Дело № 12–353/18 Р Е Ш Е Н И Е
24 декабря 2018 года г. Пермь
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Перми Сорина Е.В.,
с участием защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Мартюшевой Г.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» Мартюшевой ФИО4 на постановление государственного транспортного инспектора УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора № № от дата о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного транспортного инспектора УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от дата юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по делу об административном правонарушении постановлением должностного лица, защитник ОАО «РЖД» Мартюшева Г.В. обратилась в Орджоникидзевский районный суд г.Перми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу в отношении ОАО «РЖД» прекратить. В обоснование данной позиции ссылается на то, что для выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объекта необходимо провести оценку уязвимости объекта. ОАО «РЖД» не может самостоятельно провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Левшино, поскольку не является специализированной организацией в данной области. Вместе с тем, Центральной дирекцией управления движением в 2018 году были заключены договоры на проведение оценки уязвимости объекта с 15 компаниями. Однако, в связи с низким качеством предоставляемых услуг, договоры с компаниями расторгнуты. В настоящее время ОАО «РЖД» повторно организованы конкурсные процедуры. Также выражено не согласие с нарушением № 1, поскольку для станции Левшино изготовлены таблички с наглядной информацией для всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, что подтверждается фотоматериалами и актом начальника станции Левшино от дата. Требования по обеспечению транспортной безопасности в полном объеме невозможно в виду отсутствия финансирования на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Пропускной и внутриобъектовый режим на станции ОТИ «Железнодорожная станция Левшино» организован. ОАО «РЖД» принимаются все необходимые меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности на ОТИ.
Защитник Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Мартюшева Г.В. в полном объеме поддержала доводы жалобы, просила об их удовлетворении.
Представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора и прокурор Пермской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении его рассмотрения от них в суд не поступило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ОАО «РЖД» Мартюшевой Г.В., судья пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий; под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 ст. 4 того же Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ также предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 вышеназванного Федерального закона № 16-ФЗ, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 397, осуществляет полномочия по категорированию указанных объектов, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждению результатов оценки уязвимости.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании присвоенной категории и уровня безопасности, устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изучении материалов административного дела, установлено следующее.
Железнодорожная станция Левшино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
дата объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Левшино включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, размещенный на официальном сайте Росжелдора с присвоением реестрового номера №. Уведомление об установлении категории № №-ис получено ОАО «РЖД» дата. Оценка уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры утверждена Росжелдором дата.
Пермской транспортной прокуратурой по информации УФСБ России по Пермскому краю на основании решения № от дата в период с дата по дата проведена проверка исполнения требований антитеррористического законодательства, законодательства о транспортной безопасности на объекте железнодорожного транспорта «Железнодорожная станция Левшино».
По результатам мероприятия по изучению эффективности мер антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры установлено неисполнение ОАО «Российские железные дороги» требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпунктов 3, 14, 32, 33, 35 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «РЖД» подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, решением о проведении проверки юридического лица № от дата; сведениями о том, что железнодорожная станция Левшино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»; сведениями о том, что объект транспортной инфраструктуры – железнодорожная станция Левшино включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; справкой прокурора Пермской транспортной прокуратуры о результатах проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ «Железнодорожная станция Левшино»; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», в котором приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности, должностным лицом соблюдены, о месте и времени составления протокола общество извещено, его копия для сведения направлена в адрес ОАО «РЖД» почтой, протокол содержит подпись должностного лица, его составившего.
Указанные доказательства оформлены органом прокуратуры в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому они обоснованно приняты должностным лицом и положены в основу обжалуемого постановления.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО «РЖД» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по обеспечению транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Левшино» от актов незаконного вмешательства.
Также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Установив факт неисполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности, должностное лицо правомерно привлекло ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются обязательными для ОАО «РЖД», и их исполнение не ставится законодателем в зависимость от своевременного финансирования общества.
Ссылка заявителя на то, что для выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объекта необходимо провести оценку уязвимости объекта, которая до настоящего времени не проведена в связи с низким качеством услуг, оказываемых специализированными организациями, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава правонарушения и не может служить основанием для освобождения его от ответственности.
Доводу защитника о том, что в действиях юридического лица отсутствует нарушение №, поскольку для станции Левшино изготовлены таблички с наглядной информацией для всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, что подтверждается фотоматериалами и актом начальника станции Левшино от дата, должностным лицом в обжалуемом постановлении дана оценка, приведены мотивы его несостоятельности, с которыми суд соглашается. В связи с указанным, данный довод переоценке не подлежит.
Доводы жалобы о том, что ОАО «РЖД» разработаны образцы пропусков на Железнодорожной станции Левшино, которые до настоящего времени находятся на согласовании надзорных органов, не влечет за собой исключение данного нарушения из обжалуемого постановления, а лишь свидетельствуют о непринятии ОАО «РЖД» своевременных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа.
Административное наказание в виде штрафа должностным лицом назначено в пределах санкции ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, не имеется, оно является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного транспортного инспектора УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора № № от дата о привлечении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Мартюшевой Г.В. - без удовлетворения.
Копию решения направить заинтересованным лицам.
Решение в течение 10 суток со дня вручения или получения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г.Перми.
Судья Е.В. Сорина