25RS0007-01-2019-006802-85
Дело № 2-199/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Группа страховых компаний «Югория» к Абдуллаеву А. А. о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» обратилось в суд с иском к Абдуллаеву А.А. о возмещении ущерба в порядке регресса, указав, что 09.07.2018 произошло ДТП, в результате которого были причинены механические повреждения автомашине «Nissan», госномер <данные изъяты>. Виновником ДТП является Абдуллаев А.А., управлявший автомашиной «Nissan Cedric», госномер <данные изъяты>. Автогражданская ответственность Абдуллаева А.А. была застрахована в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» по договору ОСАГО № ХХХ 0025064340. Потерпевшему было выплачено страховое возмещение в размере 78500 рублей. Между тем, Абдуллаев А.А. не направил в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Просит взыскать с Абдуллаева А.А. в в счет возмещения ущерба в порядке регресса 78500 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в размере 2555 рублей.
Определением суда от 11.02.2020 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» на его правопреемника АО «Группа страховых компаний «Югория».
Представитель истца Копелевич А.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. На основание ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя АО «Группа страховых компаний «Югория».
Представитель Абдуллаева А.А. – Барков А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Не оспаривал сам факт ДТП и вину Абдуллаева А.А. в его совершении. Пояснил, что Абдуллаев А.А. подписал извещение и отдал его потерпевшему, так как он не знал, что необходимо было направить его в страховую компанию. Потерпевший предоставил в страховую компанию весь перечень документов, включая извещение о ДТП. Предоставление уведомления потерпевшим не привело к негативным последствиям для истца и не причинило ему убытки, с исковым заявлением истец обратился в суд через год после того, как выплатил страховое возмещение, в связи с чем полагает, что на стороне истца имеется злоупотребление правом.
Выслушав представителя Абдуллаева А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции от 29.12.2017), в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В судебном заседании установлено, что 09.07.2018 в 16-00, в районе 721 км автодороги А-370 «Уссури», произошло ДТП с участием двух транспортных средств: автомашины «Nissan AD», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Чевтаева В.Е., и автомашины «Nissan Cedric», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Абдуллаева А.А. Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Абдуллаева А.А. На момент ДТП автогражданская ответственность Чевтаева В.Е. была застрахована в ЗАО «МАКС», Абдуллаева А.А. – в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз».
В результате ДТП автомашине «Nissan AD», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Чевтаева В.Е., были причинены механические повреждения. Случай был признан страховым, ЗАО «МАКС» выплатило Чевтаеву В.Е., в порядке прямого возмещения убытков, страховое возмещение в размере 78500 рублей.
Расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения потерпевшему были возмещены истцом, что подтверждается платежным поручением от 11.09.2018 № 018105.
03.08.2020 ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО «Группа страховых компаний «Югория».
В обоснование исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что Абдуллаев А.А. не направил экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», что является основанием для предъявления регрессного требования к нему на основании пп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В п. 3.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденном Банком России 19.09.2014 № 431-П (ред. от 16.04.2018) указано, что заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Извещение о дорожно-транспортном происшествии водителя - причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, или представителя страховщика.
Согласно пп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действовавшей до 01.05.2019), к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с абз.3 пп. «а» п. 10 ст. 2 ФЗ от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 4 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как указано в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (ч. 1 ст. 422 ГК РФ).
В Федеральном законе от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не указано, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку спорный договор обязательного страхования гражданской ответственности был заключен до 01.05.2019, в силу действующего на момент возникновения спорных отношений закона, страховщик имеет право регресса к лицу, причинившему вред при управлении транспортным средством, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В судебном заседании установлено, что документы о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 09.07.2018, оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с положениями ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Абдуллаев А.А., являясь лицом, причинившим вред при управлении транспортным средством, экземпляр заполненного им совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии не направил в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз». Представитель Абдуллаева А.А. не оспаривал это обстоятельство в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, основываясь на указанных нормах материального права, имеются основания для удовлетворения исковых требований АО «Группа страховых компаний «Югория».
Так как размер понесенных истцом расходов на выплату страхового возмещения подтвержден платежным поручением от 11.09.2018 № 018105, ответчиком не оспаривался, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Абдуллаева А.А. в пользу АО «Группа страховых компаний «Югория» суммы выплаченного страхового возмещения в размере 78500 рублей.
Доводы ответчика о том, что его экземпляр бланка извещения о ДТП предоставлен в ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» потерпевшим, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данная обязанность по предоставлению бланка извещения своему страховщику лежала на самом Абдуллаеве А.А. в силу закона. Поскольку данная обязанность в установленный законом срок не была им исполнена, к истцу перешло право обратного требования к Абдуллаеву А.А. в размере выплаченного страхового возмещения.
Обращение в суд через год после выплаты страхового возмещения и внесения изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по мнению суда, не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца, поскольку обращение в суд является правом истца, который самостоятельно определяет тот срок, в который его процессуальное право на обращение в суд будет реализовано.
На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины 2555 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования АО «Группа страховых компаний «Югория» удовлетворить.
Взыскать с Абдуллаева А. А. в пользу АО «Группа страховых компаний «Югория» в счет возмещения ущерба в порядке регресса 78500 рублей, а также расходы на уплату государственной пошлины в размере 2555 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Махонина