Дело № 2-5251/1/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Сидоровой О.А.,
при секретаре Титковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 02 июня 2015 года гражданское дело по иску Комичева В. Ф. к Военному комиссариату Калужской области, Министерству обороны РФ о взыскании расходов на погребение, на изготовление и установку надгробного памятника,
УСТАНОВИЛ:
23 марта 2015 года истец обратился к мировому судье судебного участка № 11 города Калуги с исковым заявлением к Военному комиссариату Калужской области, Министерству обороны РФ о взыскании компенсации оплаты ритуальных услуг, а также расходов на изготовление и установку надгробного памятника, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга ФИО3, которая обладала статусом бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Истцом были понесены расходы на оплату ритуальных услуг в сумме <данные изъяты>, а также на изготовление и установку надгробного памятника в сумме <данные изъяты> Просит взыскать с ответчиков в его пользу расходы на оплату ритуальных услуг, на изготовление и установку надгробного памятника в указанных суммах, а также расходы на уплату государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка № 11 города Калуги от 09 апреля 2015 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Калужский районный суд Калужской области.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представили письменные возражения, указав, что согласно действующему законодательству государственная гарантия в виде компенсации расходов на погребение, а также расходов на изготовление и установку надгробного памятника бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, созданных фашистами в период Второй мировой войны, не входит в перечень мер социальной поддержки для данной категории участников войны.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, которая обладала статусом бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.11).
Истцом были понесены расходы на оплату ритуальных услуг в сумме <данные изъяты>, а также на изготовление и установку надгробного памятника в сумме <данные изъяты> (л.д.13,14)
Истец обратился в Военный комиссариат Калужской области за выплатой компенсации оплаты ритуальных услуг, а также расходов на изготовление надгробного памятника, где ему было отказано в возмещении указанных расходов.
По сведениям предоставленным УПФР в <адрес> пособие на погребение за умершую ФИО3 не выплачивалось.
В соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004, г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, умершей ФИО3, являвшейся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставлялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Как предусмотрено ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Ни нормами вышеприведенного Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., ни Федеральным законом «О ветеранах» не установлено исчерпывающего и ограниченного перечня льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться и на несовершеннолетних узников фашизма.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в частности установлено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством РФ для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на ФИО3 распространяются положения ст.24 ФЗ «О ветеранах» в части возмещения расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны.
Данный вывод подтверждается также п.5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которому погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную служб)" по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2014 N 181, действовавшей на момент оплаты истцом ритуальных услуг, оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 16258 рублей. Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
Нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, установлены указанным выше нормативно - правовым актом в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2014 N 181, действовавшей на момент оплаты истцом расходов на изготовление и установку надгробного памятника, в размере до 22511 рублей.
Доводы представителя ответчика о том, что перечнем мер социальной поддержки, установленным ст. 14 и 15 ФЗ «О ветеранах» не предусмотрена государственная гарантия по оплате расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, суд не принимает как не основанные на законе по вышеприведенным основаниям.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с надлежащего ответчика Военного комиссариата Калужской области в пользу истца расходы истца на оплату ритуальных услуг в сумме <данные изъяты>, а также на изготовление и установку надгробного памятника в сумме <данные изъяты>, а в остальной части иска отказать, поскольку в этой части требования превышают нормы расхода денежных средств, установленные нормативно- правовыми актами, приведенными выше.
Согласно ст.98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований - в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░