Дело № 2-114 /2020
УИД 35RS0007-01-2020-000130-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верховажье 14 мая 2020 года
Верховажский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой С.Ю.,
при секретаре Стуловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах к муниципальному бюджетному учреждению «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» о прекращении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее – Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» (далее – МБУ «Липецкий ФОК») о прекращении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В обоснование требований указано, что в ноябре-декабре 2018 года в отношении МБУ «Липецкий ФОК» Управлением Роспотребнадзора проведена плановая проверка по соблюдению требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в декабре 2019 года - внеплановая проверка по исполнению ранее выданного предписания.
В ходе проверок были выявлены нарушения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно статей 11, 24, 32, 34, 36 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положений СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», СП 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», выразившиеся в не обеспечении лиц, занимающихся спортом, душевой, шкафами в раздевалке, умывальником с подводкой холодной и горячей воды, не оборудовании на первом этаже здания раковины горячим водоснабжением, не соответствии уровня искусственного освещения в спортивном зале гигиеническим нормативам, не оборудовании окна в тренажерном зале откидной фрамугой с рычажным прибором или форточкой, помещения санузла на первом этаже - вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Просили суд обязать МБУ «Липецкий ФОК» прекратить нарушения санитарного законодательства: обеспечить лиц, занимающихся спортом, душевой, шкафами в раздевалке, умывальником с подводкой холодной и горячей воды, на первом этаже здания раковину перед туалетом оборудовать горячим водоснабжением (установить автономную систему горячего водоснабжения (водонагреватель), уровень искусственного освещения в спортивном зале довести до гигиенических нормативов, окно в тренажерном зале оборудовать откидной фрамугой с рычажным прибором или форточкой, из помещения санузла на первом этаже оборудовать вытяжную вентиляцию с механическим побуждением без устройства организованного притока, обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до 31.12.2021.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Липецкое.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора о не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика МБУ «Липецкий ФОК» - директор Петухова О.И., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании требования признала. Пояснила суду, что для устранения нарушений необходимы денежные средства, выделением которых занимается администрация Липецкого сельского поселения. Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование сельское поселение Липецкое в лице администрации Липецкого сельского поселения.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Липецкое – глава поселения Тендрякова О.С., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования признала.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) согласно его преамбуле направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 24 Закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 утверждены СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», регламентирующие порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязанности юридических лиц по выполнению их требований.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта определены в СП 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2015 № 61. Санитарные правила направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.
Так, пунктами 4.4., 4.13 СП 2.1.2.3304-15 определено, что здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками; раздевальные должны оборудоваться в том числе шкафами, умывальниками.
Уровни искусственного и естественного освещения в помещениях объектов спорта должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (пункт 4.7. СП 2.1.2.3304-15), которые регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34.
Согласно требованиям, указанным в пунктах 5.1., 5.5. СП 2.1.2.3304-15, здания объектов спорта должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения и канализацией; холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения объектов спорта; при отсутствии централизованного горячего водоснабжения предусматривается автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей для помещений медицинского назначения, производственных помещений столовой, душевых, умывальников, помещений для хранения уборочного инвентаря.
На основании пунктов 6.4., 6.5., 6.6. СП 2.1.2.3304-15 занятия физической культурой и спортом следует проводить в хорошо проветриваемых спортивных залах, помещения должны проветриваться до начала занятий и тренировок и после их окончания; окна оборудуются откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками, фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года; вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений санитарных узлов.
Как следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах по результатам проверки в МБУ «Липецкий ФОК» в ноябре-декабре 2018 года выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки в адрес учреждения направлено предписание от 05.12.2018 № 184/325/02-20 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которое не было полностью исполнено.
В частности, отсутствуют душевая, шкафы в раздевалке, умывальник с подводкой холодной и горячей воды, горячее водоснабжение в раковине на первом этаже здания, уровень искусственного освещения в спортивном зале не соответствует гигиеническим нормативам, окно в тренажерном зале не оборудовано откидной фрамугой с рычажным прибором или форточкой, помещение санузла на первом этаже не оборудовано вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также приведенные нормы права, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения МБУ «Липецкий ФОК» санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности спортивных объектов, в связи с чем данные действия ответчика суд полагает подлежащими прекращению.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).
Согласно уставу МБУ «Липецкий ФОК», утвержденного постановлением администрации Липецкого сельского поселения от 10.10.2011 № 79, учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование сельское поселение Липецкое в лице администрации Липецкого сельского поселения. Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией – муниципальным учреждением, тип муниципального учреждения – бюджетное учреждение, создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления сельского поселения в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБУ «Липецкий ФОК» является администрация Липецкого сельского поселения, действующая от имени муниципального образования – сельское поселение Липецкое.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должна быть возложена как на МБУ «Липецкий ФОК», так и на администрацию Липецкого сельского поселения.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах к муниципальному бюджетному учреждению «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» о прекращении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» прекратить нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности спортивных объектов в части:
- в здании муниципального бюджетного учреждения «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» оборудовать душевую для лиц, занимающихся спортом,
- оборудовать раздевалку шкафами для лиц, занимающихся спортом, оборудовать умывальник с подводкой холодной и горячей воды,
- на первом этаже здания раковину перед туалетом оборудовать горячим водоснабжением (установить автономную систему горячего водоснабжения (водонагреватель),
- уровень искусственного освещения в спортивном зале довести до гигиенических нормативов,
- окно в тренажерном зале оборудовать откидной фрамугой с рычажным прибором или форточкой,
- из помещения санузла на первом этаже оборудовать вытяжную вентиляцию с механическим побуждением без устройства организованного притока.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Липецкий физкультурно-оздоровительный комплекс», администрацию сельского поселения Липецкое Верховажского муниципального района устранить выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до 31.12.2021.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Жукова
Мотивированное решение составлено 18.05.2020.