Дело №...
Поступило в суд 18 октября 2021 г.
УИД 54RS0№...-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе
Председательствующего судьи Пыреговой А.С.
при секретаре Валеевой А. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова В. В. к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, СНТ «Скорпион», Министерству Обороны России о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Богданов В.В. обратился в суд с иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, СНТ «Скорпион», Министерству Обороны России о признании права собственности на земельный участок площадью 1 200кв м, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Толмачевский сельсовет, СНТ «Скорпион», участок №....
В обоснование своих требований указал, что он является членом СНТ «Скорпион» и в его пользовании находится вышеуказанный земельный участок.
Указанный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 54:19:030601:1, предоставленного СНТ «Скорпион» постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №....
В соответствии с п. 2.7. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ истец обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в чем ему было отказано.
Истец Богданов А.А. и его представитель Сотникова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили об их удовлетворении.
Ответчик Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, в судебное заседание не направил своего представителя, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик СНТ «Скорпион» в судебное заседание не направил своего представителя, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика- Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О предварительном согласовании и отводе земель предприятиям и организациям и учреждениям для общественных нужд в Новосибирском районе» войсковой части №... отведен земельный участок площадью 5,35 га в постоянное пользование для организации садоводческого товарищества «Скорпион».
Как следует из выписки из протокола общего собрания СНТ «Скорпион», Богданов А.А. принят в члены товарищества ДД.ММ.ГГГГ, ему в пользование предоставлен земельный участок №... площадью 1155кв.м.
Истцом подготовлена схема расположения земельного участка, которая содержит описание его фактических границ по следующим координатам:
Точка | Координата Х | Координата У |
1 | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Наложений границ испрашиваемого земельного участка на границы смежных земельных участков, в том числе, границы СНТ "Скорпион" кадастровым инженером, составившим схему, не выявлено. При возникновении спора, заинтересованные лица вправе оспорить указанные границы спорного земельного участка.
Площадь земельного участка составляет 1200 кв.м.
Земельный участок №... площадью 1200кв.м. образован из земельного участка с кадастровым номером 54:19:030601:1, который и был предоставлен СНТ «Скорпион» в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №....
В соответствии с п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Истец обращался в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, однако им был получен отказ. В качестве причин отказа было указано, что Департамент не обладает правом на распоряжение указанного земельного участка.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В пункте 2 статьи 16 ЗК РФ указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 61-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №...-фз «Об Обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №...-фз «Об обороне» воинские части могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности согласно п. 10 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне».
В свою очередь, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..., к его полномочиям относится принятие решений о реализации высвобождаемого военного недвижимого имущества (за исключением имущества, не подлежащего приватизации, имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций) (п. 5. 23)
Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок, из состава которого образован испрашиваемый земельный участок, был предоставлен войсковой части 75141, входящей в состав Вооруженных сил РФ, тот в силу закона относится к федеральной собственности, правом на его распоряжение обладает Министерство обороны РФ.
Частью 2 ст. 69 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Как подчеркивалось Верховным судом РФ, отсутствие государственной регистрации возникшего в силу закона права федеральной собственности на земельный участок не может служить основанием для отказа в предоставлении такого земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №...-ЭС20-15891).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что земельный участок соответствует требованиям, указанным в ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, суд приходит к выводу об обоснованности требований Богданова В.В., и, как следствие, об их удовлетворении.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №...-фз основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Богданова В. В. удовлетворить.
Признать за Богдановым В. В. право собственности на земельный участок площадью 1 200кв м, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Толмачевский сельсовет, СНТ «Скорпион», участок №..., имеющий следующие характерные точки границ:
Точка | Координата Х | Координата У |
1 | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.С. Пырегова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