№ 2-684/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 10 июня 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Илюхиной О.Ю. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Кириченко А.А. о признании решения, распоряжения незаконными, возложении обязанности, признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Илюхина О.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа от 24 ноября 2017 года № И-18664 в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером У, признании незаконным распоряжения администрации г. Красноярска № 4939-недв от 21 ноября 2017 года о предоставлении земельного участка Кириченко А.А., признании права собственности Кириченко А.А. на земельный участок отсутствующим, возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Илюхиной О.Ю. Требования мотивировала тем, что она является матерью троих детей, относится к категории многодетных граждан, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений» имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка на территории городского округа. При обращении в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером У, расположенного в Октябрьском районе г. Красноярска, ей было отказано в связи с тем, что при подаче заявления ею не был приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми. Считает отказ незаконным, поскольку при обращении в ДМИЗО администрации г. Красноярска ею был приложен акт МБУ ЦСПСиД «Доверие», подтверждающий факт совместного проживания с детьми. По смыслу ст. 1 Закона Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» МБУ ЦСПСиД «Доверие» входит в состав органов опеки и попечительства. Незаконно отказав Илюхиной О.Ю. в предоставлении земельного участка, ДМИЗО администрации г. Красноярска незаконно предоставил спорный земельный участок Кириченко А.А., который был включен в очередь многодетных граждан на получение земельного участка позже Илюхиной О.Ю.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 февраля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
23 мая 2018 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Кириченко А.А., администрация г. Красноярска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МБУ ЦСПСиД «Доверие».
В судебное заседание истец Илюхина О.Ю. не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, доверила представлять свои интересы своему представителю Голенцовой Е.А., которая в судебном заседании на удовлетворении искового заявления настаивала. Дополнительно пояснила, что в настоящее время какие-либо постройки на спорном земельном участке отсутствуют. Заявителем в ДМИЗО администрации г. Красноярска в подтверждение совместного проживания с детьми был представлен акт МБУ ЦСПСиД «Доверие» в связи с тем, что акт обследования органом опеки и попечительства изготавливается в течение одного месяца с момента обращения в орган опеки и попечительства, поэтому в случае ожидания составления акта органом опеки и попечительства Илюхина О.Ю. пропустила бы срок подачи заявления о предоставлении земельного участка. Илюхина О.Ю. является многодетной матерью, кроме того, воспитывает ребенка-инвалида, является получателем социальной помощи, в связи с чем пользуется услугами МБУ ЦСПСиД «Доверие», оказывающего содействие на основе межведомственного взаимодействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, в том числе, не относящейся к социальным услугам. Дополнительно пояснила, что дочь Илюхиной О.Ю. является инвалидом с детства, имеет заболевание «ДЦП», требует постоянного ухода, в связи с чем раздельное проживание истца с детьми не представляется возможным.
В судебное заседание представитель ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Красноярска не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебном заседании ответчик Кириченко А.А. и его представитель Атрашкевич Н.П. против удовлетворения исковых требований возражали. Атрашкевич Н.П. дополнительно пояснил, что ни акт обследования жилищно-бытовых условий МБУ ЦСПСиД «Доверие» от 19 апреля 2017 года, ни акт обследования жилищно-бытовых условий администрации Ленинского района в г. Красноярске от 19 января 2018 года не являются документами, подтверждающими факт совместного проживания Илюхиной О.Ю. с детьми; кроме того, имеются сомнения в законности включения истца в 2009 году в список многодетных граждан на получение земельного участка.
В судебное заседание представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, МБУ ЦСПСиД «Доверие» не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца Илюхиной О.Ю. – Голенцову Е.А., ответчика Кириченко А.А. и его представителя Атрашкевича Н.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 29.3 указанного Закона в случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в статье 29.7 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 45 дней принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю в случае, если в течение 30 дней со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении этого земельного участка от многодетных граждан не поступили. При поступлении в течение 30 дней иных заявлений о предоставлении земельного участка в течение 45 дней со дня поступления первого заявления принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям определен главой 3.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятия решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, зарегистрированным на территории г. Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р.
Судом установлено, что Илюхина О.Ю. является многодетной матерью, имеет право на бесплатное получение земельного участка, состоит на учете многодетных граждан на получение земельных участков с 18 июня 2009 года. Указанное обстоятельство подтверждается ее заявлением, поданным в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска от 17 июня 2009 года (т. 2 л.д. 123), информационным письмом Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 29 июня 2009 года о внесении заявления Илюхиной О.Ю. в реестр обращений многодетных граждан с присвоением № 2656-д (указанным письмом заявитель также была поставлена в известность о том, что по мере формирования участка Управление уведомит ее о начале подготовки правоустанавливающих документов для предоставления участка) (т. 2 л.д. 122), записью № 403 от 18 июня 2009 года в книге учета многодетных граждан на получение земельных участков с указанием номера заявления № 2656-д (т. 2 л.д. 139, 166). Факт законности включения Илюхиной О.Ю. 18 июня 2009 года в списки многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка, а также наличие у Илюхиной О.Ю. права на получение земельного участка в настоящее время, ДМИЗО администрации г. Красноярска не оспаривается.
Кириченко А.А. также относится к категории многодетных граждан, имеет право на бесплатное получение земельного участка, состоит на учете многодетных граждан на получение земельных участков с 24 декабря 2009 года, что подтверждается его заявлением, поданным в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска от 22 декабря 2009 года (т. 2 л.д. 102), информационным письмом Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 21 января 2010 года о внесении заявления Кириченко А.А. в реестр обращений многодетных граждан с присвоением № 6177-д (указанным письмом заявитель также был поставлен в известность о том, что по мере формирования участка Управление уведомит его о начале подготовки правоустанавливающих документов для предоставления участка) (т. 2 л.д. 101), записью № 595 от 24 декабря 2009 года в книге учета многодетных граждан на получение земельных участков с указанием номера заявления № 6177-д (т. 2 л.д. 139, 153).
В соответствии с Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в отношении земельного участка с кадастровым номером У агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края 03 октября 2017 года размещено информационное сообщение в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям».
09 октября 2017 года Кириченко А.А. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 771 кв.м с кадастровым номером 24:50:0100478:571, для индивидуального жилищного строительства, либо земельного участка с кадастровым номером У (т. 2 л.д. 114). 01 ноября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска направил в адрес Кириченко А.А. информационное письмо, указав, что решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером У будет принято после окончания срока сбора заявлений от многодетных граждан, о результатах рассмотрения он будет уведомлен
(т. 2 л.д. 112 – 113).
27 октября 2017 года Илюхина О.Ю. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 771 кв.м с кадастровым номером У, для индивидуального жилищного строительства, выразив согласие на предоставление земельного участка площадью менее 1000 кв.м (т. 2 л.л. 134). 09 ноября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска направил в адрес Илюхиной О.Ю. письменный ответ на ее обращение, указав, что решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером У будет принято после окончания срока сбора заявлений от многодетных граждан, о результатах рассмотрения она будет уведомлена (т. 2 л.д. 132 – 133).
21 ноября 2017 года администрацией г. Красноярска издано распоряжение № 4939-недв о предоставлении земельного участка Кириченко А.А. (т. 2 л.д. 57).
Право собственности Кириченко А.А. на земельный участок с кадастровым номером У зарегистрировано 07 декабря 2017 года (т. 2 л.д. 54 – 55).
24 ноября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска принято решение об отказе в предоставлении Илюхиной О.Ю. земельного участка. Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлен документ, подтверждающий ее совместное проживание с детьми (т. 2 л.д. 59 – 60).
Рассматривая исковые требования о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность Илюхиной О.Ю. бесплатно земельного участка, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. К заявлению должен быть приложен, в том числе, документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, перечислены в п. 18 Административного регламента, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р. Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Согласно пп. 8 п. 18 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2 настоящего Регламента (граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми) трех и более детей).
В соответствии с п. 16 Административного регламента документом, представление которого необходимо при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, является, в том числе, документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Отказывая Илюхиной О.Ю. в предоставлении земельного участка, муниципальный орган указал на то обстоятельство, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка заявителем не был представлен документ, подтверждающий совместное проживание ее с детьми.
Между тем, из материалов дела следует, что при обращении в ДМИЗО администрации г. Красноярска в качестве совместного проживания с детьми заявителем был предоставлен акт обследования жилищно-бытовых условий от 09 октября 2017 года, составленный муниципальным бюджетным учреждением социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Доверие», из которого следует, что Илюхина О.Ю. зарегистрирована по адресу: Х, однако фактически проживает в квартире Х. Совместно с Илюхиной О.Ю. проживают: А6 (супруг), А7 (мать супруга), А8 (сын), А9 (дочь – ребенок-инвалид), А10 (дочь). Суд полагает, что представленный Илюхиной О.Ю. акт обследования является доказательством совместного проживания заявителя с детьми.
Так, согласно п. 16 Административного регламента документом, представление которого необходимо при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка многодетному гражданину, является, в том числе, документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 22.10.1997 № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют муниципальные органы управления образованием и муниципальные службы семьи, материнства и детства.
МБУ ЦСПСиД «Доверие», составившее акт обследования, является муниципальным бюджетным учреждением, оказывающим социальные услуги. Согласно п. 1.1. Устава МБУ ЦСПСиД «Доверие» – некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по оказанию семьям, детям и отдельным гражданам социальных услуг в целях обеспечения реализации полномочий по социальному обслуживанию населения, а также помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса. Учредителем учреждения является муниципальное образование г. Красноярск. Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является Главное управление социальной защиты населения администрации г. Красноярска (т. 2 л.д. 9 оборотная сторона).
