к делу № 2- 271/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2019 г. а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего Барчо Р.А., при секретаре судебного заседания Ачмизовой А.Ю., с участием представителя заявителя администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» Калашаова Х.М., действующего на основании доверенности № от 14 января 2019 года, представителя заявителя администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» Гишевой С.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «Хатажукайское сельское поселение» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты – здания мечетей расположенных по следующим адресам:
- <адрес> а. <адрес>
- <адрес>, а. <адрес>.
- <адрес>, а. <адрес>Б.
- <адрес>, а. <адрес>А., мотивируя свои доводы тем, что Администрацией муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» были направлены запросы в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес>, Комитет имущественных отношений муниципального образования «<адрес>», Национальный архив Республики Адыгея, Комитет имущественных отношении Республики Адыгея, Отдел архитектуры и градостроительства муниципального образования «<адрес>», Комитет по архитектуре и градостроительству Республики Адыгея, МТУ Росимущества Республики Адыгея, о предоставлении имеющей информации о собственниках и технических документации на следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес> - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а.<адрес>А. В ответ на запросы в администрацию муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» поступили ответы с указанием об отсутствии, каких либо сведении о выше перечисленных объектах. Также, что все здания мечети в реестрах не значатся. После перечисленных процедур администрация муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, после чего здания мечети были приняты на учет, как бесхозяйные недвижимые имущества. В течение года со дня постановки имущества на учет, никто не заявлял о своих правах на указанные здания мечети. Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения в суд.
Представители заявителя администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» Гишева С.Г. и Калашаов Х.М., в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском Крае и <адрес>, извещенный надлежащим образов о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явился и не известил суд о причинах своей неявки. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судья посчитал необходимым рассмотреть гражданское дела в отсутствие представителя заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском Крае и <адрес>.
Изучив представленные заявителем письменные доказательства в их совокупности, выслушав мнения представителей заявителя администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» Гишевой С.Г. и Калашаова Х.М., дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (ч.2 ст.290 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.2 ст.293 ГПК РФ).
В ч.3 ст.35 Конституции РФ закреплено правило, по которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, п.1 ст.235 ГК РФ исходит из того, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в частности, подлежит право собственности.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают и из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности.
В частности, на основании п.1 ст.17 Закона о регистрации, решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на эту вещь, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав (п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В судебном заседании установлено, что по заявлению администрации муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение», следующие бесхозные объекты: одноэтажное здание мечети площадью 102 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес> одноэтажное здание мечети площадью 164,5 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>А; одноэтажное здание мечети площадью 102 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; одноэтажное здание мечети площадью 136,6 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б; одноэтажное здание мечети площадью 227,2 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, были приняты ДД.ММ.ГГГГ на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея как бесхозяйное недвижимое имущество. В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество. Указанный объект недвижимости не имеет собственника. В соответствии с Уставом МО «Хатажукайское сельское поселение», администрация обладает полномочиями по распоряжению и управлению собственностью муниципального образования.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2019-27512284 следует, что объект недвижимого имущества: одноэтажное здание – мечеть, площадью 102 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>, 25, имеющий кадастровый №, принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель на данный объект недвижимости не установлен (л. д. 25-31).
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ - 001/2019-27512861 следует, что объект недвижимого имущества: одноэтажное здание – мечеть, площадью 164,5 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>А, имеющий кадастровый №, принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель на данный объект недвижимости не установлен (л. д. 32-37).
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ - 001/2019-27513013 следует, что объект недвижимого имущества: одноэтажное здание – мечеть, площадью 136,6 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>Б, имеющий кадастровый №, принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель на данный объект недвижимости не установлен (л. д. 38-44).
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ - 001/2019-27512695 следует, что объект недвижимого имущества: одноэтажное здание – мечеть, площадью 227,2 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>, имеющий кадастровый №, принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель на данный объект недвижимости не установлен (л. д. 45-51).
Согласно выпискам из реестра муниципального имущества МО «<адрес>» №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением Совета народных депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра муниципального имущества Мо «<адрес>»», нежилое здание – мечеть, расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшизов, ул. им. <адрес>; нежилое здание - мечеть, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>А; нежилое здание - Мечеть, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес> нежилое здание - мечеть, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>Б; нежилое здание - мечеть, расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>, в реестре муниципального имущества МО «<адрес>» не состоят.
Из ответа директора Национального архива Республики Адыгея следует, что не имеет на хранении проектно-разрешительную документацию на следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>
- здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А. (л.д. 13)
Согласно ответу заместителя председателя Комитета имущественных отношений Республики Адыгея, следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а<адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А, в реестре государственной собственности Республики Адыгея не значатся. (л.д. 15)
Согласно ответу начальника отдела архитектуры и градостроительства МО «<адрес>», разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, проектные документы или технические паспорта на следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>А, в реестре государственной собственности Республики Адыгея не значатся, в архиве отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «<адрес>» не имеется (л.д. 17).
Из ответа начальника отделения по <адрес> филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отделении отсутствуют инвентарные дела на следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А. (л.д. 19).
Из ответа председателя комитета <адрес> по архитектуре и градостроительству № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Комитете отсутствуют разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, проектные документы на следующие объекты недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А. (л.д. 21).
Из ответа заместителя руководителя МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском Крае и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре Федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о следующих объектах недвижимости: - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а.Пшизов, ул. им. <адрес> здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б; - здание мечети расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А. (л.д. 23-24).
Соответственно, к объектам муниципальной собственности может быть включено бесхозяйное имущество по основаниям, указанным в статье 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные администрацией МО «Хатажукайское сельское поселение» требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение», удовлетворить.
Признать за администрацией муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйное недвижимое имущество: одноэтажное здание - <адрес>ю 102 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. <адрес>, имеющий кадастровый №.
Признать за администрацией муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйное недвижимое имущество: одноэтажное здание - <адрес>ю 164,5 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. Кабехабль, <адрес>А, имеющий кадастровый №.
Признать за администрацией муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйное недвижимое имущество: одноэтажное здание - <адрес>ю 136,6 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. Хатажукай, <адрес>Б, имеющий кадастровый №.
Признать за администрацией муниципального образования «Хатажукайское сельское поселение» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, состоящий на учете как бесхозяйное недвижимое имущество: одноэтажное здание - <адрес>ю 227,2 кв. м., нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>, имеющий кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Р.А. Барчо