РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 17 апреля 2019 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
с участием истца Матвиенко В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвиенко В.Д. к Администрации Сегежского муниципального района, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к Администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать М. и отец М. решением Сегежского городского суда Республики Карелия лишены родительских прав, жилое помещение по адресу: ..., признано непригодным для проживания. В соответствии с ответом Администрации Сегежского муниципального района от 19 марта 2019 года №... он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приказом Минсоцтруда Республики Карелия № 331-П установлена дата наступления права для предоставления жилого помещения – 31 июля 2018 года, что до настоящего времени не исполнено. На основании изложенного просит обязать ответчика предоставить ему помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, в ходе рассмотрения дела по существу процессуальный статус лица был изменен на соответчика.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация Сегежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, до рассмотрения дела по существу направили в адрес суда возражения, в соответствии с которыми в Республике Карелия исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам передано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то есть из бюджета Республики Карелия. В соответствии с приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» на территории Сегежского муниципального района жилыми помещениями в 2019 году должны быть обеспечены 5 детей-сирот. Кроме того в соответствии со Списком детей-сирот должны были быть обеспечены жильем 17 детей сирот, в том числе Матвиенко В.Д. По результатам рассмотрения в 2018 году Сегежским городским судом Республики Карелия исковых заявлений детей-сирот о предоставлении жилья на Администрацию была возложена обязанность по предоставлению 9 жилых помещений детям-сиротам, данные граждане также включены в упомянутый ранее список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Несмотря на показатели числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2018 году, в соответствии с Законом Республики Карелия от 21 декабря 2017 года № 2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период с 2019 года по 2020 годов» бюджету Сегежского муниципального района выделена субвенция на осуществление указанных государственных полномочий на 2018 год в сумме 2 948 тыс. руб. За счет средств субвенций Администрацией приобретено 5 жилых помещений для детей-сирот и израсходовано 2 941 тыс. руб. Остаток средств составил 6 300 руб., указанной суммы недостаточно для приобретения квартиры. В связи с недостаточностью средств Администрация обратилась в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в отношении троих детей-сирот, рассчитывая на приобретение жилья для них за счет средств субвенций, выделенных для исполнения переданных государственных полномочий на 2019 год. В соответствии с Законом Республики Карелия от 22 декабря 2018 года № 2337-ЗРК бюджету Сегежского муниципального района выделена субвенция на указанные цели на 2019 год в сумме 1 900 тыс. руб. Из расчета средней стоимости благоустроенного жилья на вторичном рынке г. Сегежа в сумме 650 тыс. руб. на предоставленные средства субвенции Администрация сможет приобрести только три квартиры. Согласно приложению к Закону № 2337-ЗРК Сегежскому муниципальному району объем субвенции определен на прогнозируемое среднегодовое число детей-сирот – 3 человека. Министерство социальной защиты РК, как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия, установил прогнозный показатель и задание, по осуществлению государственных полномочий, определив размер субвенции на предоставление жилья 3 детям-сиротам. Таким образом, средств для обеспечения жильем Матвиенко В.Д. не предусмотрено, задание Администрации на приобретение жилого помещения для него Уполномоченным органом не дано. Исходя из положений приведенных выше норм законодательства, пределы исполнения Администрацией переданных государственных полномочий определяются пределами финансовых и материальных ресурсов, переданными для их исполнения. Администрация не обязана исполнять государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам при отсутствии или недостаточности средств субвенции, выделенных на исполнение таких государственных полномочий, следовательно, такая обязанность должна быть возложена на органы государственной власти Республики Карелия, то есть на Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Ответчик Министерство социально защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. До рассмотрения дела по существу направили в адрес суда отзыв, в соответствии с которым в Республике Карелия порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, регламентирован Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК, в соответствии со ст. 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены, в том числе полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются и иными полномочиями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия – Министерством социальной защиты Республики Карелия. В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 года № 326-П Министерство социальной защиты, труда и занятости РК переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия. Матвиенко В.Д. включен в раздел «Сегежский муниципальный район» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (строка 4). Законом Республики Карелия от 21 декабря 2018 года № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Сегежскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2019 год в размере 1 927 тыс. руб.
Заслушав истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Матвиенко В.Д., 17.12.1994 г.р., включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по Сегежскому муниципальному району (порядковый номер № 4), что подтверждается справкой от 28 февраля 2019 года №....
Истец был зарегистрирован по адресу: ..., что подтверждается карточкой прописки, снят с регистрационного учета ХХ.ХХ.ХХ..
В соответствии с заключением №... от 24 декабря 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Сегежского городского поселения от 13 октября 2008 года №..., жилой дом №... по ул. <...> в г. Сегеже признан аварийным и подлежащим сносу.
Из справки №... от 19 марта 2019 года следует, что Матвиенко В.Д. Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Установленная Приказом дата наступления права для предоставления жилого помещения – 31 июля 2018 года. Жилым помещением истец не обеспечивался в связи с отсутствием денежных средств за счет субвенций на осуществление мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.
Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, был поставлен на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.
В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения XVII сессии I созыва от 12.04.2007 № 84 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города Сегежа составляет 12 кв. м.
Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Не оспаривая право истца на получение жилого помещения, ответчик ссылался на недостаточное финансирование из регионального бюджета.
Законом Республики Карелия от 21 декабря 2017 года № 2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый период с 2019 года по 2020 годов» бюджету Сегежского муниципального района выделена субвенция на осуществление указанных государственных полномочий на 2018 год в сумме 2 948 тыс. руб. Из возражений ответчика Администрации Сегежского муниципального района следует, что за счет указанных средств последней приобретено 5 жилых помещений для детей-сирот и израсходовано 2 941 тыс. руб., остаточных средств не достаточно для приобретения жилого помещения. В соответствии с Законом Республики Карелия от 22 декабря 2018 года № 2337-ЗРК бюджету Сегежского муниципального района выделена субвенция на указанные цели на 2019 год в сумме 1 900 тыс. руб., которые планируется потратить на приобретение трех квартир для детей-сирот.
Вместе с тем, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации Сегежского муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией Сегежского муниципального района истцу по месту его жительства в границах г. Сегежи. Положения закона, возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими, в связи с чем в удовлетворении требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия необходимо отказать.
Из содержания подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в ныне действующей редакции, согласно которому проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (и, следовательно, таким детям-сиротам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда), если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данная норма не содержит такого условия, как наличие у детей-сирот статуса малоимущих, несмотря на то, что впоследствии на это жилое помещение с детьми-сиротами должен быть заключен договор социального найма.
Из поквартирной карточки по адресу: ..., следует, что по указанному адресу истец зарегистрирован с ХХ.ХХ.ХХ., что подтверждается копией паспорта истца.
Помимо Матвиенко В.Д. по указанному адресу также зарегистрированы А., А., М. и М., всего 5 человек. Жилая площадь указанного помещения составляет 40,6 кв.м, то есть на одного человека приходится 8,12 кв.м, что составляет менее учетной нормы в размере 12 кв.м на человека на территории города Сегежа предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Матвиенко В.Д. в связи с тем, что он является членом семьи нанимателя по договору социального найма, не имеется.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 98, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Матвиенко В.Д. удовлетворить.
Обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить Матвиенко В.Д. на территории города Сегежа благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
В удовлетворении требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.
Взыскать с администрации Сегежского муниципального района в пользу Матвиенко В.Д. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 22 апреля 2019 года.