дело №2-3596/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «28» августа 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре – Петухове С.В.,
с участием прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малининой Ю. В. о признании незаконными действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №6 по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата Калачева В. П.,
У С Т А Н О В И Л:
Малинина Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края пятого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № Калачева В.П.
Требования мотивированы тем, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № Калачев В.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №6. Заявитель также зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №. В поддержку кандидата Калачева В.П. была выпущена листовка, в которой содержится фраза, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и Губернатора края ФИО6 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; Команде Губернатора – народную поддержку! Считает, данный агитационный материал содержит нарушение действующего законодательства, является оскорбительным для других кандидатов, поскольку информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенства кандидатов. Из указанных воззваний, можно сделать однозначный вывод, что речь идет о Президенте РФ ФИО7, который также является членом партии «Единая Россия», лично поддерживает кандидата Калачева В.П. и его избирательную программу, а также, что кандидат Калачев В.П. входит в команду губернатора Красноярского края ФИО6, который также поддерживает кандидата Калачева В.П. Данные обстоятельства представляются маловероятными, однако создает для кандидата преимущества и привилегии по отношении к другим кандидатам со стороны некоторых избирателей. В листовке нет изображения ФИО7 и ФИО6, но однозначно используется их образ и рейтинг, в предвыборной агитации кандидата Калачева В.П., формируя у избирателя устойчивое мнение, что эти лица лично поддерживают последнего. При использовании в листовке образа или упоминание конкретного человека, необходимо наличие его письменного согласия. При агитации запрещено использование материалов, порочащих честь и достоинство других кандидатов и партий. Указанные воззвания являются некорректными и унижающими других кандидатов, поскольку из них следует, что только кандидаты от «Единой России» озабочены развитием страны и Красноярья, остальные же кандидаты не отстаивают не только интересы Емельяновского района, Красноярского края, но и тем более страны. Каждый кандидат должен убеждать избирателя личными качествами, достижениями, примерами, а не использовать качества и достижения других лиц (ФИО7, ФИО6), которые не имеют никакого отношения к кандидату Калачеву В.П., разрешение на использование их образов не получено. При этом избирательная комиссия в силу требований закона должна контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, принимать меры по устранению допущенных нарушений. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, иных правил проведения предвыборной агитации (за исключением злоупотреблением свободой массовой информации) избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение соответствующему участнику избирательного процесса, либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. При этом избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата. Кандидат Калачев В.П. представил листовку ДД.ММ.ГГГГ г., ее распространение началось с ДД.ММ.ГГГГ Однако избирательная комиссия не предпринимает никаких мер к выявлению и запрету к распространению агитационной листовки в поддержку кандидата в депутаты Калачева В.П., которая содержит образы физических лиц ФИО7 и ФИО6 и косвенные одобрения указанных лиц кандидата Калачева В.П., без предоставления в избирательную комиссию согласия указанных лиц на использование их образа и ссылки на них в листовке.
В судебном заседании заявитель Малинина Ю.В., ее представитель Прохорова Я.В. заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что агитационный материал избирательной комиссией проверен не был, соответствуют ли действительности изложенная в ней информация о поддержке кандидата Калачева В.П. указанными в листовке лицами Президентом РФ и Губернатором Красноярского края, о которых прямо не сказано, но это прямо вытекает из агитационных высказываний кандидата. Сделанный Малининой Ю.В. запрос в Администрацию Президента РФ не подтвердил данную информацию. Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., если под видом информации проводится агитация, то такие действия могут образовать объективную сторону составов административных правонарушений.
В судебное заседание Калачев В.П. не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя, представитель по доверенности Спирин А.А., возражал против заявленных требований, поскольку заявитель ошибочно считает агитационный материал информацией, последняя должна быть достоверной, к агитации проверке применимы иные требования законодательства, как то, оплата из избирательного фонда, предоставление реквизитов заказчика и изготовителя агитационной продукции, уведомление избирательной комиссии о выпуске данной продукции, кандидатом данные требования соблюдены, все документально подтверждено.
