Дело №12-55/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Красноуральск 20 июля 2016 года
Судья Красноуральского городского суда Свердловской области ФИО4,
при секретаре ФИО1,
с участием:
защитника ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по жалобе ООО «Агрофирма «Северная» на постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 16.12.2015 № об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3 вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 16.12.2015 №, которым ООО «Агрофирма «Северная» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе внеплановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу предприятия ООО «Агрофирма «Северная», по адресу: <адрес>, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства.
На момент проведения внеплановой выездной проверки на ООО «Агрофирма «Северная» материалов инвентаризации отходов, в том числе помет куриный перепревший IV класса опасности, код по №, помет куриный свежий III класса опасности, код по ФККО №, предприятие не представило.
В ходе проверки не представлен также проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На ООО «Агрофирма «Северная» не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Тем самым, ООО «Агрофирма «Северная» нарушило требования ст.11, пп. 1,2 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно государственного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год, на производственной площадке, по адресу: <адрес>, предприятием ООО «Агрофирма «Северная» образовано всего 4 751,754 тонн отходов, в том числе: помет куриный свежий III класса опасности, код по ФККО №, в объеме 1 486,330 тонн, помет куриный перепревший IV класса опасности, код по ФККО №.
Для подтверждения класса опасности на вышеуказанные отходы предприятием ООО «Агрофирма «Северная» на портал паспортизации Росприроднадзора были направлены заявки для подтверждения отнесения отходов к конкретным классам опасности. Однако, при подачке документов на них отсутствовала электронная подпись, свидетельствующая об их подлинности.
В связи с этим, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не представлялось возможным принять данную заявку.
Следовательно, на вышеуказанные отходы документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не представлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Учитывая, что паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, паспорта на отходы также не были составлены.
Тем самым, ООО «Агрофирма «Северная» нарушило требования пп. 2 и 3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства Российской Федерации от16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».
Таким образом, ООО «Агрофирма «Северная» совершено административное правонарушение предусмотренное ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своей жалобе представитель ООО «Агрофирма «Северная» в связи с тяжелым материальным положением предприятия, просит постановление по делу изменить, снизив размер наказания до 50 000 рублей.
В судебном заседании защитник ФИО2 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. Также представила суду документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверки нарушений.
Несмотря на своевременные извещения, старший государственный инспектор Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила жалобу рассмотреть без ее участия.
Заслушав защитника и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъектами данного правонарушения являются, в том числе юридические лица.
В силу ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" установлено, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно пп. 1 и 2 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Статьей 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Факт совершения ООО «Агрофирма «Северная» указанного правонарушения подтверждается: приказом о проведении внеплановой, выездной проверки от 02.11.2015 №, актом проверки от 20.11.2015 №, протоколом об административном правонарушении от 30.11.2015 №, актом отбора проб отходов от 12.11.2015 №.
Проанализировав в совокупности все доказательства, старший государственный инспектор Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3 обоснованно пришла к выводу о виновности ООО «Агрофирма «Северная» в нарушении федерального природоохранного законодательства.
Доказательств, опровергающих указанные выше выводы не имеется.
Таким образом, действия ООО «Агрофирма «Северная» правильно квалифицированы по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, с учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «Агрофирма «Северная» (подтвержденного представленными копиями определений арбитражного суда, справками организаций и банков), принимая во внимание то, что выявленные нарушения предприятием устранены, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение ООО «Агрофирма «Северная» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, размер административного штрафа для ООО «Агрофирма «Северная» не может составить менее 50 000 рублей.
В связи с чем, суд считает необходимым изменить постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3, снизив размер штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 ░░ 16.12.2015 № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░4