Дело №2-205/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2014 г.
Чусовской городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.
при секретаре Бастраковой Л.М.
с участием представителя истца Ахматова И.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края о возложении обязанности принять в собственность и включить в реестр имущества государственной собственности Пермского края скотомогильники, расположенные на территории Чусовского муниципального района Пермского края, возложении обязанности обустроить скотомогильники в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм,
у с т а н о в и л:
.... в суд обратился Чусовской городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Пермскому краю в лице исполнительного органа - Правительства Пермского края о возложении обязанности принять в собственность и включить в реестр имущества государственной собственности Пермского края скотомогильники, расположенные в ... и ..., в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить указанные скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469.
В судебном заседании представитель истца Ахматов И.Т. настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Из искового заявления следует, что в ходе проведенной Чусовской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором ... Е проверки исполнения законодательства в сфере охраны скотомогильников, биотермических ям установлено, что на территории ... сельского поселения Пермского края имеется скотомогильник, расположенный в ..., на территории ... сельского поселения Пермского края находится скотомогильник, расположенный в .... Оба скотомогильника бесхозяйные. На скотомогильниках выявлены многочисленные нарушения. Так на скотомогильнике в ... отсутствует глухой забор, отсутствует траншея по периметру, нет двухслойного перекрытия, нет крышки с замком, нет навеса. На скотомогильнике в ... отсутствует глухой забор, расположен объект на болотистой местности, отсутствует траншея по периметру, нет двухслойного перекрытия, нет крышки с замком, нет навеса.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что эксплуатация скотомогильников производилась с грубым нарушением требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Допущенные нарушения могут повлечь загрязнение окружающей среды, заражение человека и животных спорами сибирской язвы и явиться причиной человеческих жертв, ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей. Строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с действующим законодательством возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена, администрациям ... сельских поселений в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные полномочия по оборудованию скотомогильника не передавались. В совокупности положения подпункта «в» и «г» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 1 статьи 23 Устава Пермского края, статей 11 и 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», статьи 3, 6, 12 и 14 Закона Пермского края от 14.12.2007 г. № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» свидетельствуют о том, что Правительство Пермского края является государственным органом на территории Пермского края уполномоченным на решение вопросов, связанных с содержанием скотомогильников. Наличие существенных нарушений, выявленных проведенной проверкой, свидетельствует о непринятии мер со стороны Правительства Пермского края при решении вопросов, связанных с содержанием скотомогильников. Фактически скотомогильники являются бесхозяйными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Пермского края. Существование на территории района скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильников в соответствие с действующими санитарными правилами лишает граждан права на благоприятную среду, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Истец полагает, что именно Правительство Пермского края, как орган государственной власти, уполномоченный на решение вопросов, связанных с содержанием скотомогильников, обязан обратить скотомогильники в собственность и принять действенные меры по его содержанию.
Ответчик Правительство Пермского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на исковое заявление указывают следующее. Вывод прокурора на отнесение к компетенции Правительства Пермского края вопросов организации и содержания мест захоронения животных (скотомогильников и биотермических ям) в рамках осуществления полномочий по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по предупреждению и ликвидации болезней, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, не оспаривают. В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов по организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ в целях осуществления полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта РФ, установленный пунктом 2 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ, не содержит императивного предписания обязанности субъекта РФ обращать и (или) иметь в собственности имущество, необходимое для проведения указанных выше мероприятий, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
По имеющейся в ... информации, скотомогильник, расположенный в ..., возможно ранее принадлежал совхозу «...» (в настоящее время совхоз прекратил своё существование). Лица, ответственные за состояние скотомогильника отсутствуют. Сведения о собственнике скотомогильника, расположенного в ..., отсутствуют, фактически данный скотомогильник является самовольным местом захоронения биологических отходов, не соответствующим ветеринарным требованиям и параметрам.
Доказательства, свидетельствующие об отводе земельного участка и проведении мероприятий по организации скотомогильника в установленном порядке, Чусовским городским прокурором не представлены, в связи с чем спорные объекты относительно установленных правил, регулирующих размещение и строительство скотомогильников, могут быть и стихийным захоронением трупов павших животных.
Иного способа, кроме как с помощью заявления органа местного самоуправления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вовлечения бесхозяйных недвижимых вещей в гражданский оборот, законом не предусмотрено. Ответчик ссылается в этой части на положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580.
Пермский край как субъект РФ не является собственником участка, на котором расположен скотомогильник, следовательно, данный скотомогильник не может быть обращен в государственную собственность Пермского края в порядке статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
В рамках осуществления полномочий по организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, Правительством Пермского края утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае», в состав которой входит подпрограмма 6 «Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Пермского края». В Подпрограмме запланированы денежные средства на приобретение мобильных и стационарных крематоров, обеспечивающих уничтожение биологических отходов в соответствии с требованиями Международного эпизоотического бюро, проведение кадастровых работ по формированию земельных участков в целях оформления прав собственности Пермского края на бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы), а также на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).
Для принятия решения о включении скотомогильника в реестр государственной собственности Пермского края и принятия в государственную краевую собственность необходимо издание правового акта Правительства Пермского края, что требует значительных временных затрат на оформление технической и иной документации.
В удовлетворении требований о возложении обязанности принять в собственность и включить в реестр имущества государственной собственности Пермского края скотомогильников просят отказать.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.
Из представленных в дело материалов следует, что на территории ... - расположены скотомогильники.
По данным ... в материалах технической инвентаризации указанные объекты на учете не числятся (л.д. 13), права на данные объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (данные ... г., л.д. 21, 22).
По сведениям администрации ... сельского поселения (л.д. 10), скотомогильник в ... бесхозяйный, расположен на землях сельхозназначения, принадлежащих ООО «...», устроен самовольно, в настоящее время не действующий. По сведениям администрации ... сельского поселения (л.д. 11), скотомогильник на территории ... сельского поселения собственников не имеет и не используется более 15 лет.
ООО «...» сообщает, что скотомогильник и земельный участок (в ...) как объекты не зарегистрированы и на балансе предприятия не состоят, захоронения биологических и боенских отходов на территории скотомогильника Общество не осуществляет (л.д. 14). Отрицают принадлежность на праве собственности скотомогильника на территории ... сельского поселения и его использование МУП «...» (л.д. 15). По сведениям МУП «...» скотомогильник принадлежал бывшему сельскохозяйственному предприятию совхоз «...».
В соответствии со статьей 72 (пункт «з» части 1) Конституции Российской Федерации осуществление мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ответчиком не оспаривается то, что вопросы организации и содержания мест захоронения животных (скотомогильников и биотермических ям) в рамках осуществления полномочий по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по предупреждению и ликвидации болезней, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относятся к компетенции Правительства Пермского края.
Данное положение закреплено в подпункте 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Разрешая исковые требования в части возложения на ответчика обязанности принять спорные объекты в собственность, суд исходит из того, что скотомогильники в соответствии с действующим законодательством в муниципальную собственность переданы быть не могут, сведений о нахождении таковых в федеральной собственности нет. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В связи с тем, что скотомогильники не могут быть переданы в собственность муниципального образования (этот вывод следует из положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по обращению с заявлением в Федеральную регистрационную службу о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника, поэтому доводы ответчика о невозможности иным способом вовлечь в гражданский оборот спорное недвижимое имущество во внимание не принимаются. В силу пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, на местную администрацию, руководителей организаций ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами, может быть возложена, если объекты находятся соответственно в ведении администрации и организации. В данном случае скотомогильники в введении органов местного самоуправления, организаций, не находятся.
Отсутствие в гражданском законодательстве нормы, предусматривающей основания возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное имущество, на что указывает ответчик, ссылаясь на положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В рамках настоящего дела суд приходит к выводу, что скотомогильники относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Пермскому краю, следовательно, на ответчика надлежит возложить обязанность принять спорные объекты в собственность, и как следствие включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Разрешая требования прокурора в части возложения на Правительство Пермского края обязанности обустроить скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, суд приходит к следующему.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны скотомогильников, биотермических ям, проведенной прокуратурой г. Чусового совместно с государственным инспектором ..., (л.д. 8, 9 справки), установлено, что скотомогильники не соответствуют требованиям указанных выше Ветеринарно-санитарных правил. Нарушения выявлены в вопросах размещения, оборудования, огораживания, обозначения территории. Кроме того, скотомогильник на территории ... сельского поселения обозначен в ходе проверки как не действующий.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» указано, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Истцом не указано, какие конкретно действия надлежит осуществить собственнику имущества в целях обустройства его в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, суд на своё усмотрение комплекс мероприятий определять не вправе.
Поскольку суд определил настоящим решением собственника бесхозяйных скотомогильников, у Правительства Пермского края возникает законная обязанность по принятию решений относительно приведения указанных объектов в надлежащее состояние, их содержания с точки зрения экономического обоснования, технически допустимого требования безопасности и т.п., в том числе с учетом расположения, технических характеристик объектов, наличия необходимости в их использовании.
На основании изложенного суд возлагает на ответчика обязанность обустроить скотомогильники в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, чем будет достигнута необходимость приведения спорных объектов в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние.
Согласно требованиям части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд определяет срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд принимает во внимание доводы ответчика о необходимости издания правового акта Правительства Пермского края для принятия решения о включении скотомогильника в реестр государственной собственности и принятия в собственность, решения вопроса относительно мероприятий по приведению скотомогильников в соответствии с действующими Правилам, что безусловно требует определенных временных затрат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Обязать Правительство Пермского края принять в государственную собственность и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края скотомогильник, расположенный в ... и скотомогильник, ....
Обязать Правительство Пермского края обустроить скотомогильник, ... и скотомогильник, ... в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469.
Установить срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.
Судья: Е.А. Шакирзянова