РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Гриценко Н.Н. Дело № 33а-4480/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е22 августа 2019 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Струковой А.А.
судей Ткач Е.И., Шубина Д.В.
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
при секретаре Мазяр К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Душкиной А.Н. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 12 августа 2019 года, которым в административном иске Душкиной А.Н. об оспаривании решения Ладушкинской ТИК от 1 августа 2019 года № 22/118-5 о регистрации Очнева В.В. кандидатом в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 6 – отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя Душкиной А.Н. – Кравченко В.П., поддержавшего жалобу, возражения Очнева В.В. и представителя Ладушкинской ТИК – Вороновича В.В., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Ладушкинской ТИК от 17 июня 2019 года № 27/85-5 назначены дополнительные выборы депутатов окружного совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатным избирательным округам №№ 2, 6, 8 на 8 сентября 2019 года.
Решением Ладушкинской ТИК от 1 августа 2019 года № 22/118-5 зарегистрирован Очнев В.В. кандидатом в депутаты окружного совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 6.
Душкина А.Н., являясь зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, обратилась в суд 7 августа 2019 года с указанным административным иском, ссылаясь на наличие оснований к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии, предусмотренных п.п. «в.1» и «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав…», при том, что заявление о согласии баллотироваться не соответствует методическим рекомендациям ЦИК от 11 июня 2014 года и кандидатом Очневым В.В. нарушена установленная форма подписного листа, поскольку подписные листы не пронумерованы и не сброшюрованы, в сведениях о месте жительства кандидата излишне указаны название улицы и номера дома и квартиры, в различных подписных листах кандидат Очнев В.В. неверно либо нечитаемо собственноручно написал свое имя или отчество. Также обращает внимание на то, что кандидатом Очневым В.В. оплачены расходы по изготовлению подписных листов помимо средств избирательного фонда, который не формировал кандидат, что также свидетельствует о недействительности подписей избирателей.
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе Душкина А.Н. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований, настаивая на нарушении кандидатом Очневым В.В. установленной формы подписного листа.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в частности, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п.п. «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п.п. «д»).
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Форма такого заявления ни Федеральным законом № 67-ФЗ, ни Законом Калининградской области от 18 марта 2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» не установлена.
Нормы, обязывающей оформлять заявление о согласии баллотироваться в соответствии с методическими рекомендациями ЦИК России, в избирательном законодательстве нет.
Сведения, подлежащие указанию в заявлении о согласии баллотироваться, изложены в п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
Заявление Очнева В.В. о согласии баллотироваться содержит все необходимые сведения.
Методические рекомендации ЦИК от 11 июня 2014 года не являются нормативным правовым актом.
В этой связи доводы административного истца о несоответствии установленной форме заявления о согласии баллотироваться, поданного Очневым В.В., являются ошибочными.
Из материалов дела также следует, что для регистрации кандидат Очнев В.В. представил 15 подписей избирателей на 5 подписных листах.
В заседании судебной коллегии были обозрены оригинальные экземпляры подписных листов, которые пронумерованы и сброшюрованы.
Сведения о кандидате и о лице, осуществлявшем сбор подписей, в подписные листы вносил непосредственно Очнев В.В., который во всех подписных листах, вопреки утверждению административного истца, правильно указал свои фамилию, имя, отчество.
То обстоятельство, что в сведениях о месте жительства кандидата излишне указаны название улицы, номера дома и квартиры, не вводит в заблуждение избирателей и не нарушает принцип равенства всех кандидатов при том, что Душкина А.Н. выдвинута кандидатом в депутаты избирательным объединением.
В соответствии с итоговым протоколом о результатах проверки подписных листов из представленных для регистрации Очнева В.В. 15 подписей избирателей 4 подписи являются недействительными вследствие указания недостоверных сведений об избирателях, 11 подписей признаны действительными и достоверными.
Данных, опровергающих эти выводы избирательной комиссии, не имеется.
Поскольку для регистрации кандидата в депутаты окружного совета депутатов МО «Ладушкинский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 6 требуется 10 подписей избирателей, избирательная комиссия правомерно приняла решение о регистрации кандидата Очнева В.В.
По утверждению Очнева В.В., пять бланков подписного листа он изготовил самостоятельно с использованием ранее имевшихся у него личного компьютера, принтера и бумаги.
Поскольку доказательства расходования Очневым В.В. денежных средств в целях осуществления сбора подписей избирателей отсутствуют, ссылки административного истца на нарушение Очневым В.В. требований п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ коллегия считает ошибочными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: