Решение
Именем Российской Федерации
дата адрес
Преображенский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-0306/19 по коллективному административному иску фио, фио, фио, фио фио, фио, Хабибрахманова фио, фио, фио, фио фио, фио, фио, фио, фио к Администрации городского адрес о признании бездействий, выразившихся в невключении многоквартирных домов № 1, 2, 5 первой очереди строительства ЖК «Опалиха» в реестр проблемных объектов на адрес адрес, обязании устранить допущенные нарушения,
Установил:
Административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском к Администрации городского адрес, мотивируя следующим.
На территории адрес в адрес осуществляется строительство ЖК адрес с привлечением денежных средства граждан – участников долевого строительства в порядке, регулируемом Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Застройщиков является наименование организации (ИНН 7724559389, ОГРН 1057748879990). Первая очередь строительства включает в себя строительство трех многоквартирных домов (корпуса 1, 2, 5). Застройщиком была получена вся необходимая исходно-разрешительная и техническая документация: проектная декларация наименование организации; разрешение на строительство № RU 50505102-442 от дата, выданное Администрацией адрес, срок действия до дата; положительное заключение «Мособлэкспертизы» № 50-1-4-0085-14 по объекту: проектная документация без сметы и результаты инженерных изысканий. Согласно представленным проектным декларациям окончание строительства датируется адрес дата Однако участники долевого строительства имеют достаточные основания полагать, что в указанные сроки дома не будут построены по следующим основаниям.
Строительство первой очереди ЖК адрес было начато в дата Активное привлечение денежных средств участников долевого строительства происходило в дата Согласно договорам долевого участия в строительстве по корпусу № 2 срок ввода в эксплуатацию адрес 2017. Застройщик неоднократно безосновательно переносил сроки ввода в эксплуатацию.
На сегодняшний день прослеживаются признаки подготовки застройщиком к контролируемому банкротству: дата Арбитражным судом адрес принят иск наименование организации к застройщику на сумма, разбирательство назначено на дата и не исключено вынесение решения, после чего потребуется 30 дней на вступление решения в законную силу, затем дорога для инициирования будет открыта. дата адрес была проведена проверка в отношении наименование организации при строительстве Комплекса 5-8 этажных жилых домов с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: адрес, по результатам которой были выявлены нарушения, зафиксированные в Акте проверки от дата № 02-13-077700-4-08. наименование организации было выдано предписание № 02-13-0777000-5-04 об их устранении. В результате проверки исполнения предписания установлено, что оно не исполнено. Это послужило основанием для составления Главгосстройнадзором адрес протокола № 2013-077700-6-02 от дата об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда адрес наименование организации было привлечено к административной ответственности. Кроме того, Актом проверки Главного управления государственного строительного надзора № ДС-13-0027-2018 от дата было установлено нецелевое расходование денежных средств в размере сумма, в том числе отсутствует подтверждение расходования денежных средств участников долевого строительства в размере сумма
Таким образом, имеются основания полагать о невозможности достраивания домов в указанный срок. В связи с этим фио обратилась в Администрацию городского адрес с заявлением о признании объекта проблемным. Письмом от дата № 1-6-1/ 6759 Администрация городского адрес отказала в признании объекта проблемным. Административные истцы считают вынесенное решение незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы граждан – участников долевого строительства.
Административные истцы считают, что в соответствии с Законом адрес от дата № 84/2010-ОЗ корпуса трех многоквартирных домов (корпуса 1, 2, 5) ЖК адрес являются проблемными, так как на момент принятия решения об отказе признать их таковыми, дома не были введены в эксплуатацию, а участники долевого строительства не извещены о готовности подписать акт реализации обязательств по договору. В связи с этим административные истцы просят суд:
1. признать незаконным отказ Администрации городского адрес от дата № 1-6-1/ 6759 в признании объектов проблемным.
2. Обязать Администрацию городского адрес и Главу городского адрес принять решение по обращению административных истцов о признании строящихся многоквартирных домов проблемными.
21.05.2019 г. представитель истцов по доверенности фио уточнил требования, с учетом которых административные истцы просят суд:
- признать незаконным бездействие Администрации Красногорского адрес, выразившееся в не включении многоквартирных домов 1, 2, 5 первой очереди строительства ЖК адрес в адрес, в реестр (Перечень) проблемных объектов на адрес адрес;
- обязать Администрацию Красногорского адрес включить многоквартирные дома 1,2,5 первой очереди строительства ЖК адрес в адрес в реестр (Перечень) проблемных объектов на адрес адрес.
- требования о признании незаконным отказа от дата не поддерживает.
Согласно личным заявлениям административные истцы фио и фио дата в порядке ч. 2 ст. 46 КАС РФ от заявленных исковых требований отказались, заявления приобщены к материалам дела.
Административные истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио в суд явились, на исковых требованиях настаивали, просили суд административный иск удовлетворить в полном объеме.
Административные истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио в суд не явились, о дне и времени слушания извещались надлежащим образом, доверили представлять свои интересы фио, Никининой, доверенности в деле
Представители административных истцов по доверенности фио, Никитина, Цвит в суд явились, административный иск с учетом дополнений поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации городского адрес в суд не явился, административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Главного управления государственного строительного надзора адрес в суд не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом, иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц Министерства строительного комплекса адрес, Министерства жилищной политики адрес, наименование организации в суд не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом, иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела Администрацией адрес дата наименование организации было выдано разрешение на строительство № RU 50505102-442 от дата объекта капитального строительства Комплекса 5-8 этажных жилых домов с подземной автостоянкой и встроено-пристроенными нежилыми помещениями на территории малоэтажного и среднеэтажного жилищного строительства в соответствии с проектной документацией, разработанной наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации, наименование организации и рассмотренной фио «Мособлгосэкспертиза» (положительное заключение № 50-1-4-0085-14 от дата). Срок действия разрешения - до дата, продленного Министерством строительного комплекса адрес до дата Предусмотренная Федеральным законом № 214-ФЗ информация о застройщике, проектная декларация, информация о проекте строительства застройщиком на стадии начала строительства изготовлена, опубликована и предъявлена для ознакомления участников долевого строительства, контролирующего органа и надзорного органа.
В период дата дата между административными истцами и наименование организации были заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов первой очереди корпусов 1, 2, 5 по адресу: адрес, со сроком ввода адрес дата. Согласно договорам объект долевого участия строительства застройщик обязуется в предусмотренный договором срок построить многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику долевого строительства. В соответствии с договорами Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект (предмет договора) в течение шести месяцев с момента получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно Проектной декларации наименование организации начало строительства корпуса 1, входящего в состав ЖК «Опалиха» - адрес дата, окончание строительства - адрес дата, изменен на адрес дата, ввод объекта в эксплуатацию – дата, изменен на дата.
Согласно Проектной декларации наименование организации начало строительства корпуса 2, входящего в состав ЖК «Опалиха» - адрес дата, окончание строительства -адрес дата, изменен на адрес дата, ввод объекта в эксплуатацию – дата изменен на дата.
Согласно Проектной декларации наименование организации начало строительства корпуса 5, входящего в состав ЖК «Опалиха» - адрес дата, окончание строительства -адрес дата, изменен на адрес дата, ввод объекта в эксплуатацию – дата изменен на дата.
дата Министерство жилищной политики адрес провело совещание по вопросу процесса реализации проекта по обеспечению прав граждан, вложивших денежные средства в строительство ЖК адрес с участием представителей инициативной группы, в т.ч. фио. Министерство жилищной политики адрес повторно провело совещание дата, по результатам которого наименование организации поручено организовать встречу с участием граждан, ГУ Государственного строительного надзора адрес.
Главным управлением Государственного строительного надзора адрес дата было проведено совещание по вопросу завершения строительства наименование организации ЖК адрес.
Главным управлением Государственного строительного надзора адрес дата также было проведено совещание по вопросу завершения строительства наименование организации ЖК адрес.
Согласно ответу Главного управления Государственного строительного надзора адрес от дата с дата по дата проводилась внеплановая выездная проверка целевого использования денежных средств участников долевого строительства ЖК адрес застройщиком наименование организации.
Главным управлением Государственного строительного надзора адрес в адрес суда по судебному запросу направлены материалы о проведении внеплановой выездной проверки наименование организации в рамках государственного контроля в области долевого строительства. Проверка проводилась с дата по дата
наименование организации представило суду Проектные декларации на дата по корпусам 1, 2 ЖК адрес, согласно которым реализация проекта по корпусу 1 – адрес дата, 60% готовности; по корпусу 2 – адрес дата, 80% готовности.
Определением Арбитражного суда адрес от дата производство по иску наименование организации к наименование организации о взыскании 2453196,84 коп. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решением Арбитражного суда адрес от дата наименование организации привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере сумма Основанием привлечения к административной ответственности послужило неисполнение предписания адрес от дата № 02-13-077700-5-04 об устранении выявленных нарушений при строительстве объекта «Комплекс 5-8 этажных жилых домов с подземной автостоянкой и встроенно-пристроенными нежилыми помещениями».
