Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-482/2011 ~ М-482/2011 от 09.03.2011

Р Е Ш Е Н И Е № 482

Именем Российской Федерации

24 марта 2011 года город Североморск

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Колосова А.А., при секретаре Храменкове П.В., с участием заявителя Сидорова В.В., представителя ответчика Григораша Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего управления старшего прапорщика Сидорова В. В. об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии управления об исключении из списков нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Сидоров обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит обязать начальника и жилищную комиссию управления восстановить его с семьей из четырех человек в списках военнослужащих управления, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Мурманске.

В судебном заседании Сидоров поддержал свое заявление.

Пояснил, что проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в воинских частях Министерства обороны РФ, а с ДД.ММ.ГГГГ – в пограничных войсках, вошедших в дальнейшем в состав органов ФСБ РФ. ДД.ММ.ГГГГ от администрации предприятия, где он работал до поступления на военную службу, на жену и ребенка в городе Североморске Мурманской области ему была предоставлена однокомнатная служебная квартира, которая была им переведена в разряд муниципальных. В этом же городе у его брата ФИО также имелась однокомнатная муниципальная квартира. ДД.ММ.ГГГГ они с братом произвели обмен указанных квартир на 3-хкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была приватизирована его братом, а ДД.ММ.ГГГГ последний приобрел в городе Североморске двухкомнатную квартиру, где и зарегистрировался со своей семьей. ДД.ММ.ГГГГ у него, Сидорова, родился второй ребенок, который был также зарегистрирован в трехкомнатной квартире, а ДД.ММ.ГГГГ в ней вновь зарегистрировался брат с семьей ввиду намерения распорядиться принадлежащей тому на праве собственности двухкомнатной квартирой по своему усмотрению.

В связи с реорганизацией пограничных войск, как далее пояснил заявитель, ДД.ММ.ГГГГ он подал на имя командира войсковой части , где на тот момент проходил службу, рапорт с просьбой включить его с семьей из четырех человек в списки нуждающихся в получении жилого помещения в городе Мурманске, являющимся местом его службы. К тому же, на тот момент не исключалась возможность его досрочного увольнения. Жилищная комиссия части, располагая сведениями относительно приватизации вышеназванной трехкомнатной квартиры, включила его в указанные списки, в которых он состоял, в том числе, в последующем и при жилищной комиссии управления . Однако, в ДД.ММ.ГГГГ эта же комиссия приняла решение о снятии его с учета нуждающихся в жилье в связи с его обеспеченностью жилым помещением по установленным нормам, что, по мнению, заявителя является неправомерным.

Представитель начальника управления Григораш заявленное Сидоровым требование не признал.

Пояснил, что Сидоров и члены его семьи, несмотря на проживание в городе Североморске в квартире, принадлежащей на праве собственности его брату, сохраняют бессрочное право пользования данным жилым помещением, то есть, обеспечены жильем по установленным нормам, с учетом того, что у брата заявителя имеется в собственности еще другое жилое помещение, которое должно учитываться при определении уровня нуждаемости семьи заявителя в жилье. Это обстоятельство не было учтено жилищной комиссией войсковой части ранее при принятии Сидорова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с этим жилищная комиссия управления по результатам проверки дополнительно затребованных у Сидорова документов выявила наличие несоответствующих действительности сведений, послуживших основанием принятия его на соответствующий учет, и на законных основаниях исключила заявителя из списков нуждающихся в жилье.

В письменных возражениях относительно заявления Сидорова представитель жилищной комиссии управления Губанов также просит отказать в удовлетворении заявления со ссылкой на обеспеченность заявителя жильем для постоянного проживания.

Заслушав объяснения заявителя Сидорова, представителя ответчика Григораша, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено по делу, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до поступления на военную службу по контракту, Сидоров с женой и ребенком проживали в служебной однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, жилой площадью 13,6 кв. м., предоставленной на период трудовых отношений с предприятием, где работал заявитель. ДД.ММ.ГГГГ эта квартира администрацией города, представляющего собой закрытое административно-территориальное образование, была исключена установленным порядком из категории служебных жилых помещений, то есть, приобрела статус муниципального жилья. ДД.ММ.ГГГГ Сидоров был призван на военную службу, которую в дальнейшем проходил на контрактной основе по ДД.ММ.ГГГГ в воинских частях Министерства обороны РФ, а с ДД.ММ.ГГГГ - в Пограничных войсках и органах безопасности. При этом, от этих органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жильем не обеспечивался.

