63RS0039-01-2023-003467-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4370/2023 по административному иску МИФНС России № 23 по Самарской области к Корчагину Владимиру Петровичу о взыскании транспортного налога,
установил:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, обязанность по уплате налога в проверяемый налоговый период (2017 год) не исполнил, судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом частичного отказа от требований, просит взыскать с Корчагина В.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 48 766 руб., пени за 2017 год – 721,75 руб.
Представитель МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая, что автомобиль ВАЗ 21099 г/н О912УЕ63 находится в угоне с 2004 года и не является объектом налогообложения. Налоговая льгота, примененная к данному автомобилю, должна быть применена к другому транспортному средству Фиат Дукато. Автомобиль МерседесбенцG500 г/н К006РН63 выбыл из владения ответчика на основании договора купли-продажи от 28.03.2017, в связи с чем налог за 2017 год подлежит перерасчету и должен составить за 3 месяца 11 093 руб.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекс РФ).
Из материалов дела следует, что в проверяемый налоговый период (2017 год) за административным ответчиком были зарегистрированы следующие транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения: ВАЗ 21099 г/н О912УЕ63, Фиат Дукато г/нО598МС116, МерседесбенцG500 г/н К006РН63, что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлено налоговое уведомление №55754267 от 23.08.2018 о суммах транспортного налога за 2017 год с применением налоговой льготы к транспортному средству ВАЗ 21099 г/н О912УЕ63.
В связи с неуплатой налога налоговым органом начислены пени на недоимку и выставлено требование № 2248 от 30.01.2019 об уплате в срок до 26.03.2019 недоимки по налогам и пени.
Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика заказным почтовым отправлением, что подтверждается списком заказных писем, административным ответчиком не исполнено.
Положениями ст. 48 НК РФ (в применимой редакции, действовавшей в период выставления требования) определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 11.07.2019, то есть с соблюдением установленного срока.
16.07.2019 мировым судьей судебного участка № 27 Ленинского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-1288/2019 о взыскании с Корчагина В.П. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в общем размере 50 100, 75 руб.
22.02.2023 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Административное исковое заявление согласно квитанции об отправке посредством портала «Электронное правосудие» подано в суд 27.06.2023.
Таким образом, налоговым органом срок на подачу настоящего административного искового заявления, установленный ст. 48 НК РФ, соблюден.
Наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела, доказательств ее погашения не представлено.
Доводы административного ответчика о том, что автомобиль ВАЗ 21099 г/н О912УЕ63 находится в розыске с 2004 года, до настоящего времени его местонахождение не установлено, подтверждаются справкой следователя отдела по расследованию преступлений на территории Октябрьского района СУ УМВД России от 30.11.2022. Следовательно, в силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ данный автомобиль не является объектом налогообложения. В этой связи административным истцом представлен отказ от иска в части налога за данное транспортное средство в размере 613 руб.
Доводы о том, что налоговая льгота должна быть применена к другому транспортному средству, а именно, Фиат Дукато г/нО598МС11, являются необоснованными.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 г. N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" налогоплательщикам, являющимся пенсионерами, налоговая льгота, равная одной второй ставки, установленной статьей 2 Закона, предоставляется в отношении одного транспортного средства из каждой из перечисленных в норме категорий транспортных средств, в частности на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Автомобиль Фиат Дукато г/нО598МС11 имеет двигатель мощностью 109,0 л.с. (80 кВт), следовательно, налоговая льгота не подлежит применению.
Доводы административного ответчика о необходимости перерасчета транспортного налога в отношении автомобиля МерседесбенцG500 г/н К006РН63, ввиду того, что автомобиль выбыл из владения ответчика на основании договора купли-продажи от 28.03.2017, несостоятелен по следующим основаниям.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 29.09.2011 N 1267-О-О, от 24.12.2012 N 2391-О, от 26.04.2016 N 873-О, от 29.05.2019 N 1441-О).
Таким образом, продажа транспортного средства без снятия с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате налога, поскольку в силу приведенных выше правовых норм признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Пунктом 3 действовавшего в рассматриваемый налоговый период постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливалось, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения; юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, предусматривал возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем (пункт 60.4).
Материалами дела подтверждается, что автомобиль МерседесбенцG500 г/н К006РН63 снят с государственного регистрационного учета только 10.08.2018. Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик был лишен возможности с 28.03.2017 по 10.08.2018 снять автомобиль с регистрационного учета, либо, что им предпринимались к этому какие-либо меры, материалы дела не содержат.
С учетом отказа от иска в части взыскания налога в размере 613 рублей, пени от недоимки по данному налогу также не подлежат взысканию, в связи с чем общий размер пени подлежат уменьшению до 712,80 руб.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование МИФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с административного ответчика налоговой недоимки является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.
Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1684 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области к Корчагину Владимиру Петровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Корчагина Владимира Петровича, <данные изъяты>, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 48 766 рублей, пени за 2017 год в размере 712,80 рублей, а всего 49 478,80 рублей.
Взыскать с Корчагина Владимира Петровича, <данные изъяты>, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 1 684 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2023.