Представитель избирательной комиссии Муниципального образования Емельяновский район Бордуков А.М. (полномочия проверены) в судебном заседании пояснил, что нарушений со стороны территориальной избирательной комиссии Емельяновского района не было. Оспариваемый заявителем печатный агитационный материал «Листовка кандидата в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Калачева В.П. требованиям статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствует. Выходные данные агитационного материала полные и достаточные. Экземпляр агитационного материала, как и сведения о месте нахождения изготовителя, адресе места жительства заказчика, представлены кандидатом Калачевым В.П. до начала его распространения. Изготовление материала оплачено из средств избирательного фонда кандидата Калачева В.П. Присутствующие на оборотной стороне листовки фотографические изображения лидеров списка партии «Единая Россия» в Емельяновском районе ФИО11, ФИО15, ФИО12 с указанием биографических данных, подтверждены представленными в избирательную комиссию согласиями названных лиц на использование их изображений на листовке. Условия размещения печатного агитационного материала на поверхностях зданий, строений и т.п. заявителем не оспариваются. Соответственно установленные законом повод и основания для обращения избирательной комиссии в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности отсутствуют. Приведенные заявителем основания, касающиеся содержания листовки, правонарушающими не являются. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Требования объективности и достоверности предъявляются действующим законодательством исключительно к информационным материалам (пункт 2 статьи 45 Федерального закона), распространяемым в целях информирования избирателей. Разновидностью информирования предвыборная агитация не является (статья 44 Федерального закона). Безусловно, избирательная комиссия должна была бы прореагировать на агитацию, содержащую призывы к терроризму или разжиганию розни (социальной, расовой, национальной или религиозной). Этого нет. Кандидат самостоятельно определяет содержание своей предвыборной агитации, избирательная комиссия не вправе в это вмешиваться, давать этому оценку на объективность и достоверность, оценивать лозунги кандидата, это не входит в ее компетенцию. Помимо этого ни одно из установленных статьей 56 Федерального закона ограничений в качестве основания для принятия избирательной комиссией требуемых заявителем мер реагирования заявителем не приводится. Суждение заявителя о том, что использование образа физического лица или упоминание о нем требует его письменного согласия, не основаны на законе. Пункт 9 статьи 48 Федерального закона требует письменного согласия физического лица на использование его изображения и его высказываний об избирательном объединении или кандидате. Изображений ФИО7, равно как и ФИО6 в агитационной материале не приводится, равно, как и не приводятся высказывания указанных лиц о кандидате Калачеве В.П.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушений законодательства допущено не было, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Так, в силу ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующих вопросы предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется: а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах; б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано; в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом; д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.
В силу ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающей условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающей ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно ч. 7 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований указанных пунктов 2-6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Как следует из п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (статья 44, пункты 2 и 5 статьи 45, пункты 1 и 5 статьи 50). Учитывая это, судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков. Оценивая действительный характер сообщений о предвыборных мероприятиях, мероприятиях, связанных с референдумом, надлежит выяснять совокупность всех факторов, характеризующих степень распространения и воздействия на избирателей, участников референдума информационного материала или сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с проведением референдума. В частности, следует учитывать вид средства массовой информации, род теле- или радиопрограммы (информационная, информационно-аналитическая, общественно-политическая, авторская и т.п.), форму изложения материала и его характер (нейтральный, позитивный или негативный), уровень информативности, содержание выступления (сообщения) лиц, представляющих избирательное объединение, и лиц, приглашенных на предвыборное мероприятие.
Порядок информационного обеспечения выборов может быть признан нарушенным организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, представителями средств массовой информации в случаях несоблюдения требований законодательства об объективности, достоверности содержания информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, о равенстве кандидатов, избирательных объединений, в том числе при распределении в информационных блоках времени освещения предвыборной деятельности избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума либо в случаях совершения представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, умышленных действий, непосредственно направленных на агитацию, побуждающую голосовать за определенных кандидатов, избирательные объединения или против него, против них (пункт 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Если под видом информирования избирателей, участников референдума представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, либо иными лицами, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в пункте 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, совершались действия, признаваемые в силу пунктов 2 и 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предвыборной агитацией, то такие действия могут образовать объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.5, 5.8, 5.10, 5.11, 5.12 КоАП РФ.
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, в поддержку кандидата Калачева В.П., который решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №6, была выпущена листовка, в которой содержится фраза, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и Губернатора края ФИО6 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; Команде Губернатора – народную поддержку!
Калачев В.П. в соответствии с п. 2, 3, 5 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставлены ДД.ММ.ГГГГ г., до его распространения, экземпляр агитационного материала и обязательные документы – сведения о месте нахождения изготовителя, адресе места жительства заказчика. Согласно выходных данных агитационного материла: «<данные изъяты>», <адрес>, ИНН №, по заказу и оплачено на пропорциональной основе из средств избирательных фондов избирательного объединения «Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» и кандидата в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Калачева В. П.. Тираж <данные изъяты> экз. Дата выпуска 12.08.2015г.», что свидетельствует о полноте и достаточности приведенной информации. Изготовление материала оплачено из средств избирательного фонда кандидата Калачева В.П. адрес ООО «<данные изъяты>», что подтверждается сведениями о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата предоставленными Сбербанком России от ДД.ММ.ГГГГ. и Чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Также одновременно с предоставлением экземпляра агитационного материала в избирательную комиссию были предоставлены согласия от ДД.ММ.ГГГГ использовать свое изображение на листовке, лиц, изображенных на оборотной стороне листовки, где присутствуют фотографические изображения лидеров списка партии «Единая Россия» в Емельяновском районе ФИО11, ФИО16., ФИО13 с указанием биографических данных, что отвечает требованиям, указанным в п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Изображений ФИО7, ФИО6 в агитационной материале не приводится, равно как и не приводятся высказывания указанных лиц о кандидате Калачеве В.П.
Доводы заявителя, что не смотря на то, что в листовках нет изображения ФИО7 и ФИО6, но используется их образ в предвыборной агитации, формирующий у избирателя устойчивое мнение, что эти лица лично поддерживают кандидата Калачева В.П., объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, прямо из представленного избирательного материала не вытекают, и являются личным мнением (домыслами) заявителя-кандидата, оппонента кандидата Калачева В.П. в рамках предвыборной агитации. Не подтверждает позицию заявителя и направленный запрос в Администрацию Президента РФ, ответ на который по существу заявителем не получен, запрос был направлен в Правительство Красноярского края и Прокуратуру Красноярского края (№№ от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Фразы, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и Губернатора края ФИО6 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; а также, что Команде Губернатора – народную поддержку!, являются способом агитации, избранным кандидатом. В существо агитационных лозунгов избирательная комиссия не может вмешиваться, если они не противоречат ограничениям, установленным ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. не содержат призывы к экстремистской деятельности, либо иным способом побуждают к таким деяниям, обосновывают или оправдывают экстремизм, не возбуждают социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, не пропагандируют исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, не осуществляется пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
В этой связи судом не усматривается оснований для реагирования избирательной комиссии на указанный агитационный материл, путем его изъятия, воспрепятствования его распространению, поскольку все предъявляемые законом требования к нему, в части порядка и фонда его оплаты, указания выходных данных, наличия согласия используемых в материале физических лиц и др., были кандидатом в депутаты Калачевым В.П. соблюдены, само содержание агитационного материала также не противоречит требованиям закона.
Доводы заявителя, что данным агитационным материалом, опорочена честь и достоинство других кандидатов и партий, в частности кандидата Малининой Ю.В., что избирательная комиссия должна была данные обстоятельства при поступлении экземпляра агитационного материала, это установить, какими-то объективными данными не подтверждено, судом в ходе судебного заседания не установлено. Из указанных лозунгов данный вывод сделать невозможно. Конкретные кандидаты или партии, которые отстаивают иные интересы, а не социально полезные, в агитационном материале не приведены, выводы, которые делает на основе указанных лозунгов заявитель, в агитационном материале не приведены и судом с необходимостью не усматриваются.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Данная листовка не является информацией и бесспорно относится к агитационным материалам, содержание, формы и методы, которой по общему правилу определяется самим кандидатом, который вправе также привлекать к ее проведению иных лиц (п. 4 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При этом другой кандидат, который не согласен с позицией изложенной в агитационном материале, не лишен возможности выступить с его опровержением, либо выпустить иной агитационный материал раскрывающий свою кандидатуру, избирательное объединение, к которому он принадлежит, в положительном свете, также не противоречит закону и агитационный материал, который показывает иных кандидатов в отрицательном свете, поскольку согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитацией является в том числе и распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Соответственно в данном случае не нарушается принцип равенства кандидатов.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к признанию бездействия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к запрету распространения листовки в поддержку кандидата Калачева В.П., поскольку представленный последним агитационный материал не противоречит требованиям закона, предусмотренных статьи 48, 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №6, т.к. доводы жалобы являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Малининой Ю. В. о признании незаконными действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата Калачева В. П. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2015 г.
Судья: Лукашенок Е.А.