РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Мерзляковой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1883/2019 по иску Ефимова В.А. к ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Ефимов В.А. обратился в суд с иском к ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа», указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району г. Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» с заявлением о предоставлении пособий на детей и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Документы на получение детских пособий у него приняли, а в отношении субсидии его обязали предоставить до 15.11.2018 года справку о денежном довольствии ФИО4, являющегося военнослужащим по призыву.
При повторном обращении к ответчику 15 ноября 2018 года пакет документов на получение субсидии у него приняли, но взяли с него расписку о том, что он обязуется донести справку о денежном довольствии ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ он получил от ответчика уведомление и распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №.
Причиной отказа в назначении субсидии явилось предоставление неполного пакета документов, а именно: отсутствие информации о доходах ФИО4 за 6 последних месяцев, предшествующих подаче заявления (отсутствие справки о денежном довольствии военнослужащего по призыву).
Истец с отказом в назначении субсидии не согласен.
ДД.ММ.ГГГГ он предоставил ответчику справку о том, что ФИО4 обучается в университете и стипендия с мая по октябрь 2018 года ему не начислялась.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № начальника 1 УЦ в/ч № рядовой ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы.
Так как при расчете среднедушевого дохода семьи не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, то тогда нет необходимости предоставлять документы с информацией о доходах данного военнослужащего, в том числе за последние шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
Следовательно 30.10.2018 года им был предоставлен полный пакет документов для назначения как детских пособий так и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Кроме того, при принятии решения о выплате субсидии ФИО4 не должен был приниматься во внимание как член его семьи, так как ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ в его квартире не проживает и совместное хозяйство с ним не ведется, а согласно п. 8 (1)б и п. 4 Постановления Правительства № 761 от 14.12.2005 года предусматривается совместное и постоянное проживание членов семьи.
04.12.2018 года он обращался в прокуратуру Автозаводского района г. Тольятти с жалобой. Прокуратурой в адрес руководителя ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства при принятии решений о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
14.12.2018 года он обратился с претензией об устранении нарушений действующего законодательства к ответчику. ДД.ММ.ГГГГ на его счет была перечислена сумма субсидии в размере 6 582,32 руб. Получив данную сумму, он полагал, что его претензия удовлетворена и что субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг будет выплачиваться его семье без справки о денежном довольствии ФИО4 Однако ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ на претензию от 29.12.2018 года №, из которого следует, что субсидия выплачиваться не будет по причине отсутствия вышеназванной справки.
Ввиду вышеизложенного истец просил признать распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № начальника отдела назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району управления по городскому округу Тольятти ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» незаконным и обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 30.10.2018 года.
В судебном заседании истец и его представитель Коротков С.Ю., допущенный к участию в деле на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания, заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Малыхина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований в ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району 15.11.2018 года обратился Ефимов Е.В. по вопросу рассмотрения заявления о предоставлении ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.
В назначении субсидии Ефимову В.А. было отказано по причине предоставления неполного пакета документов (п.8, п. 14 Правил), а адрес заявителя было направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в соответствии с Правилами, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу п.8 Правил граждане должны в целях назначения субсидии представить документы, в том числе, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (п.8).
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512 утвержден исчерпывающий перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, так в пп «ж» п.1 указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предоставление справки о денежном довольствии военнослужащего, являющегося членом семьи заявителя и зарегистрированного по месту жительства в квартире, на оплату которой заявитель просит предоставить субсидию, прямо предусмотрено действующим законодательством.
Ефимовым В.А. справка о денежном довольствии сына заявителя- ФИО4, проходящего военную службу по призыву, не предоставлена.
При указанных обстоятельствах, ответчик полагает, что решение об отказе в выплате субсидии является законным и обоснованным и просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился. Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Третьим лицом представлен письменный отзыв на иск из которого следует, что министерство возражает против удовлетворения иска по основаниям схожим с доводами, изложенными ответчиком.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» по г.о. Тольятти в отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району 15.11.2018 года обратился Ефимов Е.В. по вопросу рассмотрения заявления о предоставлении ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.
В назначении субсидии Ефимову В.А. было отказано по причине предоставления неполного пакета документов (п.8, п. 14 Правил), а адрес заявителя было направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что основанием к отказу в назначении субсидии послужило непредоставление Ефимовым В.А. справки о денежном довольствии члена семьи- ФИО4, проходящего военную службу по призыву. Факт прохождения ФИО4 военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № начальника 1 Учебного центра в/ч №.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Аналогичные положения закреплены в п.п. 2,3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.
В п.4 указанных Правил указывается, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Согласно п.5 Правил в случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
Подпунктом «д» п. 8 Правил определено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:
документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Подпунктом «ж» п.1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства от 20.08.2003 года № 512, установлено, что При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что при определении права гражданина на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и определении размера такой субсидии не должны приниматься во внимание лица, проходящие военную службу по призыву, фактически в момент прохождения службы, не проживающие в жилом помещении лица, обратившегося за получением субсидии, не должны учитываться доходы указанных лиц, а следовательно не могут истребоваться справки о денежной довольствии таких военнослужащих. Сведения о денежном довольствии военнослужащих и документы, подтверждающие размер такого довольствия, истребуются только в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, продолжающих проживать в жилых помещениях на оплату за которые испрашивается субсидия или в отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Материалами дела подтверждено, что ФИО8 проходит военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч №, расположенной в Свердловской области, т.е. не проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а следовательно не является членом семьи Ефимова В.А. по смыслу ст. 31 Жилищного кодекса РФ, с вязи с чем его доходы не должны учитываться при определении права на субсидию.
Вышеизложенные доводы ответчика и третьего лица, возражавших против удовлетворения иска, основаны на неправильном толковании нора материального права и по этой причине отклоняются судом.
С учетом изложенного, суд полагает установленным, что при обращении за назначением субсидии 15.11.2018 года истцом были представлены все необходимые документы для ее назначения, ввиду чего требование истца о признании незаконным отказа в назначении субсидии и возложении на ответчика обязанности назначить ему субсидию, являются обоснованными подлежат удовлетворению. Доводы истца о том, что он обратился с заявлением на получение субсидии 30.10.2018 года опровергаются материалами дела, из которых явствует, что с заявлением о назначении субсидии истец обратился к ответчику 15.11.2018 года, а 30.10.2018 года им было подано заявление на получение областной социальной помощи и пособий на детей. При этом, при определении даты с которой истцу следует назначить субсидию, указанные обстоятельства не играют роли, поскольку в любом случае субсидия истцу может быть назначена с 01 ноября 2018 года в силу п. 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ефимова В.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» (отдел назначения адресной социальной помощи по Автозаводскому району).
Обязать ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» предоставить Ефимову В.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» в пользу Ефимова В.А. 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 апреля 2019 года.
Председательствующий: