РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2016 года г.Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Куликовой М.Ю.,
с участием:
представителей истца администрации Усть-Балейского муниципального образования Бутырской Е.В., Зверевой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3540/2016 по исковому заявлению администрации Усть-Балейского муниципального образования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Балейского муниципального образования обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании права на невостребованную земельную долю, принадлежащую Емельянову В.В., расположенную по адресу: ...., общей площадью ~~~ га, в том числе пашни ~~~ га, пастбища ~~~ га, сенокосы ~~~ га.
Требования мотивированы тем, что ~~~ собственником земельной доли в границах земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и расположенного по адресу: ....
Земельная доля была предоставлена в собственность Емельянова В.В. при реорганизации ТОО «Гороховское» на основании списка собственников земельных долей ТОО «Гороховское» по состоянию на **/**/****., утвержденного Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** №.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а так же сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
С момента получения земельной доли в собственность и до настоящего времени Емельянов В.В. вышеуказанными способами не использовал принадлежащую ему земельную долю, ею не распорядился.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (далее - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Администрацией Усть-Балейского муниципального образования составлен в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства список невостребованных земельных долей, расположенных на территории Усть-Балейского муниципального образования Иркутского района в который включена земельная доля, принадлежащая Емельянову В.В.
В соответствии со ст. 9 Закона Иркутской области от 07.10.2008 N 69-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области», обязательные сообщения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, и/или в печатных средствах массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов поселения по месту нахождения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Список невостребованных земельных долей опубликован в газете «Ангарские огни» от **/**/****г. № и размещен на информационных щитах населенных пунктов Усть-Балейского муниципального образования.
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени наследники земельной доли Емельянова В.В. ли иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в Администрацию Усть-Балейского муниципального образования не обращались, свои возражения не представляли.
С целью утверждения списка невостребованных долей администрацией Усть-Балейского муниципального образования было принято решение о проведении общего собрания дольщиков **/**/****г. О предстоящем собрании собственники долей были извещены путем размещения объявления в газете «Ангарские огни» от **/**/**** № и путем размещения на информационных щитах населенных пунктов Усть-Балейского муниципального образования.
Так как кворума собрания не имелось, собрание признано несостоявшимся, список невостребованных долей был утвержден Постановление И.о. Главы администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/****г. № в соответствии с п.7 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. №101-ФЗ.
Право собственности на спорную земельную долю в установленном законом порядке на Мацкевича С.А. зарегистрировано не было.
Согласно ч. 7 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В силу ч. 8 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Наличие невостребованной земельной доли, принадлежащей Емельянову В.В., нарушает интересы муниципального образования, поскольку влечет уменьшение доходной части бюджета ввиду невозможности распорядиться земельным участком, нерациональное использование земель. Земли сельскохозяйственного назначения не используются, в то время как на территории муниципального образования острый дефицит земель у сельхозтоваропроизводителей.
Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для признания права собственности Усть-Балейского муниципального образования на невостребованную земельную долю Емельянова В.В. в судебном порядке.
В судебном заседании представители истца Бутырская Е.В., Зверева Ю.И. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении; дополнив, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области является надлежащим ответчиком, так как наследников после смерти Емельянова В.В., кто бы принял наслество, не имеется.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явился, просил суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направив отзыв с указанием, что Территориальное Управление имущество в качестве выморочного не принимало, свидетельство о праве на наследство не получало.
Заслушав пояснения представителей истца, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования необходимо удовлетворить.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского Кодекса РФ, которой признание права предусмотрено как способ защиты гражданских прав и осуществляется в исковом производстве.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 12.1 этого же Федерального закона установлено, что список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Согласно пункту 6 статьи 12.1 этого же Федерального закона лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ определено, что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** № при реорганизации ТОО «~~~» в собственность Емельянова В.В. была предоставлена земельная доля по адресу: ...., общей площадью ~~~ га, в том числе пашни ~~~ га, пастбища ~~~ га, сенокосы ~~~ га.
В соответствии с требованиями статьи 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей опубликован в газете «Ангарские огни» от **/**/****г. № и размещен на информационных щитах населенных пунктов Усть-Балейского муниципального образования.
С целью утверждения списка невостребованных долей администрацией Усть-Балейского муниципального образования было принято решение о проведении общего собрания дольщиков **/**/****г. О предстоящем собрании собственники долей были извещены путем размещения объявления в газете «Ангарские огни» от **/**/****. № и путем размещения на информационных щитах населенных пунктов Усть-Балейского муниципального образования.
Так как кворума собрания не имелось, собрание признано несостоявшимся, список невостребованных долей был утвержден Постановление И.о. Главы администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/****г. № в соответствии с п.7 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. №101-ФЗ.
Право собственности на спорную земельную долю в установленном законом порядке на Емельянова В.В. зарегистрировано не было.
Судом установлено, что процедура признания земельных долей в порядке Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованными истцом не нарушена; при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Принятое решение об утверждении списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Данных о том, что от участников долевой собственности (считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в указанный выше список) были представлены в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и ими было заявлено об этом в администрации, что являлось бы основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из обозначенного списка, не имеется.
До настоящего времени наследники умершего, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Согласно статье 1151 Гражданского Кодекса РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Помимо изложенного в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Емельянова В.В. на земельную долю.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
исковые требования администрации Усть-Балейского муниципального образования удовлетворить – признать право собственности администрации Усть-Балейского муниципального образования на невостребованную земельную долю, принадлежащую Емельянову В.В., расположенную по адресу: ...., общей площадью ~~~ га, в том числе пашни ~~~ га, пастбища ~~~ га, сенокосы ~~~ га.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Лозневая