Главным Управлением Государственного строительного надзора адрес представлены суду по его запросу копии распоряжений о проведении проверок, в том числе плановых и выездных, протоколов об административных правонарушениях, предписаний об устранении выявленных нарушений в отношении наименование организации. Также представлена Справка о результатах проверки документов наименование организации на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере законодательства о долевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости при осуществлении привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для целей строительства жилых домов, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4, 5.
дата в Администрацию городского адрес было направлено коллективное обращение административных истцов по вопросу признания многоквартирных домов проблемными (инициатор фио).
дата в адрес фио был направлен ответ, в котором сообщалось о том, что строительство ведется, что само по себе признание объекта проблемным не влечет за собою принятие органами местного самоуправления каких-либо действий по защите прав и законных интересов дольщиков. Планы завершения строительства объектов, по которым имеются нарушения по срокам передачи жилых помещений дольщикам, разрабатывается и реализуется без принятия решения о признании объекта проблемным.
Спорные правоотношения в области защиты прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения, регулируются:
- Градостроительным кодексом РФ;
- Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральным законом от дата № 218-ФЗ «Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от дата № 218-ФЗ;
- постановлением Правительства Московской от дата №270/9 «Об утверждении положения о Главном управлении государственного строительного надзора адрес», в соответствии с которым Главгосстройнадзор адрес является центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим на территории адрес государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- Законом адрес от дата № 84/2010-ОЗ «О защите прав, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес»;
- Распоряжением Министерства строительного комплекса адрес от дата № 142 «Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган). Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории адрес принят Закон адрес № 84/2010-ОЗ, который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти адрес и органов местного самоуправления муниципальных образований адрес по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории адрес для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
Законом закреплено право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом.
Пункты 3 и 4 ч.1 ст. 4 Закона 84/2010-ОЗ закрепляют не только право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом, но и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по представлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирного дома и иных объектов недвижимости (контролирующий орган). Эти полномочия направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капстроительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ.
Также Законом адрес № 84/2010-ОЗ предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того, Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в т.ч. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции осуществляют исполнительные органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления.
Статья 2 Закона определяет понятие проблемного объекта долевого строительства:
по сведениям органа государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
по сведениям органа государственного строительного надзора зафиксировано отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства многоквартирного дома на шесть и более месяцев;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), более шести месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
К проблемным объектам не относятся:
многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
не завершенные строительством многоквартирные дома, строительство которых осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведены (возводятся) такие объекты;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
не завершенные строительством многоквартирные дома, созданные (создаваемые) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данных домов;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
(п. 2 в ред. Закона адрес от дата N 100/2014-ОЗ)
Статьей 3 Закона (в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
установлен объем защиты прав пострадавших соинвесторов исполнительными органами власти адрес:
1. Центральный исполнительный орган государственной власти адрес, уполномоченный Правительством адрес на защиту прав пострадавших соинвесторов (далее - Уполномоченный орган), в пределах своих полномочий:
1) взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших соинвесторов;
3) утверждает порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования (далее - Перечень);
4) утверждает порядок ведения Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес (далее - Сводный перечень) и ведет Сводный перечень;
5) размещает Сводный перечень, информацию о ходе строительства проблемных объектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) согласовывает органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов;
7) осуществляет контроль за сроками обеспечения прав граждан по проблемным объектам;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Орган государственного строительного надзора - уполномоченный орган исполнительной власти адрес, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
1) в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет Реестр таких граждан;
2) утверждает порядок ведения Реестра проблемных застройщиков и перечень сведений, содержащихся в Реестре проблемных застройщиков, подлежащих размещению в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Персональные данные, содержащиеся в Реестре проблемных застройщиков, размещаются в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) ведет Реестр проблемных застройщиков, в том числе принимает решения о включении в Реестр проблемных застройщиков и об исключении из Реестра проблемных застройщиков в соответствии настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами адрес;
4) размещает сведения, содержащиеся в Реестре проблемных застройщиков, в Реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5) осуществляет контроль за ходом строительно-монтажных работ по проблемным объектам;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок формирования и утверждения планов мероприятий, направленных на завершение строительства проблемных объектов и защиту прав пострадавших соинвесторов, с определением критериев исполнения мероприятий, утверждается Правительством адрес.
