№ 2-4976/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ужакиной В.А.
при помощнике Дутовой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пчелинцевой Зинаиды Алексеевны к ТСЖ «Трехгорка» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратились в суд с иском к ответчику с учетом уточнений о признании незаконными действий ТСЖ «Трехгорка» по начислению платы за горячее водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС обязании ТСЖ «Трехгорка» произвести перерасчет размера начисленной платы за горячее холодное водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., взыскании с ТСЖ «Трехгорка» суммы в размере 159808 руб. 46 коп. в качестве возмещения ущерба, причиненного не оказанными услугами и общими переплатами, компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., штрафа в пользу Пчелинцевой З.А. и бюджета в размере цены иска.
В обосновании исковых требований указала, что является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС. Сособственником квартиры является Пчелинцев П.Г. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Трехгорка». 01.12.2019 г. истец получила счет-извещение, в котором выставлена задолженность за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в 74654 руб., а всего на ноябрь 2019 года указывалась сумма к оплате 82639 руб. 37 коп. Между тем, услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения не предоставляются, поскольку истец в 2013 году заключила прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, а следовательно, оснований для взимания платы за них не имеется, ответчик обязан произвести перерасчет коммунальных услуг и возместить истцу сумму в размере 159808 руб. 46 коп. в качестве возмещения ущерба, причиненного не оказанными услугами и общими переплатами за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г.
Истец Пчелинцева З.А. в судебном заседании заявленные требования подержала в полном объеме. Также пояснила, что ответчик оказывает услуги ненадлежащим образом.
Ответчик ТСЖ «Трехгорка» в лице представителя в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица Пчелинцев П.Г., ОАО «Одинцовский Водоканал», АО «Одинцовская Теплосеть» в судебное заседание не явились, будучи уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав доводы истца, позицию ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно положениям ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. (ст. 155 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. ( ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ст.155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.9 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч.10 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Ст. 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что Пчелинцева З.А. и Пчелинцев П.Г. являются собственниками в равных долях жилого помещения по адресу: АДРЕС Сособственником квартиры является Пчелинцев П.Г.
В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом № по АДРЕС осуществляет ТСЖ «Трехгорка».
Таким образом, истец является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, а исполнителем услуг является – ТСЖ «Трехгорка», которое одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер ежемесячной платы в пользу управляющей компании собственниками жилых помещений в многоквартирном доме определяется, как сумма, состоящая из следующих выплат содержание ж/ф и текущий ремонт, холодное водоснабжение, ГВС (носитель), ГВС (энергия), Холодное водоснабжение ОДН, ГВС (носитель) ОДН, ГВС (энергия) ОДН, водоотведение, газоснабжение, отопление, электроэнергия, электроэнергия ОДН.
Предоставление и оплата коммунальных услуг регламентирована Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года №354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При этом, указанными правилами предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для проведения перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг и для изменения размера платы за коммунальные услуги: временное отсутствие потребителей в занимаемом жилом помещении; предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности времени (разделы VIII, IX Правил).
В свою очередь, порядок установления факта нарушения качества предоставляемой потребителю коммунальной услуги также определен вышеназванным Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года№ 354 в п. 101-109.
Каких-либо иных оснований для проведения перерасчётов и изменения размера платы за коммунальные услуги действующим законодательством не установлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств незаконности действий ответчика и наличия оснований для произведения перерасчета коммунальных услуг.
Так, в судебном заседании сторона истца пояснила, что коммунальные услуги в виде водоснабжения и водоотведения им фактически предоставлялись.
Факт оказания Пчелинцевой З.А. как потребителю услуги ненадлежащего качества не нашел своего подтверждения материалами дела, поскольку сведения об обращении истца в установленном Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года №354 порядке с заявлением о нарушении качества предоставления услуги в материалах дела отсутствуют, соответствующие акты и фотоматериалы не представлены.
Бесспорных оснований полагать, что содержание предоставление коммунальных услуг в жилом доме осуществляла иная управляющая компания, у суда не имеется, поскольку достоверные и допустимые доказательства тому не представлены.
Довод Пчелинцевой З.А. о том, что обстоятельством для перерасчета выставленных ТСЖ «Трехгорка» счетов за водоснабжение и водоотведение является отсутствие у товарищества заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, суд находит несостоятельным, поскольку действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для перерасчета коммунальных услуг и заявленное истцом в качестве такого в указанный перечень не входит.
Кроме того, в судебном заседании сторона истца не смогла пояснить, в чем конкретно состоит нарушение прав и законных интересов Пчелинцевой З.А. отсутствием договорных отношений ТСЖ «Трехгорка» с ресурсоснабжающими организациями при наличии фактически предоставленных ей коммунальных услуг в объеме и качестве, предусмотренных законодателем.
К ссылке Пчелинцевой З.А. на то, что имеет место прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на водоснабжение и водоотведение, суд относится критически, поскольку оснований возможности перехода собственника помещения на прямой договор в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ в ходе разбирательства дела не установлено, доказательств того, что собственники сменили способ расчета за потребленные услуги, имел место отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения, коммунальные услуги в квартире истца предоставляются по иным инженерным сетям, не имеется, а договор от 06.03.2007 г. на допуск воды и прием сточных вод, заключенный с ТСЖ «Трехгорка», до настоящего времени не расторгнут и является действующим.
Более того, в силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, ТСЖ «Трехгорка» заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями по которым несет расходы связанные с предоставлением коммунальных услуг и эксплуатационных услуг.
Также суд обращает внимание, что согласно пп. "г" п. 34 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента. (п. 81 Правил).
В соответствии с п. 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Таким образом, приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
Управляющая организация, выполняющая функции исполнителя коммунальных услуг, обязана произвести перерасчет объема потребления горячего и холодного водоснабжения, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354 в случае, когда по результатам контрольного съема показаний индивидуального прибора учета установлены соответствующие расхождения с произведенными ранее начислениями.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: АДРЕС оборудована индивидуальными приборами учета ГВС, ХВС.
Однако, истец показания приборов учета горячего и холодного водоснабжения в спорный период времени в ТСЖ «Трехгорка» не передавала, что ею не оспаривалось, в период рассмотрения дела такие показания ответчику также не представила, в связи с чем ТСЖ лишено возможности перерасчета коммунальных услуг, выставленных исходя из норматива потребления.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконными действий ТСЖ «Трехгорка» по начислению платы за горячее водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС, обязании ТСЖ «Трехгорка» произвести перерасчет размера начисленной платы за горячее холодное водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., взыскании с ТСЖ Трехгорка суммы в размере 159808 руб. 46 коп. в качестве возмещения ущерба, причиненного не оказанными услугами и общими переплатами, компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. штрафа, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Пчелинцевой Зинаиды Алексеевны к ТСЖ «Трехгорка» о признании незаконными действий ТСЖ «Трехгорка» по начислению платы за горячее водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС, обязании ТСЖ «Трехгорка» произвести перерасчет размера начисленной платы за горячее холодное водоснабжение и водоотведение в жилом помещении по адресу: АДРЕС за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., взыскании с ТСЖ «Трехгорка» суммы в размере 159808 руб. 46 коп. в качестве возмещения ущерба, причиненного не оказанными услугами и общими переплатами, компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., штрафа в пользу Пчелинцевой З.А. и бюджета в размере цены иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :