Дело № 2-1081/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием истцов СОА, САН,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СОА, САН, СДА, СМА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 1999 года они фактически проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеют. Данный жилой дом принадлежал на праве собственности бабушке САН – ГМА, после смерти которой САН фактически принял наследство, в том числе вышеуказанный дом. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом оказался в зоне затопления. В результате возникшей ЧС дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. В 2018 году Администрация ГП «Шилкинское» отказала во включении истцов в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, в связи с отсутствием у них правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение и отсутствием регистрации по месту жительства по данному адресу. Просят признать факт постоянного проживания истцов в жилом доме по адресу: <адрес> для получения жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результата выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результата выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края. Обязать Администрацию ГП «Шилкинское» включить истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением городского поселения «Шилкинское» Шилкинского района Забайкальского края.
В судебном заседании истец СОА исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что 02.10.2018 года Администрация ГП «Шилкинское» отказал им во включении в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежало бабушке ее супруга САН, которая умерла в 1999 году. С этого времени их семья стала проживать в указанном доме. В 2005 году Администрация ГП «Шилкинское» приняла спорное жилье в муниципальную собственность. Они в устной форме обращались в Администрацию с заявлением о регистрации в указанной квартире по месту жительства, однако, получали отказ. В 2018 году после паводка данное жилье было признано непригодным для проживания, в связи с чем, зарегистрироваться в утраченном жилом помещении стало невозможным. В настоящее время им пришло уведомление от Администрации ГП «Шилкинское» об отказе во включении в списки граждан, утративших жилое помещение в результате паводка 2021 года на социальную поддержку, в связи с отсутствием у них правоустанавливающих документов на жилье.
Истец САН требования поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом. В судебном заседании от 12.10.2021 года представитель ответчика Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, поскольку на момент паводка в 2018 году у истцов отсутствовала регистрация по месту жительства по данному адресу, а также правоустанавливающие документы на квартиру. В настоящее время режим ЧС в связи с паводком, произошедшем в июле 2018 году, снят, бюджетные ассигнования на данные мероприятия отсутствуют.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (далее Постановление №561).
В пункте 1 Постановления №561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления №561 государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
В соответствии с пп.3, 4 Порядка и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)" (утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995) для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015) указано, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с главой 4 п.б Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма).
После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561.
Судом установлено, что 08 июля 2018 года на территории городского поселения «Шилкинское» произошло затопление.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.
Распоряжением Администрации городского поселения «Шилкинское» №40 от 29.05.2018 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».
Заключением межведомственной комиссии от 30 июля 2018 года, составленного на основании акта обследования помещения от 30.07.2018 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с подъемом уровня реки Кия на территории городского поселения «Шилкинское».
Согласно ответу Администрации ГП «Богомягковское» от 02.10.2018 года, СОА, САН, СДА, СМА не включены в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также отсутствием регистрации по указанному адресу.
Истец САН зарегистрирован по адресу: <адрес> с 18.01.1991 года, СДА зарегистрирована по адресу: <адрес> с 03.11.1995 года, СМА по адресу: <адрес> с 18.07.2018 года, СОА по адресу: <адрес> с 01.10.1993 года.
Постановлением Главы муниципального района «Шилкинский район» №556 от 14.11.2005 года утвержден перечень имущества МР «Шилкинский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения «Шилкинское», согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанный перечень.
Согласно ответу Администрации ГП «Шилкинское» от 07.10.2021 года в адрес СОА, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> разрушено в результате паводка 2018 года, выведено из состава жилищного фонда городского поселения «Шилкинское».
Согласно уведомлению Администрации ГП «Шилкинское» от 02.11.2021 года в адрес СОА, истцам отказано во включении в список семей, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС в 2021 году, в связи с отсутствием права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у СОА, САН, СДА, СМА не имеется правовых оснований для получения государственного жилищного сертификата и включения их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка, произошедшего в 2018 году, поскольку ими не соблюдены необходимые для этого условия.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у гражданина и членов его семьи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали.
Как установлено судом, на момент чрезвычайной ситуации истцы не были зарегистрированы по указанному выше адресу. Доказательств наличия уважительных причин, чтобы не зарегистрироваться в данной квартире, суду не представлено. Довод истцов о том, что Администрация ГП «Шилкинское» препятствовала истцам в оформлении регистрации по адресу: <адрес> голословен и ничем не подтвержден.
Кроме того, суду не представлено сведений о том, что спорное жилое помещение входило в состав наследственной массы бабушки истца САН ГМА и принадлежит ему по праву наследования.
Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░, ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.