Статьей 4 Закона (в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ) установлены пределы защиты прав пострадавших соинвесторов органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом в целях ведения Перечня, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом в целях ведения Перечня и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
5) утратил силу с дата. - Закон адрес от дата N 100/2014-ОЗ;
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка;
(в ред. Закона адрес от дата N 64/2019-ОЗ)
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления имеют право:
1) оптимизировать выданные технические условия на присоединение к инженерным сетям;
2) изменять порядок, условия и сроки внесения арендной платы за предоставленный земельный участок для застройщика, нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) изменять долю органа местного самоуправления по согласованию с юридическим лицом, имеющим обязательства имущественного или неимущественного характера перед этим органом местного самоуправления, не связанные с обязательствами по обеспечению прав пострадавших соинвесторов, с одновременным возложением на это юридическое лицо обязательств по обеспечению прав пострадавших соинвесторов с учетом мнения Уполномоченного органа. Такое юридическое лицо приобретает статус нового застройщика.
В целях реализации полномочия по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ Министерством строительного комплекса адрес принято Распоряжение от дата № 142 «Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес». Распоряжение является нормативным правовым актом, официально опубликовано.
Целями ведения Перечня органами местного самоуправления являются:
Осуществление системного учета сведений о проблемных объектах на территории муниципального образования адрес; проведение разъяснительной и информационной работы с гражданами, инвестировавшими или собирающимися инвестировать денежные средства в строительство многоквартирного дома, об обстоятельствах, послуживших основанием для включения многоквартирного дома в Перечень.
Основанием для включения многоквартирного дома в Перечень является принятое в форме муниципального правового акта решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома проблемным объектом. Для принятия решения необходимо наличие следующих обстоятельств:
- по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного (ст. 52 ч. 5 ГрК РФ);
- по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
- строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренными такими договорами;
- застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Перечень, а также заверенные органом местного самоуправления копии Решения и обращения в правоохранительные органы о проведении проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств, направляются в Министерство не позднее 15 календарных дней с момента признания объекта проблемным.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Заявляя требования о включении корпусов 1. 2, 5 ЖК адрес, административные истцы и их представители исходят из того, что строительство указанных корпусов не ведется, отклонение от предполагаемого графика строительства является критерием для признания объектов проблемными. В такой ситуации они считают обязанностью административного ответчика признать объект проблемным. Бездействие административного ответчика грубо нарушает права и законные интересы участников долевого строительства, поскольку, по мнению истцов, объекты не могут быть достроены за счет средств регионального и федерального бюджетов. ЖК адрес, по их мнению, полностью соответствует критериям для признания объекта проблемным с внесением соответствующих сведений в перечень проблемных объектов.
При этом ссылаются на Справку о результатах проверки документов наименование организации на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере законодательства о долевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости при осуществлении привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для целей строительства жилых домов, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4, 5, представленную в суд Главстройнадзором адрес по запросу суда.
Согласно Справке государственная регистрация юридического лица наименование организации осуществлена дата в ИФНС № 46 по адрес. Генеральным подрядчиком строительства ЖК адрес является наименование организации на основании договора от -1.11.2015 № ТЗ-ОП-04. Строительство домов ведется на основании разрешения на строительство выданного Администрацией адрес от дата № RU 50505102-442, продленного Министерством строительного комплекса адрес до дата По проверяемым объектам заключено ДДУ в количестве 646 на сумму 1928,318 сумма прописью Процент освоения средств по ДДУ составляет 47%, реализовано 34% площадей. Строительно-монтажные работы на корпусах 2,3,4,5 не ведутся, на корпусе 1 ведутся. Средняя строительная готовность объектов составляет 7%.
Представитель административного ответчика Администрации городского адрес не согласен с доводами административных истцов и просит в иске отказать, ссылаясь на следующее.
наименование организации является застройщиком Комплекса 5-8 этажных жилых домов с подземной автостоянкой и встроено-пристроенными нежилыми помещениями на территории малоэтажного и среднеэтажного жилищного строительства, расположенного по адресу: адрес. Разрешение на строительство № RU 50505102-442 от дата получено от Администрации адрес, его действие продлено до дата Строительные работы на объекте ведутся. По условиям договоров участия в долевом строительстве наименование организации взял на себя обязательство передать административным истцам объекты долевого строительства в течение шести месяцев с момента получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома. Из выписки ЕГРЮЛ следует, что процедура конкурсного производства в отношении наименование организации не проводилась. В Администрацию поступало коллективное обращение граждан по вопросу признания объектов проблемными. На обращение был дан ответ, в котором сообщалось о том, что строительные работы на объектах ведутся, срок действия разрешения на строительство продлен до дата За деятельностью застройщика ведется активный контроль со стороны контролирующего органа и органа надзора. Признание объекта проблемным входит в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и не зависит от воли граждан. Ни одно из обстоятельств, указанных в законе, фактически не наступило, поэтому оснований признавать спорные объекты проблемными у Администрации не имеется. Также не может быть применено к административным истцам определение «пострадавший соинвестор», поскольку ни один из них не включен в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Как отмечалось выше для принятия решения о признании объекта капитального строительства проблемным необходимо наличие следующих обстоятельств:
- по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного (ст. 52 ч. 5 ГрК РФ);
- по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
- строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренными такими договорами;
- застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Как видно, ни одно из указанных оснований в отношении спорных объектов не установлено. В представленной Главным управлением Государственного строительного надзора адрес Справке о результатах проверки документов наименование организации на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере законодательства о долевом участии в строительстве многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости при осуществлении привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для целей строительства жилых домов, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4, 5, сведений о приостановлении или прекращении строительства не имеется. Отсутствие работ на спорных объектах не не дают оснований считать, что работы на объектам приостановлены или прекращены. Разрешение на строительство продлено до дата Что касается сроков ввода в эксплуатации корпусов 1,2, 5 ЖК адрес, то согласно представленным проектным декларациям сроки ввода объектов продлены до дата В соответствии с договорами Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект (предмет договора) в течение шести месяцев с момента получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. На день рассмотрения данного административного иска указанные сроки не наступили.
Довод административных истцов о том, что имеются признаки подготовки застройщиком к контролируемому банкротству, основанный на том, что Арбитражным судом адрес принят иск наименование организации к застройщику на сумма не нашли своего подтверждения, так как истец от исковых требований отказался, отказ принят судом, производство по делу прекращено, о чем вынесено определение от дата.
Довод административных истцов о том, что имеют достаточные основания полагать, что в указанные сроки дома не будут построены, основан на судебных постановлениях о привлечении наименование организации к административной ответственности, а также на Актах и Предписаниях Главного управления Государственного строительного надзора адрес. Однако данный довод ничем не подтвержден.
Суд, изучив представленные Главным управлением Государственного строительного надзора суду по его запросу копии распоряжений о проведении проверок, в том числе плановых и выездных, протоколов об административных правонарушениях, актов и предписаний об устранении выявленных нарушений в отношении наименование организации, приходит к выводу о том, что они касаются в большинстве своем непредставления информации в контролирующий или надзорный орган либо неполноты размещенной в ЕИСЖС информации застройщиком. Данные документы не свидетельствуют о том, что спорные объекты капитального строительства не будут построены.
84-2010 пострадавший соинвестор - гражданин, включенный в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, за исключением случаев, когда Федеральным законом N 214-ФЗ предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилого помещения в многоквартирном доме такому гражданину.
Вместе с тем, административными истцами не представлены доказательства, неопровержимо свидетельствующие об обстоятельствах, необходимых для признании корпусов 1, 2, 5 ЖК адрес проблемными объектами. Документы, представленные административным ответчиком, Главным управлением Государственного строительного надзора адрес также не содержат доказательств наличия обстоятельств, необходимых для признания спорных объектов проблемными.
Что касается требования административных истцов обязать Администрацию городского адрес и Главу городского адрес принять решение по обращению административных истцов о признании строящихся многоквартирных домов проблемными, то суд не находит правовых оснований для его удовлетворения.
В соответствии с Федеральным законом от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или нормативным актом. Суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции. Таким образом, оснований для возложения судом на административного ответчика обязанности по принятию соответствующего решения не имеется.
При вынесении решения суд принимает во внимание тот факт, что за деятельностью застройщика ведется активный контроль со стороны контролирующего органа и органа надзора. Об этом свидетельствуют проведение совещаний в Министерстве жилищной политики адрес по вопросу процесса реализации проекта по обеспечению прав граждан, вложивших денежные средства в строительство ЖК адрес с участием представителей инициативной группы, в т.ч. фио, организовывались встречи застройщика с гражданами с участием ГУ Государственного строительного надзора адрес. Главным управлением Государственного строительного надзора адрес также проводились совещания по вопросу завершения строительства наименование организации ЖК адрес.
В судебном заседании представителем административных ответчиков было заявлено о пропуске административными истцами срока исковой давности. Коллективное обращение граждан по вопросу признания объектов проблемными поступило в Администрацию дата Ответ был направлен дата, тогда же административные истцы узнали о нарушении своего права. С этого момента началось течение срока на обращение в суд, административный иск поступил в суд дата срок на обращение в суд административными истцами не пропущен.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск такого срока без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Обязанность доказывания соблюдения срока на обращение в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного иска фио, фио, фио, фио фио, фио, Хабибрахманова фио, фио, фио, фио фио, фио, фио, фио, фио к Администрации городского адрес о признании бездействий, выразившихся в не включении многоквартирных домов № 1, 2, 5 первой очереди строительства ЖК «Опалиха» в реестр проблемных объектов на адрес адрес, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья фио