Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-393/2022 (2-5061/2021;) ~ М-4767/2021 от 02.12.2021

63RS0-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02.03.2022 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ретиной М.Н.,

при секретаре Тимошенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Н. В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании права на предоставление жилья, признании незаконным решения органа местного самоуправления, постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Ильина Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании права на предоставление жилья, признании незаконным решения органа местного самоуправления, постановке на учет, указав, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ильина Н.В. обратилась в Администрацию городского округа Самара с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара истице было отказано во включении в список для предоставления жилья, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилья (л.д. 18).

Решением <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ Рубан В.А. и Рубан Е.Ф. были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и Рубан Н.В. (истицы) (л.д. 26).

Согласно справке Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> ГКУ СО «ЦП ДОПР «Иволга» Рубан Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей дошкольного детского <адрес>, впоследствии выбыла в школу-интернат . С ДД.ММ.ГГГГ по 1979 г. обучалась в школе-интернате <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в школе-интернате <адрес>. После окончания школы обучалась в среднем профессиональном училище <адрес> (л.д. 27,28,29,30).

В соответствии со справкой Отдела ЗАГС муниципального района Кинель-Черкасский управления ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеется запись о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ между Ильиным В. В. и Рубан Н. В., после регистрации брака жене присвоена фамилия Ильина (л.д. 31).

Согласно свидетельству о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, брак между Ильиным В.В. и Ильиной Н.В. был расторгнут. (л.д. 32)

В соответствии со справкой Администрации сельского поселения Муханово Ильина Н.В. и её дочь Ильина О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес>, д. Федоровка (л.д. 35).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения Муханово за Ильиной Н.В.и её дочерью Ильиной О.В. бронированного и зарегистрированного жилья не имеется (л.д. 37).

В соответствии со справкой УУМД Ильина Н.В. и её дочь Ильина О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 41)

Согласно ответам Комитета по управлению имуществом <адрес>, Администрации г.о. <адрес> Ильина Н.В. не состоит в списке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Жилыми помещениями и социальными выплатами не обеспечивался (л.д. 38, 39).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и сведениям АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Ильина Н.В. право на приватизацию на территории <адрес> и <адрес> использовала, ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность помещение по адресу: <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 44)

В соответствии с выпиской из постановления от ДД.ММ.ГГГГ включена в список очередности на жильё воспитанница Ильина Н.В., состав семьи 2 человека, проживает по адресу: <адрес>. Очередность по общему списку и за по списку первоочередного улучшения жилищных условий (л.д. 33).

В соответствии с распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Ильина Н.В. снята с учета в связи с выездом заявителя и члена семьи заявителя на место жительства в другое муниципальное образование, на учете с ДД.ММ.ГГГГ очередной .

Ссылаясь на то, что жилое помещение в собственности или по договору социального найма у истицы отсутствует, что подтверждается соответствующими документами, право на получение жилья истица не реализовала, истица с учетом уточнений просила суд признать распоряжение главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о включении истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.о. Самара незаконным, обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара включить истицу в указанный список.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, поддержал требования с учетом уточнений.

Представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истицы по основаниям, изложенным в отзыве, так как Ильина Н.В. обратилась с заявлением о включении в список только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 данного Закона заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список.

Федеральным законом от 21.12.1996г. - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <адрес> от 28.12.2012г. - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», установлен предельный возраст – 23 года, для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Судом установлено, что Ильина Н.В. обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 52 года.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ильиной Н.В. в 1996 году исполнилось 27 лет, в связи с чем, она не могла быть поставлена на учет.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ , четко определена категория детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а именно:

- дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что в 1987 г. Ильиной Н.В. исполнилось 18 лет.

Постановка на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществлялась на основании ст. 37 ЖК РСФСР и Постановления исполнительного <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>».

Ильина Н.В. с заявлением в органы местного самоуправления по месту регистрации о предоставлении жилого помещения на льготных условиях не обращалась.

Согласно Постановления исполнительного <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>», постановка на учет носила заявительный характер и вне очереди жилые помещения предоставлялись гражданам, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п.3 ст.60 ЖК РСФСР).

В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям" предоставляется вне очереди жилое помещение. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР гражданин должен был быть включен в отдельный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лицаиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Из материалов дела следует, что Ильиной Н.В. 23 года исполнилось 15.09.1992г., доказательств обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, требования истицы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ильиной Н. В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара о признании права на предоставление жилья, признании незаконным решения органа местного самоуправления, постановке на учет оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.Н. Ретина

Копия верна

Судья

2-393/2022 (2-5061/2021;) ~ М-4767/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ильина Н.В.
Ответчики
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Мещеряков В.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
21.12.2021Предварительное судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
05.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее