Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-237/2015 ~ М-240/2015 от 26.02.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза          18 марта 2015 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Твердого А.А.,

при секретаре Старинском А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних о возложении обязанности на МОБУ СОШ с.Константиновка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать здание МОБУ СОШ с.Константиновка пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема,

установил:

Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что в ходе проведения прокуратурой Пензенского района Пензенской области проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения доступности образования детей-инвалидов МОБУ СОШ с.Константиновка было выявлено, что здание МОБУ СОШ с.Константиновка, расположенное по адресу: <...>, не оборудовано пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема, тем самым дети-инвалиды, использующие кресла-коляски, а также другие маломобильные несовершеннолетние лишены возможности свободного беспрепятственного доступа в здание школы.

Согласно уставу МОБУ СОШ с.Константиновка учредителем школы является отдел образования Пензенского района Пензенской области, который является главным распорядителем средств бюджета Пензенского района по отрасли «образование», несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его распоряжение из бюджета Пензенского района.

Ссылаясь на нормы законодательства о социальной защите инвалидов в РФ просит возложить на МОБУ СОШ с.Константиновка и отдел образования Пензенского района Пензенской области обязанность оборудовать МОБУ СОШ с.Константиновка пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.

В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Пензенской области Соболева Е.А. на заявленных требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.

В судебное заседание ответчик МОБУ СОШ с.Константиновка не явился, в своем заявлении директор МОБУ СОШ с.Константиновка Жидкова С.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные прокурором требования признала в полном объеме.

Ответчик отдел образования Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении начальник отдела образования Баландина О.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные прокурором требования признала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что прокуратурой Пензенского района Пензенской области проведена проверка соблюдения на территории Пензенского района Пензенской области законодательства об образовании, в части обеспечения доступности образования детей-инвалидов в МОБУ СОШ с.Константиновка. В результате проверки установлено, что МОБУ СОШ с.Константиновка, расположенное по адресу: <...> не оборудовано пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема, что препятствует детям-инвалидам, использующим кресла-коляски, а также другим маломобильным несовершеннолетним свободному беспрепятственному доступу в здание указанного объекта социальной инфраструктуры.

В силу статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006 №61/106 и ратифицированной Российской Федерацией) чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу ст. 19 указанного Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно абз. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605, и введенных в действие с 1 января 2013 г.

Согласно пунктам 1.4, 1.8 Устава МОБУ СОШ с.Константиновка данное общеобразовательное учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем школы является отдел образования Пензенского района Пензенской области. Собственником имущества, закрепленного за общеобразовательным учреждением на праве оперативного управления, является администрация Пензенского района Пензенской области.

Согласно п.6.6.1 Устава финансовое обеспечение бюджетного учреждения производится за счет средств бюджета Пензенской области и бюджета Пензенского района и средств, полученных от приносящей доход деятельности образовательного учреждения.

Финансовое обеспечение расходов на содержание зданий и сооружений, обустройство прилегающих к общеобразовательному учреждению территорий осуществляется учредителем из средств регионального, муниципального бюджета.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с п.1.1 Положения об отделе образования администрации Пензенского района, утвержденного решением собрания представителей Пензенского района от 19 ноября 2014г. №48-4/3 отдел образования администрации Пензенского района является функциональным органом, входящим в структуру администрации Пензенского района, осуществляющим отдельные государственные полномочия в сфере образования, которыми органы местного самоуправления Пензенского района наделены Законом Пензенской области от 22 декабря 2006г. №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями РФ, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области, а также иными полномочиями по вопросам местного значения».

В соответствии с п. 3.1, 3.5., 3.9., 3.16 Положения об отделе образования Пензенского района к компетенции отдела образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление контроля над деятельностью муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством; осуществление контроля над соблюдением условий и выполнением мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья детей и сотрудников в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно пункту 3.15. Положения отдел образования Пензенского
района является главным распорядителем средств бюджета Пензенского
района по отрасли «образование», несет ответственность за целевое и
эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его
распоряжение из бюджета Пензенского района.

Ответчики не оспаривает требования истца и признают их в полном объеме.

Таким образом, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудования входа в здание специальными приспособлениями возложена указанными нормами закона на отдел образования администрации Пензенского района, как орган местного самоуправления, и МОБУ СОШ с.Константиновка, как бюджетное учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

Материалами дела подтверждается, что здание МОБУ СОШ с.Константиновка, расположенное по адресу: <...>, не оборудовано пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом директора школы на требование прокурора, письмом отдела образования Пензенского района на требование прокурора, а также не оспариваются сторонами.

Таким образом, учитывая, что МОБУ СОШ с.Константиновка является объектом социальной инфраструктуры; ответчиками в нарушение требований действующего законодательства не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, чем существенно нарушены права данной категории лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание общеобразовательного учреждения и оборудованию входа в здание специальными приспособлениями должна быть возложена на отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области и МОБУ СОШ с.Константиновка.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд    

решил:

Иск прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних о возложении обязанности на МОБУ СОШ с.Константиновка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать здание МОБУ СОШ с.Константиновка пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема – удовлетворить.

Обязать МОБУ СОШ с.Константиновка и отдел образования Пензенского района Пензенской области оборудовать до 31 августа 2015 г. здание МОБУ СОШ с.Константиновка пандусом либо пологим спуском либо другими средствами подъема.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2015 г.

Председательствующий:    подпись.                А.А. Твердой

<...>

2-237/2015 ~ М-240/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соболева Е.А.
Ответчики
Отдел образования Пензенского района
МОБУ СОШ с.Константиновка
Суд
Пензенский районный суд Пензенской области
Судья
Твердой Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
penzensky--pnz.sudrf.ru
26.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
03.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2015Подготовка дела (собеседование)
11.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2015Дело оформлено
01.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее