63RS0007-01-2021-000074-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2021 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,
при секретаре Болотиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-620/2021 по административному исковому заявлению прокурора Волжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Маркину А. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Волжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Маркину А.В. с административным иском о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Волжского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки установлено, что Маркин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение категории В, В1, (AS), №, выданное ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ г. Маркин А.В. поставлен на диспансерный учет в ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя второй стадии».
Согласно информации, предоставленной ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок ремиссии Маркина А.В. составил 0 месяцев.
Управление транспортным средством при наличии медицинских противопоказаний и отсутствии стойкой ремиссии создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства истец просил суд прекратить действие права Маркина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения категории В, В1, (AS), №, выданного ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административного истца помощник прокурора Волжского района Самарской области Скидан Ю.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик Маркин А.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что отмечается у нарколога, исправится, просил ограничить его у правлении транспортными средствами, но не прекращать действия права на управление транспортными средствами, поскольку не имеет финансовой возможности восстанавливать права.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Волжскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ СО «Волжская центральная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством; перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», наличие у гражданина заболевания алкоголизм и/или наркомания являются препятствием для управления авто- и мототранспортными средствами; водители автомобилей, больные алкоголизмом и наркоманией допускаются к управлению указанными транспортными средствами только при наличии стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: для больных наркоманией – пятилетний срок, для больных хроническим алкоголизмом – трехлетний срок.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из материалов дела следует, что Маркин А.В. имеет право на управление транспортными средствами категории В, В1, (AS), на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
Согласно информации, предоставленной ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок ремиссии Маркина А.В. составил 0 месяцев.
Из пояснений административного ответчика следует, что он на учете в ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» не состоял, так как не знал, что это нужно делать. Исковые требования признал.
Состояния выздоровления (стойкой ремиссии) у ответчика при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, суд с учетом наличия у административного ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортными средстами приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем, считает необходимым прекратить действие предоставленного административному ответчику права на управление транспортными средствам до утраты оснований недопустимости управления транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний.
Обоснованность постановки на диспансерный учет административным ответчиком в установленном порядке не оспаривалась, решение о снятии с диспансерного учета административного ответчика соответствующей комиссией не принималось. Доказательств обратного административный ответчик не представил.
Доводы ответчика об ограничении его в управлении транспортными средствами, а не прекращении права, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку законом такая возможность не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права Маркина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения категории В, В1, (AS), №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 17 марта 2021 г.
Председательствующий: Е.В. Фокеева.