Данные обстоятельства подтверждаются собственными объяснениями заявителя, а также копией справки абонентской службы МУП «Североморскжилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ и справкой управления от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п. «а» ч. 7 действовавших на тот момент Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области, утвержденных решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 17 апреля 1991 года № 92 и президиума облсовпрофа от 29 мая 1991 года № 9-1, Сидоров и члены его семьи, как имеющие обеспеченность жилой площадью на 1 человека менее 7 кв. м, являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В дальнейшем, а именно ДД.ММ.ГГГГ, как это видно из копий справки муниципального автономного учреждения «Паспортно-учетная служба» от ДД.ММ.ГГГГ и обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ , указанная однокомнатная квартира с использованием однокомнатной квартиры, в которой проживал брат заявителя ФИО, была обменяна на муниципальную трехкомнатную квартиру общей площадью 56,2 квадратных метра по адресу: <адрес>, нанимателем которой стал заявитель.

ДД.ММ.ГГГГ, согласно копиям договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан и регистрационного удостоверения , данное жилое помещение в порядке приватизации перешло в собственность брата заявителя.

По этому поводу Сидоров пояснил, что как он, так и члены его семьи выразили согласие на приватизацию в пользу его брата, что согласуется с положением ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 в действовавшей на тот момент редакции, в соответствии с которой граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

ДД.ММ.ГГГГ брат заявителя снялся с регистрационного учета в трехкомнатной квартире, а также приобрел себе двухкомнатную квартиру в городе Североморске общей площадью 45, 5 кв. м, что подтверждается копией договора купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в трехкомнатной квартире по <адрес> был зарегистрирован второй, родившийся у заявителя, ребенок, а с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в этой квартире вновь зарегистрировался его брат с женой и с ребенком.

Согласно копии рапорта Сидорова от ДД.ММ.ГГГГ, с которым последний обратился в адрес командира войсковой части пограничных войск, дислоцированной в городе Мурманске, он просил включить его в списки очередников на получение жилья с составом семьи из четырех человек, включая жену и двух детей.

Эта его просьба была удовлетворена, о чем свидетельствует копия протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного командиром части, о постановке Сидорова с семьей в соответствующую очередь.

В данной очереди он состоял до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, уже и при жилищной комиссии управления ДД.ММ.ГГГГ, также дислоцированного в <адрес>, что подтверждается уведомлением за подписью заместителя начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ДД.ММ.ГГГГ, как это видно из копии паспорта гражданина Российской Федерации, Сидорову исполнилось 45 лет, то есть, он достиг предельного для состава «прапорщики» возраста пребывания на военной службе.

Как пояснил на этот счет в суде заявитель, инициирование вопроса о признании его нуждающимся в жилье было обусловлено желанием получить жилое помещение в городе Мурманске как непосредственно в связи с прохождением военной службы в этом городе, так и ввиду проводимых с 2006 по 2007 годы организационно-штатных мероприятий в связи с включением Пограничных войск в состав ФСБ России и его предполагаемым досрочным увольнением с военной службы. Данные мероприятия завершились в 2007 году, он не был уволен, однако, в том же году, то есть, за три года до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе, у него появилось право состоять на учете в целях обеспечения жильем и по этому основанию. Однако, каких-либо новых рапортов, помимо первоначального, жилищная комиссия от него не требовала, и он состоял в соответствующей очереди на основании данного рапорта до декабря 2010 года.

Последнее обстоятельство подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии управления от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Сидоров с членами его семьи сняты с учета нуждающихся в жилье на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выявлением несоответствующих действительности сведений, послуживших основанием принятия его на соответствующий учет.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Григораш, на получение жилья в городе Мурманске в управлении ведется единая очередь.

Таким образом, суд констатирует, что рассматриваемый вопрос об обеспечении Сидорова жильем в городе Мурманске, поставленный им изначально в связи с прохождением военной службы, в настоящее время по существу связан с его увольнением с военной службы по возрасту и избранием им указанного города в качестве места своего жительства после увольнения.

Порядок реализации военнослужащими права на обеспечение жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее – Федеральный закон) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах предоставляются служебные жилые помещения.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Исходя из этого, для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приведенный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона.

В соответствии с данной нормой вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

Таким образом, не исключается возможность обеспечения военнослужащих жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного ими желания - по избранному ими месту постоянного жительства.

Необходимым условием реализации этого права является сдача военнослужащим ранее предоставленного ему по месту службы от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения.

В рассматриваемом случае позиция руководства и жилищного органа управления применительно к ситуации с Сидоровым, заключается в том, что последний со своей семьей сохраняет право бессрочного проживания с семьей в жилом помещении, расположенном в городе Североморске, что исключают возможность предоставления ему нового жилья.

