Дело №2-828/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Покровск 26 декабря 2013 года
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего - судьи Фёдоровой Г.А.,
при секретаре Афанасьевой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Миронова И.Д.,
заявителя – представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по РС (Я) по доверенности Репина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Федерального казённого учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы осужденного Гаврильева С.М.,
у с т а н о в и л :
Администрация Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) обратилась в Хангаласский районный суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на восемь лет в отношении освобождаемого из мест лишения свободы осуждённого Гаврильева С.М. с установлением ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица в определенное время суток после 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня.; запрета выезда за пределы территории Республики Саха ( Якутия) без уведомления органа внутренних дел.
Необходимость установления административного надзора заявитель обосновал тем, что Гаврильев С.М. отбывает наказание за тяжкое преступление, совершенное при опасном рецидиве, освобождается по отбытии срока наказания 02 февраля 2014 года.
В судебном заседании представитель заявителя Репин А.Е. полностью поддержал требования администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по РС(Я), ссылаясь на изложенные в нём доводы.
Заинтересованное лицо Гаврильев С.М. в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по РС(Я). Судом в его адрес было направлено извещение по месту отбывания наказания с разъяснением его прав и обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2013 года № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», лицо отбывающее наказание в исправительном учреждении, на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ и части 2 статьи 77-1 УИК РФ может быть переведено только в следственный изолятор для участия в судебном заседании по делу об административном надзоре с использованием видеоконференц-связи.
Поскольку этапирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, по гражданским делам законом не предусмотрено, а также в связи с отсутствием в Хангаласском районном суде РС(Я) технической возможности осуществления видеоконференцсвязи, следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
Руководствуясь данным разъяснением, судом принято решение о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица Гаврильева С.М.
Старший помощник прокурора Миронов И.Д. полагал заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России в РС(Я)подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях предупреждения совершения определённой категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуально профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 г. был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (ст. 2 Закона).
Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного закона, административный надзор в обязательном порядке вводится в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступления, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из представленных материалов, Гаврильев С.М. осужден по приговору <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из приговора следует, что в действиях Гаврильева С.М. на основании п. «б» ч.2 ст. 18 УК РФ установлен опасный рецидив преступлений.
Из представленной суду характеристики и справки о поощрениях и взысканиях следует, что за время отбывания наказания осуждённый Гаврильев С.М. зарекомендовал посредственно, поощрений и взысканий не имеет, к труду относится удовлетворительно, в общественной жизни отряда и колонии участия не принимает, мероприятия воспитательного характера посещает по принуждению, относится к ним удовлетворительно.
Оснований подвергать сомнению достоверность представленных сведений о поведении осуждённого Гаврильева С. М. в местах лишения свободы у суда не имеется.
Таким образом, судом на основании представленных суду документов установлено, что Гаврильев С.М. подпадает под категорию лиц, в отношении которых закон предусматривает установление административного надзора (часть 2 статьи 3 Федерального закона №64-ФЗ от 6 апреля 2011 г.), поскольку он, имея непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. Согласно положениям части 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Суд, учитывая личность осужденного Гаврильева С.М. общественную опасность совершенного им преступления, поведение осужденного в период отбывания наказания, а также, принимая во внимание тот факт, что осужденный Гаврильев С.М. освобождается из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, приходит к выводу о необходимости более строгого контроля за поведением Гаврильева С.М. после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая категорию совершенного Гаврильевым С.М. преступления, а также обстоятельства и время их совершения, суд признаёт требования заявителя об установлении осужденному запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания после 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут также обоснованными.
Обоснованны и требования заявителя о возложении на Гаврильева С.М. обязанности два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку установление данного ограничения является обязательным в силу закона. При этом, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления и данные, характеризующие Гаврильева С.М. суд не находит оснований для уменьшения количества явок в орган внутренних дел.
В связи с необходимостью строгого контроля за поведением Гаврильева С.М. суд признаёт обоснованным требование заявителя об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета без предварительного разрешения органа внутренних дел на выезд за пределы Республики Саха ( Якутия).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, в отношении лиц, указанных в части 2 ст. 3 данного закона административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Федеральным законом от 23 июля 2013 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации» увеличены сроки погашения судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления соответственно до 8 и 10 лет.
Однако внесенные в Уголовный кодекс изменения ухудшают положение осужденного Гаврильева С.М., в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ обратной силы не имеют.
Поскольку преступление Гаврильевым С.М. совершено до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 № 218-ФЗ, увеличивающего срок погашения судимости, предусмотренный п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, учитывая положения ст. 10 УК РФ, не допускающей возможность применения обратной силы уголовного закона, ухудшающего положение лица, административный надзор в отношении Гаврильева С.М. должен быть установлен на срок погашения судимости в ранее действовавшей редакции пункта « г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, а именно на шесть лет с момента отбытия наказания.
Таким образом, в целях для предупреждения совершения осуждённым Гаврильевым С.М. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты общественных и государственных интересов, предъявленные заявителем требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ст. 261.8 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Федерального казённого учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы осуждённого Гаврильева С.М. – удовлетворить.
Установить в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Гаврильева С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с<данные изъяты> административный надзор сроком на 6 (Шесть) лет со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На весь срок административного надзора установить Гаврильеву С.М. административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 (Два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
- запрета без предварительного разрешения органа внутренних дел выезда за пределы Республики Саха (Якутия).
Разъяснить, что в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица, либо его представителя с учётом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья : Г.А. Фёдорова