Из п.п. 2.3, 2.4 Устава МБУ ЦСПСиД «Доверие» следует, что учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, а также вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного муниципального задания. Согласно п.п. 2.5, 2.6 Устава основным направлением деятельности учреждения является, в том числе, содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам; учреждение осуществляет социально-бытовые, социально-правовые услуги (т. 2 л.д. 10).
Как следует из ответа МБУ ЦСПСиД «Доверие» от 27 января 2018 года, специалисты учреждения осуществляют обследование жилищно-бытовых условий и составляют акт материально-бытового обследования при письменном обращении гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании. Основанием является ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 600-п. Вид социальных услуг – срочные социальные услуги (услуга № 67). Наименование социальной услуги – содействие в сборе и оформлении или оформление документов для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, определения права на меры социальной поддержки (т. 2 л.д. 198 – 199).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что МБУ ЦСПСиД «Доверие» относится к муниципальной службе семьи, материнства и детства, составление акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, имеющей ребенка-инвалида, не противоречит Уставу МБУ ЦСПСиД «Доверие», исходя из основных направлений деятельности учреждения.
Учитывая положения ст. 1 Закона Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае», в соответствии с которыми муниципальные службы семьи, материнства и детства наделены полномочиями органов опеки и попечительства, суд приходит к выводу о том, что акт обследования, составленный МБУ ЦСПСиД «Доверие», является документом, подтверждающим факт совместного проживание заявителя с детьми, и не противоречащим требованию п. 16 Административного регламента.
Кроме того, при даче Илюхиной О.Ю. промежуточного ответа от 09 ноября 2017 года на ее заявление от 27 октября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска по сути предоставил заявителю информацию о том, что ее заявление принято к рассмотрению, не указав на отсутствие необходимого документа. В случае сообщения Илюхиной О.Ю. о несоответствии акта обследования жилищно-бытовых условий требованиям Административного регламента последняя имела бы реальную возможность предоставить указанный документ.
Факт совместного проживания Илюхиной О.Ю. с детьми подтверждается также составленным впоследствии администрацией Ленинского района г. Красноярска актом обследования жилищно-бытовых условий от 19 января 2018 года, из которого следует, что Илюхина О.Ю. проживает совместно с А6 (супругом), А7 (матерью супруга), А8 (сыном), А9 (дочерью – ребенок-инвалид), А10 (дочерью) по адресу: Х.
Доказательств раздельного проживания Илюхиной О.Ю. с детьми в материалы дела не представлено.
Таким образом, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка Илюхиной О.Ю. является незаконным.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Илюхина О.Ю. состоит на учете многодетных граждан на получение земельных участков с 18 июня 2009 года, то есть поставлена на учет на получение земельного участка ранее Кириченко А.А., учитывая, что согласно ч. 2 ст. 29.3 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» муниципальным органом принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Красноярска преждевременно издала распоряжение № 4939-недв. от 21.11.2017 о предоставлении земельного участка Кириченко А.А., не рассмотрев вопрос об очередности предоставления земельного участка, в связи с чем указанное распоряжение является незаконным.
В связи с признанием незаконным распоряжения администрации г. Красноярска № 4939-недв. от 21.11.2017 о предоставлении земельного участка Кириченко А.А., явившегося основанием для регистрации права собственности на земельный участок, право собственности Кириченко А.А. на земельный участок с кадастровым номером У суд признает отсутствующим.
Между тем, не подлежит удовлетворению требование Илюхиной О.Ю. о возложении обязанности на ДМИЗО администрации г. Красноярска в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно, так как указанное требование заявлено преждевременно.
В качестве восстановительной меры прав истца суд считает необходимым возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Илюхиной О.Ю. № И-18664 от 27 октября 2017 года о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером У для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Илюхиной О.Ю. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, Кириченко А.А. о признании решения, распоряжения незаконными, возложении обязанности, признании права собственности отсутствующим удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 24 ноября 2017 года № И-18664 в предоставлении Илюхиной О.Ю. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером У, для индивидуального жилищного строительства.
Признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 21 ноября 2017 года № 4939-недв о предоставлении Кириченко А.А. земельного участка.
Признать отсутствующим право собственности Кириченко А.А. на земельный участок с кадастровым номером У, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, восточнее земельного участка с кадастровым номером У.
Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Илюхиной О.Ю. № И-18664 от 27 октября 2017 года о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером У для индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении требования о возложении на Департамент муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска обязанности принять решение о предоставлении Илюхиной О.Ю. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером У отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 года.