Дело № 2-55/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Вуктыл 24 октября 2012 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Самсоновой О.В.,
с участием заместителя прокурора г.Вуктыл Колышкина А.В.,
представителя администрации муниципального района «Вуктыл» Русецкой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Вуктыл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Вуктыл» о понуждении осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Вуктыл обратился с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Вуктыл/ /далее МО МР «Вуктыл»/ с требованиями о понуждении осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Свои требования прокурор г.Вуктыла мотивировал тем, что в производственной зоне г.Вуктыл, в районе гаража ВАТП ГУП «Комитрансавто» расположен причал для грузопассажирских судов, который является объектом муниципальной собственности и составляет муниципальную казну МР «Вуктыл». В соответствии с договором безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, от ГУП «Комиавиатранс» в муниципальную собственность МО «Город Вуктыл» безвозмездно передано имущество, в том числе объект недвижимости «Причал». На основании постановления главы администрации МО « Город Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке в муниципальную собственность имущества аэропорта города Вуктыл» вышеуказанное имущество принято в муниципальную собственность МО «Город Вуктыл». Однако до настоящего времени в противоречие действующего законодательства администрацией МО МР «Вуктыл» государственная регистрация права собственности на объект недвижимости – «Причал на р.Печора», несмотря на фактическое распоряжение данным причальным сооружением не проведена.
В судебном заседании помощник прокурор г.Вуктыл настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации МО МР «Вуктыл» в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил отложить рассмотрение дела, об уважительных причинах неявки суд не известил.
Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Агентства Республики Коми по управлению имуществом пояснил, что объект недвижимого имущества, причальное сооружение для грузопассажирских судов, расположенное в производственной зоне г.Вуктыл на р.Печора в Реестре государственного имущества Республики Коми не числится.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми) в судебное заседание не явился? о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по поводу заявленных требований прокурора в суд не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ЗР пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдений требований федерального законодательства при эксплуатации причальных сооружений, расположенных на территории МР «Вуктыл», проведенной с его участием, был составлен акт, согласно выводов которого визуально, причальное сооружение на р.Печора находится в удовлетворительном состоянии. Данный причал предназначен для погрузочно-разгрузочных работ.
Заслушав пояснение прокурора, представителя администрации МО МР «Вуктыл», пояснения специалиста ЗР, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что согласно п.1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ Договора о закреплении за государственным унитарным предприятием «Комиавиатранс» государственного имущества на праве хозяйственного ведения, Минимущество закрепляет за Предприятием государственное имущество на праве хозяйственного ведения в пределах настоящего договора: недвижимое и движимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), которым он наделен на момент создания, а для действующего Предприятия имущество, отраженное в балансе Предприятия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1.1 Договора безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «Город Вуктыл», как Благополучателем и ГУП «Комиавиатранс», как Предприятием, Предприятие безвозмездно передало в собственность Благополучателя имущество, указанное в приложении к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью.
Согласно п.2.1 Договора безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятие осуществляет передачу Благополучателю имущества, указанного в приложении к настоящему договору, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п.2.3 вышеуказанного Договора безвозмездной передачи имущества, Благополучатель обязуется принять, указанное в приложении к настоящему договору имущество и нести все права и обязанности собственника этого имущества.
В соответствии с п.1.1 Договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО «Город Вуктыл», как Ссудодатель, обязалась передать в безвозмездное пользование ГУП «Комиавиатранс», как Ссудополучателю имущество Аэропорта «Вуктыл», согласно перечня, который является приложением к настоящему договору и его неотъемлемой частью, именуемое в дальнейшем «имущество».
Из п.1.2 вышеуказанного Договора следует, что имущество передается Ссудополучателю по акту приемо – передачи, подписываемому уполномоченными лицами, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта приемо – передачи имущества аэропорта Вуктыл из муниципальной собственности в безвозмездное пользование ГУП «Комиавиатранс» следует, что в данном акте указан и причал на р.Печора, балансовой стоимостью <данные изъяты>, остаточной стоимостью <данные изъяты>.
Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, Главы администрации МО «Город Вуктыл» «О приеме в муниципальную собственность имущества аэропорта города Вуктыл» принято в муниципальную собственность имущество аэропорта г.Вуктыл балансовой стоимостью <данные изъяты>, остаточной стоимостью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Комиавиатранс». Комитету по управлению имуществом МО «Город Вуктыл» (З) внести указанный имущественный комплекс в реестр муниципальной собственности.
В акте приемо - передачи имущества аэропорта Вуктыл передаваемого в муниципальную собственность МО «Город Вуктыл» указан причал на р.Печора, дата оприход.<данные изъяты>, балансовая стоимость <данные изъяты>, остаточная стоимость <данные изъяты>. Всего стоимость преданного и принятого по указанному акту имущества составляет: балансовая- <данные изъяты>, остаточная – <данные изъяты>.
Из акта дефектов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате технического осмотра в натуре причала на р.Печора комиссия установила, что в результате ледоходов причал разрушен и не пригоден к дальнейшей эксплуатации.
ДД.ММ.ГГГГ филиал ФГУП «Комиавиатранс» аэропорт Ухта обратился с ходатайством исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы МО «Город Вуктыл» в котором просил списать причал на р.Печора, так как причал разрушен вследствие ледоходов и не пригоден к дальнейшей эксплуатации и исключить причал на р.Печора из перечня имущества вертолетной площадки Вуктыл, переданного в безвозмездное пользование.
Согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации МО «Город Вуктыл» «О списании муниципального имущества», комитету по управлению имуществом МО «Город Вуктыл» в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации следует списать муниципальное имущество – причал на р.Печора балансовой стоимостью <данные изъяты>, износом <данные изъяты>, остаточной стоимостью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии п.1 с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы МО «Город Вуктыл» «О прекращении права аренды земельным участком и предоставлении его в аренду», прекращено с ДД.ММ.ГГГГ право аренды земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>., находящимся в производственной зоне г.Вуктыл, раннее предоставленному обществу с ограниченной ответственностью «Стройэнергомонтаж» Постановлением Главы администрации МО «Город Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ № для обустройства и эксплуатации причала для грузопассажирских речных судов, и предоставить его в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Стройэнергосервис» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для эксплуатации причала для грузопассажирских судов.
Из письма ФГУ «Печорского Государственного Бассейнового управления водных путей и судоходства» исх№ от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации МР «Вуктыл» ЗС следует, что на территории МР «Вуктыл» имеются выведенные из технологического цикла безнадзорные, неэксплуатируемые, разрушенные причальные сооружения, которые ухудшают состояние внутренних водных путей.
На основании п.1 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МР «Вуктыл» «Об организации пассажирских перевозок речным транспортом между труднодоступными населенными пунктами в границах муниципального района «Вуктыл» в навигацию 2011 года» следует, что подлежит организовать пассажирские перевозки речным транспортом между труднодоступными населенными пунктами в границах муниципального района «Вуктыл» в навигацию 2011 года. Согласно п.2 данного Постановления от 11 мая 20-11 года, утвержден маршрут движения пассажирского катера КС-110-32Т «Первый» в навигацию 2011 года: Вуктыл – Подчерье-Кырта-Усть-Щугер-Усть-Соплеск-Усть-Воя-Вуктыл.
Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ выполненного руководителем Вуктыльского горкомитета по охране окружающей среды, объект «Причал» представляет собой участок, который находится в производственной зоне г.Вуктыл в водоохраной зоне р.Печора и представляет из себя площадку с твердым покрытием для стоянки машин, временных сооружений для организации функционирования причала. Дороги с твердым покрытием к месту причаливания судов.
В соответствии с п.2 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального района «Вуктыл» «О признании утратившим силу постановления администрации муниципального района «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок» ООО «Стройэнергосервис» следует рекультивировать нарушенные земли и вернуть их в установленном порядке.
Из акта проверки соблюдений требований федерального законодательства при эксплуатации причальных сооружений, расположенных на территории муниципального района «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по течению р.Печора расположено причальное сооружение ООО «Стройэнергосервис» Причальное сооружение ООО «Стройэнергосервис» обладает всеми предусмотренными законом признаками причального сооружения: позволяет произвести безопасный подход к нему речных судов, их безопасную стоянку, погрузку и выгрузку. Причальное сооружение оборудовано знаками, обозначающими пассажирский причал.
Согласно отзыва на заявление прокурора, за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, в Территориальной базе данных Реестра федерального имущества в Республике Коми, как объект федерального имущества данное имущество (причальное сооружение на р.Печора), не учитывается.
Из ответа исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ Агентства Республики Коми по управлению имуществом на запрос суда, установлено. что объект недвижимого имущества, причальное сооружение для грузопассажирских судов, расположенное в производственной зоне г.Вуктыл на р.Печора, в Реестре государственного имущества Республики Коми не числится.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п.3, п.6, п.7, п.18, п. 21, п.24 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Из ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что причал – это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
На основании ч.1 ст.22.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения) сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117 – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.ст. 10, 11 Закона № 117 –ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения подлежит государственной экспертизе, проводимой по инициативе собственников гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнического сооружения для утверждения декларации безопасности и выдачи разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что, гидротехническое сооружение - объект «Причал» не используется при эксплуатации при предоставлении транспортных услуг с использованием водного транспорта населению, и не может быть выведен из эксплуатации, поскольку в настоящее время на него не оформлено надлежащим образом право собственности и не установлена его пригодность либо непригодность для оказания транспортных услуг. Использование и эксплуатация иного причала на р.Печора в г.Вуктыл ООО «Стройэнергосервис» в настоящее время запрещены.
Оборудованное рядом с причалом ООО «Стройэнергосервис», место для причаливания грузопассажирских судов, имеющее подготовленную для погрузки и разгрузки судов акваторию (гидротехническое сооружение объект «Причал»), является единственным специализированным причальным сооружением на территории МР «Вуктыл», предназначенным для предоставления населению услуг водного транспорта.
В соответствии со ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Нарушение требований федерального законодательства по принятию мер по регистрации права собственности на данное причальное сооружение, является основанием для прекращения его использования, ухудшения его технического состояния, и, как следствие, нарушением права неопределенного круга лиц, пользующегося водным транспортом, права граждан на благоприятную окружающую среду, требования по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Кроме того, суд считает, что непринятие мер по осуществлению мероприятий по государственной регистрации права собственности на вышеуказанное причальное сооружение, ведет к не принятию мер по его выводу из эксплуатации и ликвидации в случае невозможности эксплуатации по причине неудовлетворительного технического состояния, что влечет за собой угрозу для создания условий по предоставлению транспортных услуг населению, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района по р.Печора, для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера; осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, поскольку данное причальное сооружение ухудшает состояние внутренних водных путей.
Государственная регистрации права собственности на объекта «Причал» МР «Вуктыл», по мнению суда, позволит собственнику принять меры по устранению вышеуказанных требований федерального законодательства, прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории МР «Вуктыл» и пользующегося водным транспортом, права граждан на благоприятную окружающую среду, требования по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Поэтому, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Вуктыл» осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – причальное сооружение для грузопассажирских судов, расположенное в производственной зоне города Вуктыл на реке Печора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Вуктыл» осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – причальное сооружение для грузопассажирских судов, расположенное в производственной зоне города Вуктыл на реке Печора.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2012 года.
Судья: О.В. Сурганов