Дело №2-341/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре Т.А.Савкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Прионежского муниципального района РК о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было установлено, что на территории ... расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка расположена в 100 ..., напротив земельного участка № между дорогой и ... Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающий на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на положения статей ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», истец просит обязать ответчика ликвидировать указанную салку в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые по обстоятельствам, изложенным в иске. Полагал, что требование о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов основано на законе и представленных доказательствах.
Представитель ответчика по доверенности Дворовикова Ю.Ю. с заявленными требованиями не согласилась, считала, что истцом не доказана вина ответчика в образовании салки, полагала, что обязанность по ликвидации свалка должна быть возложена на администрацию поселения.
Третье лицо администрация Деревянского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 12, статье 13 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) с 01.01.2015 полномочие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
Судом установлено, что хх.хх.хх г. в ходе выездной проверки Карельской межрайонной прокуратурой установлено наличие несанкционированной свалки на территории ... Свалка расположена в ..., напротив земельного участка № между дорогой и .... Обстоятельства наличия несанкционированной свалки, ее местоположения подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и полагает необходимым, исходя из приведенных правовых норм, возложить обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки на ответчика.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную ..., в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2015 года.