Вместе с тем, такая позиция в конкретном случае не может быть признана приемлемой.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 52 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками, Сидоров со своей семьей на такой учет в целях обеспечения жилым помещением в городе Мурманске был принят ДД.ММ.ГГГГ и состоял на таком учете до ДД.ММ.ГГГГ. Ни от Министерства обороны РФ, ни от органов ФСБ России, жилым помещением он не обеспечивался, следовательно, не несет обязанности по сдаче какого-либо жилья указанным органам исполнительной власти. Проходит военную службу в городе Мурманске, имеет общую продолжительность военной службы 20 лет и подлежит увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, изъявив желание получить жилье в указанном городе. Жилое помещение в виде однокомнатной квартиры предоставлялось ему органами муниципальной власти в городе Североморске Мурманской области до поступления на военную службу, в этом же городе путем обмена этой квартиры с использованием квартиры своего брата он получил от муниципального образования трехкомнатную квартиру, фактически используемую в настоящее время для проживания двух семей из семи человек.

По делу также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сидоров и члены его семьи дали согласие на передачу данной квартиры в собственность его брата.

В соответствии со ст. 53 Кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой правовой нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях возникают в любых случаях при совершении гражданами умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Именно такие действия и были совершены Сидоровым и членами его семьи (женой и ребенком) ДД.ММ.ГГГГ, заключающиеся в создании условий для изъятия жилого помещения из ведения муниципальных органов и передаче в собственность другого лица. То есть, Сидоров и члены его семьи распорядились своей долей в предоставленном ему муниципальным образованием жилом помещении по своему усмотрению в пользу другого лица.

Однако, с этого момента на день обращения Сидорова с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилье прошло более 13 лет. Изменился после этого и состав его семьи в связи с рождением еще одного ребенка.

Следовательно, препятствий, обусловленных ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, для постановки его в порядке реализации правовых гарантий жилищного обеспечения военнослужащих, предусмотренных ст.ст. 15 и 23 Федерального закона, на учет нуждающихся в жилье не имеется.

Позволяет сделать такой вывод и содержание п. 3.4 Примерных правил решений жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Пограничных войсках Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства безопасности Российской Федерации от 27 июля 1993 года № 285, прямо предусматривающего возможность принятия на учет сотрудников по истечении 5 лет со времени ухудшения ими жилищных условий, что не противоречит действующему жилищному законодательству.

В настоящее время действительно Сидоров сохраняет право проживания в трехкомнатной квартире у своего брата в городе Североморске.

Причем это право, как верно считают ответчики, носит бессрочный характер, поскольку в силу ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29декабря2004года N189-ФЗв момент приватизации данного жилого помещения Сидоров и члены его семьи имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Однако, возможность постоянного проживания Сидорова в жилом помещении у собственника жилья, но в месте, отличном от места прохождения военной службы и не соответствующем его волеизъявлению относительно избранного после увольнения места жительства, которым является город Мурманск, а именно в городе Североморске, представляющем собой к тому же административно-территориальное образование закрытого типа, сама по себе не означает того, что он не вправе претендовать на обеспечение жильем, в том числе, по увольнении и именно там, где проходит военную службу и одновременно планирует проживать после увольнения. Соответственно, это не снимает с управления обязанности по обеспечению его жильем в указанном месте.

На основании изложенного суд признает заявление Сидорова обоснованным и возлагает на начальника и жилищную комиссию управления обязанность устранить допущенное в отношении заявителя нарушение путем восстановления его с семьей в списках нуждающихся в жилом помещении.

Согласно квитанции при обращении в суд с заявлением Сидоровым уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. Поскольку суд удовлетворяет заявление в полном объеме, указанные судебные расходы в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат полному возмещению ему со стороны управления.

Руководствуясь статьями 98, 198 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гарнизонный военный суд

р е ш и л:

Заявление Сидорова В. В. – удовлетворить.

Обязать начальника и жилищную комиссию управления восстановить Сидорова В. В. с семьей из четырех человек в списках военнослужащих управления, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Мурманске.

Взыскать с управления в пользу Сидорова В. В. 200 (двести) руб. в счет возмещения судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.

Копия верна:

Судья Североморского гарнизонного военного суда А.А. Колосов

2-482/2011 ~ М-482/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоров Владимир Владимирович
Ответчики
УФСБ по МО жилком при УФСБ по МО
Суд
Североморский гарнизонный военный суд (Мурманская область)
Дело на сайте суда
sevgvs--mrm.sudrf.ru
09.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2011Передача материалов судье
09.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2011Судебное заседание
24.03.2011Судебное заседание
26.03.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2011Дело оформлено
11.04.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее