных элементов, учитываемых при предоставлении указанной выплаты) Правительству РФ (п. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ).
Соответственно, на уровне федерального законодательства императивно установлено, что в целях определения норматива общей площади жилого помещения для расчета размера ЕДВ период, за который подлежат учету действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может составлять менее 5 лет до даты обращения с заявлением о предоставлении указанной выплаты.
Положения п. 16 Порядка № 723-ПП о том, что общая площадь отчужденных жилых помещений подлежит вычету при определении размера ЕДВ вне зависимости от срока, прошедшего с момента отчуждения, фактически устанавливают, что действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, подлежат учету без ограничения каким-либо сроком, что противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства, согласно которым продолжительность периода, за который подлежат учету действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, должна быть установлена законом субъекта Российской Федерации, но не может составлять менее 5 лет до даты обращения с заявлением о предоставлении указанной выплаты.
Не установление в п. 16 Порядка № 723-ПП периода, за который подлежат учету действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, ухудшает положение проживающих на территории Свердловской области граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований и претендующих на получение спорной выплаты, по сравнению с федеральным законодательством, поскольку позволяет учитывать площадь отчужденных такими лицами жилых помещений при расчете ЕДВ вне зависимости от времени, прошедшего с момента отчуждения.
При таком положении, поскольку в нарушение положений федерального законодательства продолжительность периода, за который подлежат учету действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, в целях определения норматива общей площади жилого помещения и как следствие – размера ЕДВ на уровне субъекта Российской Федерации (в Свердловской области) не определена, то необходимо исходить из минимально установленной федеральным законодателем продолжительности такого периода – 5 лет.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что отчужденная истцом 27.12.2013 по договору дарения доля в праве собственности в жилом помещении площадью 29,35 кв.м не может учитываться при оценке права истца на получение ЕДВ, поскольку отчуждение произошло более чем за пять лет до даты обращения с заявлением о предоставлении выплаты (03.04.2019), является правильным.
В этой связи доводы жалобы о необоснованной ссылке суда в решении на положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, правового значения не имеют и основанием для отмены обжалуемого решения суда являться не могут, поскольку необходимость ограничения 5-летним сроком до даты обращения с заявлением о предоставлении ЕДВ периода, за который подлежат учету действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, вытекает из приведенных выше норм федерального законодательства, противоречить которому нормы законодательства субъекта Российской Федерации не могут.
При таком положении, поскольку истец с членами семьи в установленном законом порядке были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени состоят на таком учете, обеспеченность истца жильем на семью из 5 человек составляет 58,4 кв.м (отчужденная в декабре 2013 г. доля в праве собственности на жилое помещение учету не подлежит), суд сделал правильный вывод о том, что исходя из норматива 90 кв.м (18 кв.м на человека – п.16 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153) истец имеет право на получение ЕДВ площадью 31,6 кв.м (90 – 58,4).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство всегда руководствуется положениями п. 16 Порядка № 723-ПП, а именно – при расчете размера ЕДВ учитывает все жилые помещения, как находящиеся в собственности, так и отчужденные гражданами, уволенными с военной службы, а также членами их семей, вне зависимости от времени прошедшего с момента отчуждения, а потому истец не может являться исключением, так как это приведет к нарушению фундаментального принципа справедливости, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку необоснованный, в нарушение норм федерального законодательства, учет жилых помещений, отчужденных более чем за 5 лет до даты обращения за предоставлением ЕДВ (в отсутствие иного срока, установленного законом Свердловской области), в отношении иных лиц не может являться основанием для умаления права истца на получение ЕДВ.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 20.02.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Сорокина С.В.