Дело № 2 – 615/13
Решение
Именем Российской Федерации
03 июля 2013 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Князькиной А.М.,
с участием старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Бородина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах Юсупова С.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации г. Гай о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Юсупова С. Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Юсупова С.Н., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предоставления жило помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Юсупов С.Н. является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей. <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ у Юсуповой Н.В., инвалида <данные изъяты> группы, в связи <данные изъяты>, были отобраны дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Сведения об отце Юсупова С.Н., внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ФИО5 С <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. находился в ГБУСО «<данные изъяты>». С конца <данные изъяты> г. временно находится в ГАУСО «<данные изъяты>».
По сообщению отдела ЖКХ и КС администрации <адрес> Юсупова С.Н. состоит в списках детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жильем.
Юсупов С.Н. жилого помещения находящегося в собственности, либо предоставленного по договору социального найма не имеет.
В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Юсупова С.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Однако, до настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от Юсупова С.Н. причинам: жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлялось.
Просит возложить обязанность по предоставлению Юсупову С.Н. незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории <адрес>, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное на черте МО <адрес> за счет расходных обязательств <адрес>.
Истец Юсупов С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Старший помощник Гайского межрайонного прокурора Бородина М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Представитель третьего лица <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ №159-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона о гарантиях детям-сиротам), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории <адрес>, жилых помещений жилищного фонда <адрес>» установлено, что жилые помещения жилищного фонда <адрес> предоставляются по следующим нормам: для жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 33 кв.м. общей площади жилья».
Согласно ст. 19.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории <адрес>, жилых помещений жилищного фонда <адрес>» жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда предоставляются лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 4 настоящего Закона, однократно по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 указанного <адрес> по договору найма в специализированном жилищном фонде <адрес> предоставляются, в том числе жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарными и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 процентов.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (п. 8 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено, что истец Юсупов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>.
<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 отобраны дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и передать их органу опеки и попечительства городской администрации <адрес>.
Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери истца.
Таким образом, истец Юсупов С.Н. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Из сообщения отдела ЖКХ и КС администрации <адрес> следует, что Юсупов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Юсупова С.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес> и <адрес> отсутствуют.
Судом установлено, что за Юсуповым С.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с тем, что он относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.
В этой связи, истец был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений за истцом в настоящее время не закреплено.
В судебном заседании установлено, что Юсупов С.Н. не обеспечен жилой площадью и ему не предоставлено жилое помещение. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения.
Таким образом, в соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации у Юсупова С.Н. возникло право на обеспечение по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищно фонда детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статьи 3 закона пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу.
На основании статьи 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в статью 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункт 1 статьи 8 в новой редакции предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 2 статьи 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Юсупов С.Н. выявлен, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>.
Однако до настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от Юсупова С.Н. причинам: жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлялось. Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком не представлено.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения -обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, принимая во внимание, что ответчиком добровольно не была исполнена возложенная на него обязанность, считает необходимым обязать администрацию <адрес> предоставить Юсупову С.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес> в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения на территории <адрес>, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО <адрес>, за счет средств расходных обязательств, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Одновременно суд не находит оснований для установления срока исполнения решения суда в порядке ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку жилое помещение предоставляется за счет средств бюджета по вступлению решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Гайского межрайонного прокурора в интересах Юсупова С.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес>, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории <адрес>, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте <адрес>, за счет расходных обязательств <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен: 08 июля 2013 года.