Гражданское дело № 2-1183/2020 (УИД 50RS0030-01-2020-000602-76)
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
Именем Российской Федерации
13 мая 2020г.
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при секретаре Тихоновой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясен М. В. к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истец Ясен М.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на следующее. Истец Ясен М.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, г.о. Черноголовка, <адрес>, микрорайон Ногинск-4, <адрес>. Спорное жилое помещение было предоставлено мужу истца – Ясен О.В. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ.Ногинск-4 имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес>-4 исключен из перечня закрытых военных городков. С целью приватизации занимаемой квартиры истец обратилась к наймодателю жилого фонда, в лице Администрации «<адрес> Черноголовка», которая является собственником спорной квартиры, на основании Приказа заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «<адрес> Черноголовка» <адрес>. Однако в принятии заявления истца о передаче спорного жилого помещения в собственность, в порядке приватизации было отказано в связи с отсутствием договора социального найма, для оформления которого, потребовали копии паспортов ранее проживавших и зарегистрированных Ясен К.О. и Ясен Л.В., убывших на постоянное место жительства в <адрес>. Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено в 1992 году по ордеру, не содержащему отметки о служебном статусе жилья, истец полагает, что к отношениям пользования спорным жилым помещением должны применяться правила договора социального найма, при этом, отсутствие у истца письменного договора найма, не свидетельствует о незаконном проживании в спорной квартире, а реализация прав истца на приватизацию занимаемого жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от оформления данного договора. Истец также указывает, что ранее участия в приватизации не принимала. Совместно проживающей с ней Ясен О.В. отказался от права приватизации, о чем им дано нотариально заверенное согласие.
На основании изложенного, истец просит суд: признать за Ясен М.В. право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. В случае удовлетворении заявленных требований указать, что решение суда является основанием для прекращения права собственности муниципального образования «<адрес> Черноголовка» <адрес>, а так же основанием для государственной регистрации за Ясен М.В. права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Истец Ясен М.В. в суд не явилась, ее представитель Мальцева Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленных возражений следует, что ответчик иск не признает, поскольку документы, подтверждающие принятие администрацией решения о предоставлении истцу указанного жилого помещения на условиях социального найма, не представлены, истец на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.
Третье лицо Ясен О.В. в судебное заседание явился, о явке извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Договор социального найма заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора.
В связи с указанным, новый собственник утрачивает право на оспаривание права пользования жилым помещением, признанного за гражданином предыдущим собственником.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы - это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в <адрес> (утв. решением Малого С. МособлС. от ДД.ММ.ГГГГ за №, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим С. народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Судом установлено следующее.
Истец Ясен М.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес> (л.д.8).
Спорное жилое помещение было предоставлено мужу истца – Ясен О.В. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
До ДД.ММ.ГГГГ.Ногинск-4 имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась.
Согласно распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес>-4 исключен из перечня закрытых военных городков.
В настоящее время указанная квартира является муниципальной, сведения о правообладателе - Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка содержатся в ЕГРН (л.д.14-15).
Доказательств того, что квартира в установленном законом порядке была отнесена к служебным жилым помещениям, приватизация которых не допустима, ответчиком не представлено.
Квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь 46,5 кв.м, перепланировок и переустройств в квартире не выявлено, что подтверждается техническим паспортом (л.д. 9-13).
Также установлено, что истец ранее участия в приватизации не принимала. Совместно проживающей с ней Ясен О.В. отказался от права приватизации, о чем им дано нотариально заверенное согласие (л.д.16).
С целью приватизации занимаемой квартиры истец обратилась к наймодателю жилого фонда, в лице Администрации «Городской округ Черноголовка», на основании Приказа заместителя Министра обороны РФ от 23.08.2017 № 838 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Городской округ Черноголовка» Московской области (л.д.17).
В передаче в собственность квартиры ответчиком было отказано, сообщено о необходимости представить документы, предусмотренные административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда» (л.д.23-38).
В соответствии с абзацем 2 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Требование о признании права используется в тех случаях, когда субъективное гражданское право лица кем-либо оспаривается или не признается.
Поскольку жилое помещение было предоставлено в 1992 году по ордеру, не содержащему отметки о служебном статусе жилья, то к отношениям пользования указанным жилым помещением должны применяться правила договора социального найма, при этом, отсутствие у истца письменного договора найма, не свидетельствует о незаконном проживании в квартире, а реализация прав истца на приватизацию занимаемого жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от оформления данного договора.
Таким образом, учитывая, что <адрес>-4 исключен из перечня военных городков Вооруженных Сил РФ, принимая во внимание, что ранее истцом Ясен М.В. право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения не использовалось, что подтверждается домовой книгой и уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, а также то, что истец занимает квартиру на условиях социального найма, член семьи истца Ясен О.В. дал согласие на передачу жилого помещения истцу, суд полагает, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец Ясен М.В. имеет право на приватизацию занимаемой квартиры.
В связи с чем, исковые требования Ясен М. В. к Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ясен М. В. к Администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Ясен М. В. право собственности на жилое помещение: квартиру, общей площадью 46,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для прекращения права собственности муниципального образования «<адрес> Черноголовка» <адрес>, а также основанием для государственной регистрации за Ясен М. В., права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Ю.В. Полякова